Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. (26.07.2010)

Автор: Гудиева Лейла Хаджи-Умаровна

В первые годы выделения Ингушской автономной области в самостоятельную административную структуру в области функционировали три техникума и рабфак. Ингушский педагогический техникум работал по стабильным учебным программам. Учебные заведения профобра испытывали большие трудности в материально-техническом обеспечении учебного процесса, не хватало оборудования, не была создана кабинетная система, отсутствовали лаборатории по химии, физике, естествознанию. Но в целом учебные заведения профобра находились в более выгодном положении, чем школы Соцвоса.

Существенные изменения произошли в профессиональном образовании женщин-горянок, причем их профессиональная подготовка осуществлялась с учетом бытовых трудовых умений и ориентаций. К 1930 г. в Ингушской автономной области было открыто 9 профессиональных школ для женщин-горянок.

Создание системы профессионального образования Ингушетии в известной мере завершило формирование ее целостного образовательного пространства, в котором доминировала современная светская образовательная среда.

Методическое обеспечение учебного процесса являлось одной из важных составляющих развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии. Центры методической работы создавались в определенных учреждениях – опорных школах, избах-читальнях, домах социалистической культуры, школах повышенного типа. Эти центры укреплялись грамотными кадрами и необходимой материальной базой. Общее руководство и ответственность за постановку методической работы в районе лежала на старшем райинспекторе. При районных отделах Соцвоса были созданы постоянно действующие методические комиссии, на которые возлагалось решение наиболее важных и срочных вопросов программно-методического обеспечения школ. В состав районной методической комиссии входили наиболее опытные педагогические кадры района, а также представители комсомольских, партийных и профсоюзных организаций районного центра и прилегающих сел, общественные представители. Главными задачами комиссий были: борьба с второгодничеством и отсевом учащихся; создание комплексно-проектной системы планирования учебного процесса; разработка новых учебных программ; участие культурно-просветительских работников в решении текущих хозяйственных и политических задач (хлебозаготовки, посевные компании, перевыборы и др.); внедрение социалистических форм организации педагогического процесса (встречный культплан, сквозные бригады, общественные буксиры и пр.); вопросы коммунистического воспитания (антирелигиозного, интернационального, военно-патриотического, организация пионерского движения); организация непрерывного учебно-производственного года; вопросы массовой политпросвет работы. Районная методическая комиссия, исходя из единого культплана, охватывала в своей работе все разделы народного образования – работу школ, политпросветучреждений, дошкольную и внешкольную работу с детьми.

При Ингушском облОНО было создано методическое бюро, на которое возлагалась задача организации и развития методической работы на всем образовательном пространстве Ингушской автономной области.

Таким образом, к 1934 г. были реализованы все необходимые стратегемные установки по развитию национально-регионального образовательного пространства, была осуществлена культурно-историческая миссия образовательной системы Ингушетии.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Роль методологического инструментария в нашем исследовании выполняет введенное нами понятие «национально-региональное образовательное пространство», позволяющее рассматривать в целостном виде своеобразие образовательной структуры региона; индивидуально-особенное взаимодействие его образовательных сред; специфику учреждений образования; образовательный потенциал этноса; его своеобычную «архитектуру духа»; региональные особенности взаимодействия субъектов, участвовавших в образовательных процессах.

2. Образовательное пространство Ингушетии второй половины XIX - первой трети XX вв. находилось на стадии становления и активного формирования, которое происходило под воздействием политико-идеологического, социально-экономического, территориального, географического, демографического, этнокультурного и организационно-управленческого факторов. Общая динамика и особенности становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии в исследуемый период раскрывается посредством системных характеристик данного пространства, факторов-детерминант, ведущих тенденций и этапов развития.

3. Относительная изолированность образовательного пространства Ингушетии в значительной мере определялась этнокультурными факторами и своеобразным сочетанием различных образовательных сред. Становление образовательного пространства Ингушетии происходило в условиях отличных от условий других национальных субъектов образовательного процесса на Северном Кавказе. Власти благожелательно относились к инициативам ингушей развивать сеть образовательных учреждений.

4. Решению задач введения в Ингушетии всеобщего начального образования в значительной мере способствовали обеспечение реальной всеобщности начального образования; унификация начальных училищ, сведение их к нескольким основным типам; развитие национальной народной школы, обеспечивающей знание родного языка, овладение национальной культурой; подготовка учительских кадров для начальной школы, в том числе, национальных; изучение русского языка в начальных горских училищах.

5. Восстановление образовательного пространства Ингушетии после гражданской войны осуществлялось быстрыми темпами: уже в 1922–1923 гг. школьная сеть была не только воссоздана, но и расширена. Характер организации начального обучения до 1923 г. и в последующее время способствовал, с одной стороны, его регионализации и энциклопедизации, а с другой – его атеизации и политизации. Комплексность программ ГУСа требовала не действительной энциклопедизации, а энциклопедизации эклектической, не предполагающей глубокой проработки научных основ изучаемых учебных дисциплин.

