Теория и практика социального государства: социально-философский анализ (26.07.2010)

Автор: Кочеткова Людмила Николаевна

КОЧЕТКОВА Людмила Николаевна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность: 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре социальной философии

Российского государственного социального университета

Научный консультант: доктор философских наук, профессор Ляшенко В.П.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Гречко П.К.

доктор философских наук, профессор Бельский В.Ю.

доктор философских наук, профессор Никитин В.А.

Ведущая организация: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Защита состоится «20» октября 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.01 по социологическим и философским наукам при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корп. 2, зал диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корп. 3 и на сайте Российского государственного социального университета http://www.rgsu.net.

Автореферат разослан «_____»______________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.с.н., доцент И.В. Долгорукова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Философский анализ явления становится необходимым в двух случаях: первый – когда явление не дифференцировано и недостаточно исследовано частными науками. В этом случае происходит рационализация парадигмы и предположений исследователя. Во втором случае – наоборот: когда явление расчленено и всесторонне исследовано частными науками и необходим синтез, который даст методологическую и аксилогическую основу для дальнейших исследований. Ситуация с изучением социального государства в отечественных общественных науках складывается таким образом, что, с одной стороны, в 1993 году Россия в Конституции была провозглашена социальным государством, в связи с чем появилось много исследований по данной теме в рамках частных наук: юриспруденции, социологии, истории, экономической теории, политологии. А с другой стороны – до сих пор отсутствуют социально-философские исследования данного феномена, которые бы учитывали и обобщали многообразие полученных данных в рамках интегративного подхода, формулировали методологическую базу для дальнейших теоретических исследований и определяли ценностную значимость данного феномена для человека и общества.

В результате этого, несмотря на множество дефиниций социального государства, отсутствует социально-философское определение содержания данного концепта, применимое для решения научных и практических задач, связанных с объективной оценкой и оптимизацией существующих моделей социального государства.

Специфика подхода социальной философии к анализу конкретных процессов и явлений общественного бытия состоит в том, что она, опираясь на результаты исследований частных общественных наук, развертывает свой дискурс на более высоком уровне научного обобщения и абстрагирования, выявляет предельно общие основания того или иного явления. При этом теоретические результаты социально-философского подхода сочетают в себе фундаментальность и высочайшую степень обобщенности с аксиологической конкретностью.

Исходной предпосылкой данного исследования является признание того, что возникновение социального государства связано с глубокой трансформацией взаимоотношений между обществом, государством и личностью, которые нельзя редуцировать только к экономическим, правовым или политическим характеристикам. Необходимо выработать философский ответ на вопрос о сущности социального государства и его месте в общественном развитии. В данном исследовании этот ответ представлен в виде результатов социально-философского анализа теории и практики социального государства.

Кроме того, существует еще одна важная причина, по которой социально-философский анализ социального государства становится незаменимым. Эта причина связана с ценностной составляющей понятия «социальное государство». В этом аспекте социальное государство выступает как один из общественных идеалов человечества. Аксиологическая функция социальной философии по рационализации ценностей не только не снижает научности исследования социального государства, но, напротив, повышает его актуальность и практическую значимость, определяя цели и задачи общественного развития.

Необходимо отметить, что рефлексия над современными формами социального государства невозможна без рефлексии над историей их происхождения, которая четко просматривается в развитии всей социально-философской мысли, касающейся роли и значения государства в жизни человека и общества – и в этом еще одна причина исследования данного феномена средствами социальной философии.

Подход социальной философии, сочетающий в себе способность использовать результаты конкретных наук с философской рефлексией над умозрительными сущностями, практическую актуальность с глубоким социально-философским обоснованием, высокую степень теоретического обобщения с рационализацией ценностей, представляется необходимым в исследовании социального государства.

Социально-философский анализ теории и практики социального государства предполагает решение большой научной проблемы, которая выражается в явном противоречии между актуальностью и востребованностью понятия «социальное государство», его тесной связью с насущными проблемами современного российского общества и недостаточной разработанностью концепции социального государства в отечественной социальной философии.

