Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации (26.07.2010)

Автор: Киреев Валерий Витальевич

Нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие основы политической системы, несмотря на то, что они расположены в разных главах, обладают признаками системности и сложной структурой, проявляющейся в их многообразных взаимосвязях. Исследование содержания указанных норм позволяет констатировать, что наиболее детально конституционные нормы определяют основы государства.

Сравнительный анализ признаков государства и содержания норм Конституции Российской Федерации, посвященных этому элементу политической системы, показывает, что в Основном Законе предпринята попытка закрепления некоторых сущностных признаков государства как особой организации, управляющей обществом для реализации социальных целей и интересов. При этом содержание конституционных норм дает основания утверждать, что такая фундаментальная категория, как «общество», не нашла адекватного конституционного выражения. Конституционные установления, выражающие самый общий подход к отношениям «общество – государство», содержат два существенных недостатка: 1) в значительной степени Конституция Российской Федерации является Основным Законом не общества, а государства; 2) основы взаимоотношения общества и государства выражены весьма фрагментарно и не позволяют выявить наиболее важные стороны их взаимодействия. В диссертации обосновывается, что ст. 1 Конституции Российской Федерации, в общем виде определяющая форму государства, могла бы быть дополнена нормами-принципами, характеризующими сущность российского государства с позиций пределов участия его в социальном управлении, обеспечения контроля общества за принятием и реализацией политических решений, установление порядка, форм и способов применения государственного принуждения, в том числе и насильственных действий в отношении лиц, нарушающих законодательство при условии обеспечения соответствия степени насильственного воздействия характеру нарушения законодательства.

Одной из серьезных проблем развития политической системы в процессе конституционного реформирования является вопрос об эффективности взаимодействия ветвей власти.

Представленные на стадии разработки Конституции Российской Федерации, в научных исследованиях и других публикациях предложения по реформированию власти главы государства направлены на ревизию наиболее фундаментальных основ взаимоотношения Президента Российской Федерации с другими ветвями государственной власти. Содержание этих нередко противоречивых и отчасти пересекающихся предложений предполагает существенное обновление статей 80, 81, 83, 84, 90, 92, 93, 103, 109, 111, 114, 117, 128 и 129 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, реализация хотя бы определенной части предлагаемых ограничений президентской власти зависит от текущей политической ситуации и политического решения об изменении соответствующих конституционных норм.

Другой немаловажной проблемой является повышение социальной эффективности Федерального Собрания Российской Федерации и контроля общества над законодательной деятельностью. Решению этой проблемы, по мнению диссертанта, могло бы способствовать опубликование в официальном тексте законов вводных положений, которые можно было бы назвать «Правотворческая декларация». В этой части закона следовало бы указать: 1) цели его принятия; 2) на выражение каких социальных интересов он направлен; 3) права и обязанности каких лиц расширяются или ограничиваются в связи с принятием закона; 4) прогнозируемые социальные последствия. В случае несоответствия правотворческой декларации содержанию закона он мог бы подлежать приостановлению. Гарантией адекватного выражения власти народа в деятельности государства может являться единая и в то же время дифференцированная система социальных обязанностей и социальной ответственности органов государственной власти. Построение такой системы возможно посредством ежегодного принятия на себя государственной властью социальных обязательств, охватывающих все основные направления деятельности органов государства и обобщенно представляющих позицию государства по выражению народовластия в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Эти обязательства могли бы быть выражены в едином документе под названием «Социальная декларация государства», включающем в себя ежегодные обязательства Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации перед российским обществом.

При определении места Правительства Российской Федерации в политической системе одной из наиболее значимых проблем конституционной реформы может являться решение вопроса об установлении пределов влияния на него как Президента Российской Федерации, так и федеральных органов законодательной (представительной) власти. Равной степенью остроты может обладать и проблема определения пределов влияния Правительства Российской Федерации на Федеральное Собрание Российской Федерации.

