Социальный механизм манипуляции сознанием личности (26.07.2010)

Автор: Колесникова Галина Ивановна

Воздействие на сознание групп населения, масс народа наиболее эффективно через формирование в общественном сознании установки на социально-адаптированное поведение. Соответственно, социально-адаптивное поведение изучалось в научной литературе достаточно разносторонне: первоосновы, специфика формирования, методы ориентации на данный тип поведения в процессе первичной и вторичной социализации (П.К. Анохин, Н.Н. Данилова, С.Ю.Лисова, В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский, А.Д. Урсул, У.Э.Эшби).

Классификация социального механизма манипуляции сознанием личности, а также особенности функционирования данного механизма в зависимости от специфики социальной ситуации, а именно, формы социального механизма манипуляции сознанием при демократическом, тоталитарном и авторитарном режиме, а также исторические виды и цивилизационные типы социального механизма манипуляции сознанием личности в научных трудах целостно и системно не рассматривались. Однако цивилизацию как способ обеспечения определенного типа мышления при помощи формальных механизмов упорядоченного правового поведения представил в своей статье М.Мамардашвили.

Анализ отдельных особенностей формирования и функционирования различных способов регуляции поведения и управления поведением личности в контексте определенных социально-политических условий (О.Б.Негодаева, Н.В.Костров, А.Г.Кулев), а также анализ воздействия идеологии государства на общественное сознание дан в работах Ю.Г.Волкова (роль и место идеологии в формировании российской идентичности), С.В.Володенкова (информационно-психологическое воздействие на массовое сознание), С. Г. Кара-Мурзы и С.Смирнова (практические способы воздействия на сознание), В.Колесова (особенности сознания русского народа в результате реформ), А.В.Лубского (особенности русской цивилизации и русского культурного архетипа), В.С. Малицкого (роль идеологии в современном мире), В.П.Пугачева (отдельные технологии воздействия на сознание групп населения, существующие на современном этапе развития общества в российской политике).

В рамках научного направления исследующего возможности использования рефлексии при управлении личностью - рефлексивное управление - рефлексивное мышление рассматривается с позиции регулятора поведения как личности, так и групп, а рефлексивное воздействие анализируется в качестве элемента передаваемого информационного сообщения оппоненту с целью детерминирования его поведения. В этом же контексте – регулятора социальных отношений, - М.И.Бабюк дает анализ социальной манипуляции. На основе понятия «рефлексивное управление» и фактически в значении одного из видов социальной манипуляции А.Корох предложил теоретические схемы позволяющие создавать прогнозы стратегических решений крупномасштабных социальных явлений (например, информационных войн). Данный тип управления перекликается со стратагемами, имеющими корни как в западноевропейской традиции (древние греки обозначали данным термином военное дело и военные хитрости, так и к восточной (система информационно-психологического нападения и защиты на противника): «Специалисты по стратагемному анализу с не меньшим основанием могли бы определить рефлексивное управление как важнейший элемент стратегического (стратагемного) информационно-психологического нападения и защиты. И в этом нет никакого противоречия, потому что эти области весьма сильно пересекаются. Разнообразный арсенал приемов рефлексивного управления, как приемов планирования и инициации логической и психологической мотивации субъектов, вкупе с контролем и противодействием аналогичным атакам контрагентов получает при этом качественно новое. Именно этим обусловлен широкий интерес психологов, политологов, социологов, менеджеров, военных и других специалистов и исследователей к рефлексивному подходу, который в настоящее время приобретает статус междисциплинарного».

Однако во всех исследованиях, посвященных данному вопросу, авторы не выходят на систематизацию, не предоставляя целостной классификационной системы социального механизма манипуляции сознанием личности, сосредотачивая свое внимание на отдельных аспектах его применения.