6. Школьное строительство Ингушетии и других национальных субъектов Северного Кавказа осуществлялось в обстановке жесткого сословного и идейного противостояния. Важную роль в преодолении недоверия к новой власти, новым учебным учреждениям сыграла политика ликвидации безграмотности населения. Необходимым условием развития ингушской национальной культуры, повышения эффективности деятельности органов и учреждений народного просвещения было создание ингушской письменности и начало издательской деятельности на ее основе. Ингуши - одни из первых народов Северного Кавказа, создавших свою азбуку на латинской основе.

7. Важную роль в формировании образовательного пространства играло совершенствование учебного управления. В период существования Горской республики сложилась достаточно эффективный управленческий комплекс на республиканском уровне, а затем и в масштабах Ингушской автономной области.

8. С начала 20-х гг. в Ингушетии создается и развивается система профессионального образования. Создание системы профессионального образования Ингушетии в известной мере завершило формирование ее целостного образовательного пространства, в котором доминировала современная светская образовательная среда.

9. Ситуация с развитием образовательного пространства Ингушетии меняется радикально и в позитивную сторону в 30-е гг. К 1934 г. Ингушетия имеет уже хорошо налаженную школьную сеть, а с 1935 г. здесь вводится десятилетнее обучение.

10. Образовательное пространство Ингушетии поступательно эволюционировало во все исторические периоды, за исключением 1917-1920 гг. В качестве наиболее благоприятного периода его развития следует выделить период существования Ингушской автономной области.

Нами выделены четыре основных этапа становления и развития образовательного пространства Ингушетии. Основанием периодизации стали изменения содержания сущностных характеристик национально-регионального образовательного пространства. Опыт организации национально-регионального образовательного пространства в относительно самостоятельной форме может быть использован в развитии новой системы образования Республики Ингушетии.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

Научные статьи, опубликованные в ведущих научных журналах

и изданиях, рекомендованных ВАК:

Гудиева Л.Х-У. Развитие образовательного пространства Ингушетии в начале XX в. / Л.Х-У. Гудиева, Т.Т. Матиев //Научная мысль Кавказа. – № 4. – 2005. – 0,8 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Ликвидация безграмотности в Ингушетии 1920-1930 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Педагогика, 2006. – № 10. – 0,7 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Подготовка учителей для школ Ингушетии в 1920-1930 гг. /Л.Х-У. Гудиева, А.М. Мартазанов //Педагогика, 2007. – № 5 – 0,5 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Состояние и тенденции развития образовательного пространства в Ингушетии второй половины XIX в. – начала XX в. / Л.Х-У. Гудиева // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – 0,4 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Горские школы на Северном Кавказе 1920-1930-х гг. / Л.Х-У. Гудиева // Педагогика. – 2008. – № 4 . – 0,9 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Введение всеобщего начального обучения в Ингушской Автономной области 1930-1934 гг. / Л.Х-У. Гудиева // Педагогика. – 2008. – № 8 . – 0,5 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Роль и место профессионального образования в становлении образовательного пространства Ингушетии в 20-х – 30-х гг. ХХ в. /Л.Х-У. Гудиева // Гуманизация образования. – 2008. – № 4. – 0,4 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Развитие российской школы и образования в Кавказском регионе во второй половине XIX – начале XX вв. /Л.Х-У. Гудиева //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №3. – 0,4 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Особенности становления образовательного пространства одного из субъектов Северного Кавказа – Ингушетии во второй половине XIX века. / Л.Х-У. Гудиева //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №4. – 0,4 п.л.

Монографии, учебные пособия:

Гудиева Л.Х-У. Начальный этап развития образовательного пространства Ингушетии: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Ростов-на-Дону: изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2005. – 10,4 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Развитие культурно-образовательного пространства Ингушетии 1920-1934гг.: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. – 11,0 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Общие основы педагогики: Дидактика. Ч. 1. Воспитание. Ч.2. /Л.Х-У. Гудиева: учебно-метод. комплекс. В 2 ч. – Магас: Изд-во ИнгГУ, 2007. - 4,0 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Развитие образовательного пространства Ингушетии 1868-1940 гг.: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Назрань: изд-во «Пилигрим», 2008. – 19,0 п.л.

Статьи, тезисы, доклады:

Гудиева Л.Х-У. История ингушской национальной одежды и бытовых вещей и материалов нетканого производства /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование в современных условиях: матер. науч.-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2002. – 0,2 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Из истории просвещения в Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ , 2004. – 0,2 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Из истории развития образовательного пространства в сельских районах Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,2 п.л.

Гудиева Л.Х-У. Открытие новых начальных училищ на территории плоскостной Ингушетии в начале ХХ века /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,2 п.л.


загрузка...