Одним из направлений реформирования положений Конституции Российской Федерации может выступать конституционное закрепление основных принципов участия общественных объединений и других некоммерческих организаций в политической жизни российского общества. В то же время излишняя политизация профсоюзов является индикатором неэффективности других элементов политической системы, и закрепление на конституционном уровне их какой-либо исключительной политической роли представляется нецелесообразным. Вместе с тем, это не исключает конституционного закрепления роли профессиональных союзов в формировании социальной и экономической политики государства.

Роль религиозных объединений в формировании отношения к российскому обществу, государству, основным политическим процессам не нашла конституционного выражения, как не нашли конституционного закрепления принципы и основы механизма взаимодействия государственных и религиозных объединений в целях решения социальных проблем. В диссертации отмечается, что решение этого вопроса может быть одним из направлений конституционного реформирования и могло бы позволить существенно увеличить эффективность воздействия норм Конституции Российской Федерации на соответствующие общественные отношения.

Третий параграф третьей главы диссертации «Теоретические проблемы развития идеологии общества в процессе проведения конституционной реформы» охватывает концептуальные вопросы необходимости и возможности выражения Конституцией Российской Федерации идеологических позиций российского общества.

Автор отмечает, что сущность Конституции Российской Федерации, ее назначение предполагают конституционное выражение тех идеологических позиций, которые нашли поддержку в обществе в целом и являются результатом своеобразного социального идеологического консенсуса. Идеологическое содержание представлений общества, выраженное в конституционной форме, выступает результатом проявления идеологической и юридической функций Конституции Российской Федерации. Это позволяет рассматривать проблему определения и развития идеологии общества в конституционных нормах не только с точки зрения общефилософских представлений об идеологии, но и с позиций правовой идеологии.

Особенности соотношения понятий «идеология» и «правовая идеология» привели диссертанта к выводу о том, что развитие идеологии общества как направление конституционной реформы охватывает два взаимосвязанных аспекта: 1) развитие идеологии конституционного реформирования как политико-правового процесса; 2) совершенствование идеологического содержания Конституции как документа. Указанные аспекты определяются как «правовая идеология реформирования Конституции Российской Федерации» и «идеологическое содержание Конституции Российской Федерации».

Содержание конституционных норм позволяет говорить об ее преимущественно либеральном содержании, при этом совершенствование идеологической функции Конституции Российской Федерации не означает отказа от выражения в ней либеральных идей. Сущностью этого направления конституционной реформы следует признать обеспечение баланса идеологических представлений о личной свободе и социальной необходимости, который может быть закреплен в виде положений Конституции Российской Федерации.

В работе обосновывается, что множественность национальных идеологических позиций народов России, других социальных групп и граждан может быть выражена в таком конституционном направлении, которое автор определяет как «развитие идеологии гражданственности». В настоящее время идеология гражданственности является единственной идеологией, которая может обеспечить необходимую для развития общества и государства степень социальной солидарности. Существующие объективные различия во взглядах на государство, общество, а также основные направления их развития должны учитываться в процессе политической деятельности и создавать возможности эффективного взаимодействия общества и государства. При этом развитие идеологии гражданственности должно охватывать все аспекты взаимоотношений гражданина, общества и государства, а также обеспечивать определенный уровень консолидации общества Российской Федерацией как суверенной политико-территориальной организацией на основе закрепления основных принципов взаимосвязи указанных субъектов. Закрепление таких принципов возможно только в правовой форме, причем их значимость может послужить основанием для совершенствования соответствующих глав Конституции Российской Федерации, конституций и других основополагающих актов субъектов Российской Федерации. В диссертации содержится вывод о том, что идеология гражданственности неразрывно связана с идеологическим содержанием гражданства. Особенности идеологического содержания гражданства могли бы быть выражены в Конституции Российской Федерации в виде общих принципов, если признать, что гражданство является правовой связью лишь по форме, а содержательная сторона гражданства охватывает и идеологическую связь гражданина с государством.

Обязанности граждан, имеющие идеологическое содержание, в Конституции Российской Федерации закрепления не нашли. В текущем законодательстве перечень таких обязанностей обширен и наиболее ясно выражен в определении деяний граждан, к которым государство относится негативно.