Степень научной разработанности темы исследования. Как было сказано, социально-философские исследования, учитывающие и обобщающие в рамках единого подхода все многообразие конкретно-научных направлений в изучении данного феномена и применимые для решения теоретических и практических задач, в настоящее время в отечественной социальной философии практически отсутствуют.

Отчасти это связано с тем, что в СССР проблематика социального государства практически не разрабатывалась, разве что в критическом ключе, особенно это касается англо-американской версии государства благосостояния. Редким исключением является вышедшая в 1966 году книга польского марксиста С. Завадского «Государство благоденствия. Доктрина и практика», в которой наряду с критикой социального государства была высказана мысль о необходимости более широкого обсуждения в кругу марксистов проблемы реализации социальных прав в капиталистическом мире.

Только в конце 90-х годов ХХ века в России стали появляться научные работы, достаточно глубоко раскрывающие те или иные аспекты возникновения и развития социального государства.

Изначально приоритет в исследовании социального государства принадлежал юридическим наукам, для которых поводом для изучения является наличие конституционной нормы о социальном государстве. Вклад в развитие теории социального государства внесли такие отечественные правоведы, как С.А. Авакьян, Г.И. Авдинова, М.В. Баглай, Н.А. Баиева, А.В. Гурлев, А.Э. Евстратов, Н.А. Елабаева, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, В.М. Карташов, А.Д. Керимов, С.Е. Коробов, Е.А. Лукашева, Ж.Х. Македонская, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, У.А. Старшова, М.Ю. Федорова, Д.Г. Черепенников, А.И. Экимов и др.

В рамках экономической теории проблемы социального государства изучали Е.Ш. Гонтмахер, Н.Н. Гриценко, Н.С. Землянухина, С.В. Калашников, В.А. Каменецкий, В.П. Патрикеев, В.Д. Роик, П.С. Тарасов, Ф.И. Шарков и др.

С точки зрения социологии, истории и политологии достаточно глубоко раскрыты характеристики социального государства в работах А.С. Ахмадеева, Т.А. Васильевой, Н.А. Волгина, Ю.Е. Волкова, Л.Б. Гапоненко, П.К. Гончарова, В.И. Жукова, А.Ю. Кладова, В.П. Милецкого, Г.И. Мусихина, Б.А. Ночвиной, Г.И. Осадчей, В.А. Торлопова, Г.А. Хорохориной и др.

Необходимо отметить, что в большинстве исследований, осуществленных отечественными специалистами, присутствует концептуальный анализ социального государства, подразумевающий попытки его рассмотрения в широком контексте. Поэтому научные результаты и теоретические положения, содержащиеся в работах этих авторов, с учетом особенностей реализованных в них подходов использованы в данной диссертации.

В настоящее время над проблематикой социального государства работают целые творческие коллективы. Так, в Академии труда и социальных отношений создан Научный центр по изучению социального государства, на базе которого в 2002–2004 годах была разработана Концепция социального государства Российской Федерации. Данная концепция определила экономические и политические цели развития России как социального государства и сформулировала приоритеты социальной политики. В состав временного творческого коллектива, занимавшегося созданием Концепции социального государства РФ, вошли такие известные отечественные теоретики социального государства, как Н.Н. Гриценко, М.В. Баглай, Н.А. Волгин, Ю.Е. Волков, В.И. Жуков, С.В. Калашников, В.Н. Киселев, А.М. Ковалев, О.И. Косенко, В.Г. Смольков, В.М. Шепель и др. Разработанная ими концепция сыграла важную нормативную роль при изучении проблем и перспектив становления социального государства в России.

Анализ современных теорий социального государства является необходимым, но недостаточным условием для создания социально-философской концепции социального государства. Исходным пунктом должно стать философское осмысление социальных функций государства, развитие которых в процессе истории привело к появлению феномена социального государства. С этой точки зрения социально-философское исследование социального государства логично начинать с анализа трудов таких классиков философии, как Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. де Токвиль, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др., осуществивших рационализацию, т.е. выделение, дифференциацию и понятийное оформление процесса становления и развития социальных функций государства.

Глубокий философский анализ социальных функций государства содержится в трудах выдающихся русских мыслителей: Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, П.С. Струве, В.И. Ленина и других ученых, чьи идеи и положения также отражены в диссертации.


загрузка...