Непосредственно социальный механизм противодействия манипуляции сознанием личности в научной литературе не изучался. Однако косвенно, с позиции смысла человеческой жизни, проявления и реализации ее творческого потенциала, взаимоотношений и соответствия человеческой личности духу времени он рассматривался в рамках гуманистической психологии (Р.Ассаджиоли – идея трансперсонализации, А.Маслоу – самосовершенствование и через данный процесс выход на уровень свободного, самодостаточного и творчески наполненного существования, Д.Пауэлл – самосознание и творческое самовыражение, К.Роджерс - саморефлексия, направленная на осознание невротических переживаний и через это освобождение скрытых и подавленных ресурсов личности для дальнейшей более полной самореализации) и философии экзистенциализма (У.Хайдеггер – бытие личности как столкновение безликого неистинного существования с подлинно истинным, Сартр Ж.-П., Камю А. – принятие трагичности и одиночества бытия через осознание собственной ответственности за свою жизнь, Х. Ортега-и-Гассет – духовный опыт непосредственного переживания, Шелер М. – логика чувств как интенциональный акт посредством которого осуществляется познание истинных ценностей, С.Л.Франк – достижение единства личности как единственная возможность познания подлинной «реальности» и «глубины» бытия, К.Ясперс – трансценденция как «объемлющее» - непостижимый предел всякого бытия и мышления).

В определенной мере исследования по развитию личности как способу избавления от социального давления и духовной кастрации (Р.Ассаджиоли, А.Г. Маслоу, Дж. Пауэлл) возможно рассматривать как начало исследований по формированию личности способной противостоять манипуляционным воздействиям на ее сознание которые впоследствии осуществлялись в различных научных сферах: в культурологи (С.Д.Бакулина), в психологии (Л.Н.Антиголова, А.В.Комардин), педагогике (С.В.Шведова). Однако все эти исследования были посвящены отдельным аспектам формирования и развития личности.

Однако все исследователи сходились во мнении, не зависимо друг от друга в том, что проживание подлинно личностного бытия возможно только через доминирование личного сознания над коллективным, самостоятельного мышления над стереотипным. Но на уровень систематизации и обобщения данные размышления выведены не были, поскольку каждый из авторов, оставаясь в рамках своей концепции, не поднимался до уровня философского анализа проблемы противодействия манипуляции сознанием личности.

Вывод. В социально-философских исследованиях тщательно разработаны следующие темы. Механизм социального воздействия, специфика воздействия на личность с целью формирования у нее установок и форм поведения, соответствующих потребностям общества. Структура личности. Соотношение и значение в структуре личности сознательного и бессознательного, значение и иерархия ценностей в структуре личности; рациональность и иррациональность в социальной регуляции. Личность как социальное существо, природа человеческой субъективности, смысл существования и этапы развития личности. Значение потребностей и системы ценностей в процессе социального воздействия на личность. Специфика воздействия на сознание групп населения, масс народа через формирование установки на социально-адаптированное поведение, а также анализ воздействия идеологии государства на общественное сознание

Данные исследования соотносимы с темами разрабатываемыми в социальной психологии, психофизиологии, психогенетике, психолингвистике, политологии, а именно: изучение сознания в виде описания взаимосвязей мышления, сознания и языка; структура индивидуальности; отношения между потенциями и тенденциями; рассмотрение личности в единстве, но не тождестве, чувственной сущности ее носителя – индивида - и условий социальной среды; влияние на развитие личности генотипа и генотип-средовых отношений; изучение происхождения, специфики формирования, развития адаптивного поведения; зависимость типа поведения от психологических соотношения потребностей и эмоциональности. В политологии в настоящее время активно исследуются особенности манипулирования массовым сознанием и воздействие идеологии государства на общественное сознание.

Таким образом, новизна темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, в рамках социально-философских исследований рассматривались вопросы, связанные со спецификой функционирования сознания, но единой концепции, выявляющей особенности его (сознания), функционирования в результате манипуляционного воздействия создано не было. Во-вторых, отсутствуют непосредственно исследования по выявлению универсального социального механизма манипуляции сознанием личности. Работы, посвященные исследованию социальной манипуляции и манипулированию сознания, оставаясь в русле субъект-объектных отношений, не выходят на интегративный уровень. В-третьих, поднятая в медицине, психологии и философии тема измененных состояний сознания, в период нахождения в которых сознание личности наиболее подвержено манипуляциям, требует серьезного научного изучения со стороны не только психологов и физиологов, но философов для связи в единое целое с социокультурными феноменами жизни общества.

