Cуверенитет и федеративная организация российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты (26.07.2010)

Автор: Пастухова Надежда Борисовна

Материальной (экономической) основой государственного суверенитета является обладание территорией, включая имеющиеся природные ресурсы. Уровень экономического развития, характер и совершенство производительных сил и производственных отношений, военно-промышленный и научный потенциал, людские ресурсы выступают в качестве важнейшей составляющей экономической основы суверенитета.

Экономическую основу конституционного строя России определяют ст. ст. 8, 9, 35, 36, ст. 71 п. «ж», «з», 74, 75 и др. Современное суверенное государство – собственник своих национальных богатств, которые необходимо эффективно использовать, т.е. компетентно управлять экономикой, государственной собственностью, создавать оптимальные условия для развития других форм собственности, проведения разумной ценовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.

Политической основой суверенитета как принципа конституционного строя России выступают: наличие достаточно развитой политической организации общества, её отношения с властью, а также структура самой власти. Кроме того, участие государственных и общественных институтов в решении задач государственного строительства, наличие гражданского общества, политических партий обеспечивают стабильность в обществе, повышают эффективность государственного суверенитета.

Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, является многонациональный народ. Народ, выступая реальной основой последовательного обеспечения государственного суверенитета, опирается на общественный и государственный строй, составляющие фундамент внутренней прочности и внешней независимости суверенного государства.

Правовой основой суверенитета любого государства выступают его Конституция, законы, подзаконные акты и договоры, а также декларации и официальные заявления по проблемам суверенитета. Общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние дела также выступают в качестве правовой основы суверенитета.

Государственный суверенитет обеспечивается целым рядом политических, экономических, международных и правовых гарантий, в том числе, политической, военной, международной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и иных государственных органов, направленных на укрепление государственной власти и обеспечивающих национальную безопасность. К наиболее значимым из них, применительно к Российской Федерации, автор относит: способность государства осуществлять самостоятельную политику, её поддержка в обществе и в дружественных государствах; обладание государством реальной властью, возможностью самостоятельной разработки, принятия и пересмотра своей Конституции; наличие современных вооружённых сил, способных надежно защитить территориальную целостность и обеспечить независимость государства; обеспечение экономической независимости, конкурентоспособности производимой продукции, преодоление сырьевой направленности экономики; обладание надежной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью национальной валюты; обеспечение государственной безопасности и внутреннего правопорядка, эффективная борьба с терроризмом и сепаратизмом; реальная возможность и способность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; эффективная дипломатическая деятельность.

Главный ценностный смысл суверенного правового государства состоит в создании таких условий, которые давали бы возможность утвердить власть народа как источника государственного суверенитета, гарантировать его свободы, обеспечить развитие институтов гражданского общества. Суверенитет способствует устойчивому экономическому развитию страны, укреплению внутреннего рынка, надежной защите всех форм собственности, поддержанию достойной жизни своих граждан.

Особое внимание в работе уделено анализу конституционно-правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением государственного суверенитета в системе федеративных отношений зарубежных федеративных государств. Исследовано законодательство таких стран, как Австрия, Венесуэла, Индия, Пакистан, Республика Танзания, Эфиопия, США, ФРГ, и др. Проведен сравнительно-правовой анализ конституционно-правовых норм, регулирующих процесс осуществления государственного суверенитета федеративных и унитарных государств. В связи с этим исследованы конституционно-правовые нормы права таких стран с унитарным государственным устройством, как Дания, Испания, Норвегия, Польша, Швеция, Франция.

Вторая глава - «Конституционное развитие идеи суверенитета в Российском государстве» - посвящена рассмотрению основ государственного суверенитета в России, его становления и развития, начиная с зарождения отечественной государственности, а также особенностей государственного суверенитета Советского Союза.

Автором последовательно исследованы вопросы государственного суверенитета в дореволюционной России и выделены следующие этапы становления российского государственного суверенитета.

Первый этап относится к периоду объединения славянских племен вплоть до образования единого суверенного государства, способного утвердить и отстоять свою политическую и экономическую независимость.

Второй этап связан с возникновением из хаотически организованных территорий Российского централизованного государства и становлением российской имперской суверенной государственной системы.

