Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. (26.07.2010)

Автор: Гудиева Лейла Хаджи-Умаровна

– раскрыть основные образовательные среды, функционировавшие в рамках образовательного пространства Ингушетии в 1868-1934 гг.;

– определить отличия условий становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии от условий формирования образовательного пространства других национальных субъектов образовательного процесса на Северном Кавказе;

– выявить условия и проблемы введения и функционирования всеобщего начального обучения на территории дореволюционной Ингушетии и в Ингушской автономной области;

– показать процесс восстановления и развития образовательного пространства Ингушетии после гражданской войны;

– определить особенности создания и развития системы профессионального образования Ингушетии, роль данного процесса в завершении формирования ее целостного образовательного пространства;

– разработать периодизацию становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии.

Ведущие идеи концепции исследования. Последовательное обращение к интегральному понятию «национально-региональное образовательное пространство» в контексте задач историко-педагогического исследования делает возможным выстроить работу в логике известной в методологии науки схемы: первичный синтез – анализ - вторичный синтез. При такой логике исследования методологический потенциал понятия образовательного пространства реализуется в разных формах: концептуальной установки в связи с идентификацией объекта исследования и конкретизацией предметной области исследования; концептуальной модели в виде системных характеристик национально-регионального образовательного пространства, определяющих «общую архитектуру» историко-педагогического знания, основные содержательные срезы предметной области (на этом завершается этап первичного синтеза); методологического инструмента осмысления исторических фактов и явлений, систематизации и обобщения полученных данных в логике основных задач исследования (этапы анализа и вторичного синтеза). Образовательное пространство Ингушетии предстает в исследовании одновременно и как объект со своими структурно-фунциональными особенностями, и как процесс со своими механизмами, закономерностями и этапами развития. В этом плане правомерно рассматривать национально-региональное образовательное пространство как особое состояние общества с определенными материальными, ментальными и духовными показателями цивилизационного развития, а процесс его становления и развития как последовательную смену такого рода состояний вследствие действия различных факторов внешнего и внутреннего порядка. Тем самым, в проводимом историко-педагогическом исследовании становится возможным реализовать принцип целостности при отборе объектов научного анализа (требование достаточности фактов) и определении основной проблематики, связанной с реконструкции процесса становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии (требование полноты). При таком подходе анализ исторических фактов и явлений должен проводиться с учетом двух принципиальных моментов: интеграции процессов различной природы (политических, социальных, экономических, конфессиональных и др.), которые формируют образовательное пространство и, что, не менее важно, интегративных эффектов, которые создает образовательное пространство в определенных национально-региональных границах (культурных, территориальных, временных) своего существования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения в области изучения истории отечественного образования (К.И. Бузаров, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.Г. Гальцев, А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Константинов, Н.А. Корф, А.В. Осоков, Ю.И. Салов, Л.А. Степашко, К.Д. Ушинский, Э. Шеуджен, И.А. Шоров), научные подходы к решению проблем историко-педагогического источниковедения (М.И. Анисимов, М.В. Богуславский, С.В. Иванов, В.И. Журавлев, Г.Б. Корнетов, А.И. Пискунов, М.Ф. Шабаева, Л.Е. Шепелев и др.), методология педагогических исследований (А.Н. Арсеньев, Н.И. Болдырев, Н.А. Волобуева, Н.Н. Данилов, Б.Б. Комаровский, Ф.Ф. Королев, М.Р. Кудаев, В.С. Леднев, А.М. Новиков, З.К. Меретукова, Н.А. Сорокин и др.), историко-педагогические концепции развития образования (М.В. Богуславский, В.Н. Ведута, Г.Н. Волков, И.И. Горлова, Г.Б. Корнетов, В.И. Лях, А.И. Маненко, А.И. Пискунов, В.Н. Ратушняк, А.А. Сенцов, В.И. Черный, Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и др.).

Для нашего исследования были важны разработки в области теории образовательного пространства и регионально-образовательного пространства (С.К. Бондырева, Л.П. Буева, В.П. Борисенков, Н.Е. Буланкина, А.А. Веряев, В.И. Гинецинский, А.Я. Данилюк, С.Н. Додока, В.П. Заболотский, В.П. Иванов, В.А. Конев, В.В. Крылова, Л.П. Кураков, А.П. Лиферов, Н.Д. Никандров, Г.В. Палаткина, Н.Д. Попов, И.В. Приходько, Н.Л. Селиванова, С.В. Тарасов, Ю.С. Тюнников, Т.М. Урусова, Н.В. Чернов, И.И. Черкасова, И.К. Шалаев, Г.М. Щевелева, Р.М. Юсупов, Т.А. Яркова).