Как видно из анализа, отсутствуют исследования, объединяющие обозначенные вопросы в единое целое, осмысленное в социально-философском аспекте. Следовательно, новизна и значимость данного исследования обусловлена отсутствием в научной литературе системного исследования социального механизма манипуляции сознанием личности. В современном научном дискурсе нет единства мнений по поводу сущности, классификации социального механизма манипуляции сознанием личности вне зависимости от специфики социальной ситуации. Таким образом, анализируя социальные регуляторы, подготавливающие сознание личности в процессе социализации к их восприятию с учетом структуры личности, включающей в себя ценности и установки, и институализируя эти вещи мы, создаем новое направление. Все это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.

Цель диссертационной работы состоит в создании универсальной философской концепции социального механизма манипуляции сознанием личности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- дать концептуальный анализ и определить методологические аспекты исследования социального механизма манипуляции сознанием личности;

- дать описание функционирования социального механизма манипуляции сознанием личности;

- выявить и рассмотреть специфику форм социального механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от особенностей политических режимов;

- выявить и рассмотреть специфику исторических видов социального механизма манипуляции сознанием личности;

- выявить и рассмотреть специфику цивилизационных типов социального механизма манипуляции сознанием личности;

- рассмотреть характерные черты социального механизма манипуляции сознанием личности в период перестройки советского общества;

- рассмотреть характерные черты социального механизма манипуляции сознанием личности в условиях деидеологизации и поиска новой идеологии в России;

- рассмотреть характерные черты социального механизма манипуляции сознанием личности в современной России;

- выявить социокультурный фактор, способствующий формированию социального механизма противодействия личностью манипуляционному воздействию;

- определить индивидуализированный фактор, способствующий формированию социального механизма противодействия личностью манипуляционному воздействию;

- представить социальный механизм противодействия личностью манипуляционному воздействию.

Объект исследования - теоретический конструкт социального механизма манипуляции сознанием личности

Предмет исследования – универсалии социального механизма манипуляции сознанием личности

Гипотеза диссертационного исследования. Социальный механизм манипуляции сознанием личности рассматривается как универсальный конструкт, состоящий из универсалий внедрения, интеграции, трансляции и существующий не зависимо от исторических условий.

Универсалии конструкта внедрение, интеграция, трансляция имеют двойственную природу. Двойственность природы универсалий социального механизма манипуляции сознанием личности заключается в том, что они одновременно являются элементами: элемент внедрение, элемент интеграция, элемент трансляция и взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами: процесс внедрения манипуляторами в сознание личности ценностей и установок; процесс интеграции, в результате которого происходит восприятие и освоение данных ценностей и установок личностью на сознательном и бессознательном уровнях; процесс трансляции ожидаемой манипуляторами поведенческой деятельности личности.

Универсалии механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от контекста ситуации (формы правления, исторического вида и цивилизационного типа) наполняется новым содержанием, которое, не влияя на структурно-процессуальную сущность самого механизма, создает оптимальный вариант механизма манипуляции сознанием личности применительно к конкретным условиям. То есть, универсалии механизма и со структурной, и с процессуальной позиций оставаясь неизменными не зависят от содержания, которое меняется в зависимости от контекста его применения. Это объясняется тем, что в рамках диссертационного исследования социальный механизм манипуляции сознанием личности рассматривается как универсальный и, соответственно, существующий не зависимо как от исторических условий, так и субъект-объектных отношений. Это обусловлено и целью исследования, и метапарадигмой в рамках которой данное исследование проводится.

Выявление универсалий социального механизма манипуляции сознанием личности позволяет определить не только сущность, но и алгоритм функционирования социального механизма манипуляции сознанием личности. В результате этого появляется возможность через системное и интегративное осознание его специфики определить социальные факторы, которые в процессе институализации формируют социальный механизм противодействия манипуляции сознанием личности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Одним из основных положений в исследовании социального механизма манипуляции сознанием личности является представление о двойственности природы явлений соединяющих в себе одновременно и предметность и процессуальность.. В естествознании это известный парадокс Планка: свет одновременно является и состоящим из частиц (элементов) – квантов, и волной (процесс).. Уайтхед перенес это положение в философию акцентировав внимание на двойственной сущности реальности, которая соединяет в себе вещественность (статику) и процесс (динамику).

Соответственно, исследование, исходя из классификации предложенной А.И.Зеленковым, Н.К.Кисель, И.А.Медведевой, Е.И.Янчку, написано в русле постклассической метапарадигмы.