Третий этап берет начало со времени, когда в России установилась абсолютная монархия. Это была третья по счету форма государства в России, утвердившаяся после раннефеодальной и сословно-представительной монархий. Абсолютизм означал сосредоточение в одних руках полноты государственной власти.

История подтвердила, что только мощное централизованное государство было способно справиться с сильным внешним врагом.

Некоторые современные исследователи называют основной причиной краха Российской Империи, так же как и последующего распада Советского Союза, «перегруженность центра» властными полномочиями и угнетенность бесправной периферии и «титульных республик». Принято обуславливать необходимость федеративного устройства России также ее огромными размерами и множеством компактно проживающих на территории России самобытных народов.

Российской империи – унитарной по своей форме государственного устройства были присущи дифференцированный подход, выверенная гибкость в формах и методах управления регионами. Допускалась определенная децентрализация управления на местном уровне, с учетом территориально-географических, национально-этнических и культурно-исторических особенностей соответствующих территориальных образований.

Значение разнообразных форм децентрализованного управления регионами России состояло в том, что с их помощью расширялись возможности политического маневра центральной государственной власти, обеспечивалась ее большая гибкость и гармоничность управления.

Несмотря на особое положение некоторых национальных регионов, все они находились в состоянии колониальной зависимости от метрополии, управление ими осуществлялось царскими наместниками, выражающими волю и интересы суверенного имперского центра. В этой связи рассмотрена система взаимосвязей имперского суверенного центра с периферией.

Анализ становления Российской имперской государственности, ее суверенитета позволяет выявить и рассмотреть направления отечественной правоведческой мысли дореволюционного периода в отношении развития отечественной теории суверенитета. Если исследования этой проблемы достаточно широко представлены среди европейских авторов, то в России они оказались менее популярными и отмечены довольно ограниченным перечнем публикаций. Между тем именно сложно организованная система власти и права в Российской Империи обеспечивала длительную устойчивость государственного суверенитета.

?????????=?дею с понятием «самодержавие московских государей», означавшим верховенство царской власти и ее независимость от властей не только других государств, но и князей: «право московского великого князя «самому», «своею рукою», «держать» государство». В тоже время учение И.Санина достаточно противоречиво. Утверждая, что власть государя является неограниченной, мыслитель допускал неповиновение власти, если она не выдерживала критики с общенравственной и религиозной точек зрения.

Автором отмечен вклад в политико-правовую теорию первой половины ХIХ века П.И.Пестеля и Н.И.Муравьева, которые предложили свое видение государственного устройства России в форме конституционных проектов. Но развернутые концепции суверенитета начали складываться в России только в конце ХIХ – начале ХХ в. в трудах Ф.Ф.Кокошкина, Н.М.Коркунова, В.М.Гессена, А.А.Алексеева, Н.И.Палиенко, Б.Н.Чичерина. Осмыслению данной проблемы способствует изучение творческого наследия Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, И.А.Ильина.

В работе обоснован вывод, что устремления мыслителей и властей тех времен созвучны дискуссиям в современном российском обществе.

История Советского государственного суверенитета берет начало со II съезда Советов, который провозгласил создание Советского суверенного государства, сформировал временные органы новой государственной власти.

Советское государство, с первых дней своего существования, признало за всеми нациями право на самоопределение в самом широком смысле. Известно, что Польша и Финляндия отделились и образовали самостоятельные государства. Однако, остальные народы, входившие в состав Российской империи, заявили о своем желании сохранить государственную власть, избрав советскую форму государства. При этом данные народы не отказывались и от своей национальной государственности, от использования своего права на суверенитет.

Данный этап становления федерализма в советской России, связан с реализацией идеи формирования субъектов по национально-этническому признаку. Советская федерация являлась объединением государственных образований, построенных по этому признаку.

В национальном сознании российских народов идея федерализма в России изначально связывалась с разрешением национального вопроса. На базе такого понимания, был предложен наиболее радикальный вариант решения проблемы территориального устройства на основе реализации принципа «право наций на самоопределение». Именно с национальным характером государств-членов Союза связана и важнейшая (декларируемая во всех советских Конституциях) черта советской федерации – право советских союзных республик на свободный выход из СССР. Это право было юридически оформлено и вытекало из права наций на самоопределение.