Нами использованы работы по политической истории Ингушетии, истории развития ее народного образования, истории просветительской деятельности на ее территории (Х.А. Алиев, У. Алиев, Ч. Ахриев, И. Бейли, И.М. Бозоркин, Б. Боркинхоев, М.Б. Долгиева, А. Дзасохов, К.И. Ефанов, Б.У. Костоев, Т. Матиев, Н.А. Тавакалян, С.И. Чахтиев, Н. Яковлев).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ и синтез, аналогия, индукция, дедуктивный метод, системный подход, сравнительно-исторический, историко-типологический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Источниковая база исследования. В работе использованы материалы фондов Департамента народного просвещения, Ученого комитета, документы Министерства народного просвещения, Комитета по рассмотрению учебных руководств при министерстве народного просвещения Российского государственного исторического архива (РГИА); Центрального государственного архива (ЦГА) г. Владикавказа (бывший объединенный горский архив); Центрального государственного архива Чечено-Ингушский АССР – ЦГА ЧИАССР (г. Грозный); архива Чечено-Ингушского Обкома КПСС «Партархив Обкома КПСС ЧИАССР»; Государственного архива Ростовской области «ГАРО г. Ростов-на-Дону»; Государственного архива Республики Ингушетия; архива Минобразования Республики Ингушетии.

Неоценимую помощь в исследовании оказали справочно-информационные материалы газет и журналов того периода, особенно публикации в журналах «Революция и горец», «Вопросы просвещения» и «Жизнь национальностей» за 1922-1934 гг., а также этнографическая, историческая и мемуарная литература.

Научная новизна исследования:

– определены системные характеристики национально-регионального образовательного пространства (своеобразная образовательная структура региона, прошедшая неповторимый исторический путь; индивидуально-особенное взаимодействие образовательных сред; специфика учреждений образования; образовательный потенциал общества; своеобычная «архитектура духа»; региональные особенности взаимодействия субъектов, участвовавших в образовательных процессах, либо заинтересованные в них, с учетом которых проведена ретроспективная реконструкция процесса становления и развития образовательного пространства Ингушетии);

– выделены и конкретизированы ведущие тенденции становления и развития образовательного пространства Ингушетии (второй половины XIX - первой трети XX вв.);

– исследованы основные образовательные среды (народная педагогика, корни которой уходят во времена родового доклассового общества; средневековое арабоязычное религиозное образование; современное русскоязычное светское образовании), функционировавшие в рамках образовательного пространства Ингушетии в 1868-1934 гг.;

– показаны отличия процесса становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии от условий формирования образовательного пространства других национальных субъектов образовательного процесса на Северном Кавказе;

– раскрыты предпосылки и условия введения в России, а затем в Ингушетии всеобщего начального образования; выявлены проблемы введения всеобщего начального обучения на территории Ингушской автономной области, пути их решения, которые были определены органами народного образования;

– выявлены особенности восстановления и развития образовательного пространства Ингушетии после гражданской войны, дана оценка данного процесса, когда Ингушетия была в составе Горской республики и Ингушской автономной областью;

– раскрыты особенности процесса создания и развития системы профессионального образования Ингушетии, роль данного процесса в завершении формирования ее целостного образовательного пространства, где доминировала современная светская образовательная среда;

– разработана периодизация становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии, основанием которой являются изменения основных характеристик образовательного пространства на соответствующей ступени исторического процесса.

Достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией автора на современные методологические подходы к проблемам формирования, функционирования и развития образовательных пространств; опорой на фундаментальные философские, психологические и педагогические теории; использованием комплекса теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования, а также методов аналитической обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении характеристик национально-регионального пространства, которые позволили диссертанту дать его категориальное определение, в исследовании генезиса образовательного пространства Ингушетии, основных образовательных сред в дореволюционной Ингушетии, условий введения здесь всеобщего начального образования до революции и годы советской власти, функционирование и развитие национально-регионального образовательного пространства Ингушетии в период его относительно самостоятельного существования.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при решении актуальных задач национальной образовательной политики на Северном Кавказе, задач стратегического планирования развития региональных образовательных систем. Представленный в работе опыт организации национально-регионального образовательного пространства в относительно самостоятельной форме может быть использован в построении современной системы образования Республики Ингушетия. Материалы исследования используются при изучении «История образования и педагогической мысли», «История Ингушетии», «История Отечества» (разделы, освещающие вопросы национально-регионального образовательного пространства), специального курса «История образования Ингушетии».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и начального образования Ингушского государственного университета; на кафедрах педагогики, общей и профессиональной педагогики социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела; в Грозненском государственном педагогическом институте. Основные результаты исследования докладывались на региональной научно-практической конференции: «Вузовское образование в современных условиях» (Магас, 2002, 2005, 2006, 2007, 2008); Всероссийской научной конференции «Русский язык, как язык межнационального общения в образовательном, научном и культурном пространстве полиэтнической России» (Магас, 2007); Всероссийской научно-практической конференции посвященной 95-летию со дня рождения акд. Миллионщикова (Грозный, 2008); Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарное образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика (Волгоград, 2008); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы качества - менеджмент образования в России» (Армавир, 2008); Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтениях (С.-Петербург, 2008); V Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний (Пенза, 2008), 6-й Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2008.); Региональной научно-практической конференции «Вузовское образование и наука» (Магас, 2009, 2010); Региональной научно-практической конференции в Карачаево-Черкесском государственном университете им. У. Д. Алиева (Черкесск, 2010).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Ингушского государственного университета. За исследования «Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии 1865-1934 гг.» автору присвоено звание «Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия».

Положения, выносимые на защиту.

1. Системная реконструкция процесса становления и развития образовательного пространства Ингушетии, учитывающей историческую обстановку, национально-региональные особенности, динамику социально-экономических, политических, конфессиональных, демографических, этнокультурных и организационно-управленческих факторов, возможна на базе следующих характеристик:

– целевое назначение образовательной системы и ее стратегемность (содержание выполняемого социального заказа, целевая модель выпускника образовательных учреждений, соответствие содержания образовательного процесса национальным интересам, культурно-историческая миссия образовательной системы);

– структура и эффективность управления образовательным процессом (состав учебного управления, содержание его деятельности, соответствие учебно-управленческой деятельности содержанию деятельности учебных учреждений, минимизация ошибок и просчетов в управленческих решениях и действиях, обеспечение управленческой деятельностью высоких темпов развития образования, позитивных качественных изменений образовательного пространства);

– открытость или относительная изолированность образовательного пространства и качественное своеобразие процессов его становления и развития, определяемых совокупным действием ряда факторов-детерминант (политико-идеологического, социально-экономического, территориального, географического, демографического, этнокультурного, организационно-управленческого);

– своеобразие сочетания основных образовательных сред (архаичных и современных);

– динамика развития системы образования (темп и масштаб создания учебных учреждений);

– доступность и национально-региональная адекватность (учитываются образ жизни населения и культурно-образовательные запросы, уровень благосостояния, территориальное расположение образовательных учреждений и т.д.);

– этнокультурный потенциал (возможность поддержания национальной культуры - традиций, норм, ценностей);

– практико-трудовая направленность;

– преемственность образования.

2. Национально-региональное образовательное пространство представляет собой динамично развивающуюся систему национально-специфических материальных условий, этнокультурных ментальных установок, типичных для данного национального региона, его социокультурных и образовательных общественных стратегий, наличных результатов их реализации в области трансляции национальной культуры через национальные образовательные структуры. Наряду с выделенными выше сущностными характеристиками образовательного пространства, имеет и особенные: своеобразная образовательная структура региона, прошедшая неповторимый исторический путь; индивидуально-особенное взаимодействие образовательных сред; специфика учреждений образования; образовательный потенциал общества; своеобычная «архитектура духа»; региональные особенности взаимодействия субъектов, участвовавших в образовательных процессах, либо заинтересованные в них.

3. Ведущими тенденциями становления и развития образовательного пространства Ингушетии являются: осуществление культурно-исторической миссии национально-регионального образовательного пространства, состоящей в трансляции национальной культуры и вовлечении населения региона в общероссийский культурный процесс; обеспечение соответствия содержания образовательного процесса создаваемых учреждений государственным национальным интересам; институциональная дифференциация национально-регионального образовательного пространства по своим функциям, уровням и задачам в соответствии с общими условиями социально-экономического, политического и этнокультурного развития Ингушетии; развитие практико-трудовой направленности образовательного пространства в контексте социально-экономических и этнорегиональных потребностей Ингушетии; последовательное формирование национальной школы как социального института для решения задач этнокультурного воспитания и межкультурной интеграции учащихся; создание системы подготовки учительских кадров для региона с использованием возможностей образовательных учреждений за пределами Ингушетии.


загрузка...