Исходя из концепции М.А. Можейко о том, что процесс формирования концепции нелинейных динамик осуществляется в современной культуре во встречном усилии двух векторов - естественно-научного и гуманитарного, - репрезентированных философией структурализма и постмодернизма и имеющих конгруэнтные методологические основания, в исследовании как основные, применялись: структуралистский, рефлексивный и компаративистский методы. В частности структуралистский метод позволил рассматривать социокультурный феномен воздействия социального механизма манипуляции сознанием личности сквозь призму языка как формообразующего принципа, реализуемого через внутреннее строение знака и его механизмы означения. Компаративистский метод применялся при создании классификационной системы социального механизма манипуляции сознанием личности, а также при анализе России постсоветского периода. В рамках компаративистского метода применялся индивидуализирующий тип сравнения, предполагающий сравнение индивидуальностей, понимаемых в широком смысле как особенность, и предполагающий восхождение от особенного - специфика социального механизма манипуляции сознанием личности в конкретном историческом периоде, - к общему (универсальному механизму манипуляции сознании личности). Установкой в процессе его применения служила идея уникальности: выявление и описание содержания философского наполнения социального механизма манипуляции сознанием личности как в зависимости от формы политического режима, исторического вида и цивилизационного типа, так и от особенностей каждого из этапов постсоветского пространства в сопоставление друг с другом. При этом исследование строилось на принципах нон-селекции, плюрализма, бинаризма, двойственности, междисциплинарности.

Кроме того, в исследовании использовались общенаучные принципы, применение которых обеспечило научность и достоверность полученного знания, а именно: детерминизма, системности, соответствия, дополнительности, полноты, непротиворечивости. Данные принципы применялись в рамках социально-критической стратегии, которая позволила в рамках социально-философского анализа акцентировать внимание на социальной природе и практической значимости социального механизма манипуляции сознанием личности. Также использовались принципы верификации и конвенционализма.

Методологическим основанием конструкта социального механизма манипуляции сознанием личности явились: принцип двойственности; концепция М.К. Мамардашвили о формах превращенного сознания, теория двухступенчатого информационного потока Э. Каца и П. Лазарсфельда, работы Ю.Г. Волкова, В.С. Малицкого, в которых механизм социального воздействия на личность рассматривается состоящим из элементов, в качестве которых выступают процессы: «..в социальном механизме формирования целостной личности можно выделить два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, процесс образования обществом совокупности личностных отношений, с другой, процесс создания личностью отношений этого общества …он представляет собой взаимопревращение процессов».

Исследование функционирования данного конструкта было раскрыто на основе концепций А.Н Леонтьева о детерминированности деятельности личности, С.А. Левицкого о значении субъективности в интерпретации объективных переживаний, А.Р. Лурии о взаимосвязи языка и сознании и формирующей роли языка в развитии сознания и формирования деятельности личности, а также отдельных положениях бихевиоризма.

Применение данного конструкта позволило, на основе исследований в области политологии, истории, социологии (Д.А. Волкогонова, С.Г. Кара-Мурзы, А.В. Лубского) выделить формы, виды и типы механизма манипуляции сознанием личности, а также выявить специфику функционирования данного механизма в России постсоветского пространства.

Вследствие того, что вопрос о манипуляционном воздействии является междисциплинарным, автором использовались труды по данной проблеме в психологии, психофизиологии, психолингвистики, филологии, истории, социологии, политологии, антропологии. (Анохин П.К., Аршавский В.В., Асмолов А.Г., Ассаджиоли Р., Бергер П., Бендлер Р., Дилтс Р., Лукман Т, Мальковская И.А., Маслоу А., Марютина Т.М., Пауэлл Дж., Потебня А.А., Равич-Щербо И.В., Роджерс К., Ротенберг В.С., Тэйлор Э.Б., Тэрнер В., Урсул А.Д., Штомпка П., Эшби У.Р.). В частности, концепция В.В. Аршавского о поисковой активности легла в основу авторской структуры творческого процесса, а концепция П.К. Анохина о функциональных системах, развитая К.В. Судаковым способствовала созданию авторской идеи о механизме противодействия манипуляционным воздействиям.

При социально-философском анализе социального механизма манипуляции сознанием личности акцентировалось внимание на его социальной природе и практической значимости.


загрузка...