Эта позиция была воплощена в Декларации прав народов России, где было провозглашено право народов России на «свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Провозглашая принципы советской национальной политики, Декларация, фактически определяла и основополагающие начала советского федерализма.

Лозунгом большевиков о праве наций на самоопределение вплоть до отделения не преминули воспользоваться национальные движения в различных частях бывшей Российской империи. В 1917 - 1923 гг. в ряде российских регионов были созданы национальные правительства. Однако в конце гражданской войны признаки государственности всех этих «республик» были ликвидированы преимущественно силовыми методами.

Федеративный характер Российской Республики был установлен Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III съездом Советов в январе 1918 года. На основе Декларации была принята Резолюция о федеральных учреждениях Российской Республики, которой утверждалось: «Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как федерация советских республик этих народов».

Очевидно, что формировалась «нетрадиционная для мировой практики федерация, при которой Россия фактически оставалась унитарным государством, но юридически признавалась федеративным, хотя и не союзным государством».

Таким образом, в первые годы существования Российской Республики для регулирования федеративных отношений использовались разнообразные правовые формы, из которых основную массу составляли «односторонние» акты органов местной и центральной власти. Договорное регулирование допускалось, но скорее было исключением, подтверждающим общее правило.

Согласно советской официальной доктрине деление народов осуществлялось на нации, национальные группы и народности. Эта дифференциация определялась соответствующим уровнем экономического, культурного развития, порядком расселения и численным составом народа.

Таким образом, принцип суверенитета в Советском государстве с первых дней его существования нашел свое прямое обоснование в положениях об использовании государства и государственной власти пролетариатом в целях построения нового общества и о сохранении государства и при коммунизме при наличии капиталистического окружения.

Принципиальным шагом в развитии государственного суверенитета стало образование СССР. Объединение советских республик в одно государство имело глубокие экономические и политические предпосылки. Интересы развития народного хозяйства требовали более тесных и юридически оформленных связей между республиками, чем это позволяли, существовавшие ранее рамки договорной федерации. Этого же требовали и условия, складывающиеся на международной арене.

С целью утверждения государственного суверенитета важно было определиться, на каких основаниях советские республики должны объединиться в единое государство. Как известно, существовали две точки зрения по данному вопросу. Возобладала вторая - ленинская позиция, и в октябре-декабре 1922 года состоялись съезды Советов объединявшихся республик, на которых были приняты решения об образовании Союза.

Декларация и Договор об образовании СССР легли в основу Конституции СССР 1924 года, юридически закреплявшей создание федерации, объединяющей формально независимые государства, чей суверенитет ограничивался лишь рамками общей Конституции.

Состав Союза ССР того времени отличался большим разнообразием. Например, на территории Российской Федерации было 11 автономных республик, 12 автономных областей, три края и Уральская область, 40 губерний, 58 округов, 359 уездов, 769 районов, 3479 волостей. Такое многообразие административных единиц не способствовало успешному решению управленческих задач. Поиск наиболее целесообразных форм продолжался до конца 20-х годов, когда утвердилась так называемая трехзвенная система вертикали власти: район, округ, область (край); в остальных союзных республиках – двухзвенная система: район, округ.

Конституция 1924 года стала фундаментом всех последующих конституций советского периода. В частности, в Конституции СССР было зафиксировано, что Советское государство есть суверенное социалистическое государство рабочих и крестьян, что вся власть принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов. Социалистический способ производства определил новый тип государства - государства социалистического, и, соответственно, характер суверенитета.

Отстояв свою независимость и суверенитет в годы Великой отечественной войны, Советский Союз лишь в середине 50-х годов XX в. начал реформу государственной власти. Однако проводимые под руководством КПСС реформы серьезных изменений в системе государственной власти не принесли. Не сменило конфигурацию политической власти в стране и принятие Конституции 1977 года.

В любом государстве суверенные права определяются его природой. В социалистическом государстве содержание суверенных прав определялось его классовой природой, его назначением.


загрузка...