Весьма значимым автору представляется закрепление обязанностей государства по формированию уважительного отношения как к самому государству, так и к другим социальным институтам, выражающим интересы общества. Также могут найти конституционное выражение обязанности государства по устранению причин и условий формирования идеологий социального (в том числе религиозного и политического) экстремизма, этнического сепаратизма. В работе признается возможным конституционное определение обязанностей государства по разрешению конфликтов, имеющих общесоциальную, межэтническую и религиозную основу. Решение этой задачи диссертант видит в закреплении конституционных принципов и основных элементов механизма разрешения социальных конфликтов, в составе которых должен быть выражен идеологический аспект. Не менее значимым представляется конституционное закрепление такой обязанности государства, как обеспечение свободы от принуждения к участию в митингах, демонстрациях, шествиях или пикетировании, так как эти мероприятия выражают идеологические позиции и являются одной из форм выражения мнений и убеждений.

Одной из наиболее сложных проблем, анализируемых в диссертации, является выражение в нормах Конституции Российской Федерации идеологических представлений об общественном долге, общественной безопасности и общественной нравственности. По мнению диссертанта, такие представления могут найти свое конституционное выражение, как и закрепление роли государства в обеспечении выполнения общественного долга, а также гарантий, исключающих его произвольное толкование.

В заключении подводятся итоги и обобщаются выводы, сделанные в процессе диссертационного исследования, формулируются предложения, направленные на совершенствование теории и практики проведения конституционно-правовой реформы.

Основные положения диссертации отражены

в следующих научных публикациях автора:

I. Монографии:

1. Конституционная реформа в Российской Федерации. ? М.: Изд-во МГУ, 2006. ? 268 с. ? 17 п.л.

2. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации. – Челябинск: Южно-Уральский издательский дом «Образование», 2008. – 440 с. ? 23, 87 п.л.

3. Суверенная демократия: проблемы партийного строительства XXI века. ? Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 162 с. – 10/5 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).

II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных

Высшей аттестационной комиссией

Министерства образования и науки Российской Федерации

для опубликования научных результатов

диссертационных исследований

4. Конституционно-правовые и межотраслевые аспекты экологизации законодательства о предпринимательской деятельности // Экологическое право. ? 2004. ? № 5. ? С. 11?18. ? 0,5 п.л.

5. К вопросу о понятии и методологии исследования конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. ? 2005. ? № 4. ? С. 6?11. ? 0,5 п.л.

6. Некоторые конституционно-правовые аспекты совершенствования взаимодействия государства и российского общества // Конституционное и муниципальное право. ? 2006. ? № 3. ? С. 18?19. ? 0,3 п.л.

7. Теоретические проблемы структурирования и основные стадии процесса конституционно-правовой реформы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. ? 2006. ? № 13. ? С. 253?263. ? 0,7 п.л.

8. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. ? 2007. ? № 5. ? С. 10?18. ? 1,2./0,6 п.л. (соавт. В.А. Лебедев)

9. Конституционно-правовая реформа: онтологический и гносеологический аспекты // Вестник ЧелГУ. Право. ? 2007. ? № 2. ? С. 5?11. ? 0,5 п.л.

10. Проблемы совершенствования конституционной модели прав, свобод и социальных обязанностей граждан // Вестник ЧелГУ. Право. ? 2007. ? № 7. ? С. 5?11. ? 0,5 п.л.

11. О проблеме определения ценностных ориентиров конституционно-правовой реформы // Вестник ЧелГУ. Право. ? 2007. ? № 9. ? С. 5?11. ? 0,5 п.л.

12. Правовые принципы суверенной демократии // Конституционное и муниципальное право. ? 2007. ? № 19. ? С. 3?5. ? 0,4/0,2 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).

13. Общесоциальные, экономические и политические ценности конституционно-правовой реформы // Вестник ЧелГУ. Право. ? 2007. ? №12. ? С. 11?16. ? 0,5 п.л.

14. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. ? 2007. ? № 22. ? С. 7?11. ? 0,5/0,25 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).

15. Принципы конституционной реформы: проблемы детерминации // Вестник ЧелГУ. Право. ? 2008. ? № 2. ? С. 5?9. ? 0,4 п.л.


загрузка...