Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. (26.07.2010)

Автор: Гудиева Лейла Хаджи-Умаровна

Гудиева Лейла Хаджи-Умаровна

Становление и развитие образовательного

пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг.

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2010

Работа выполнена на кафедре общей и профессиональной педагогики ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Тюнников Юрий Станиславович

Официальные оппоненты: действительный член РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Волков Геннадий Никандрович

действительный член РАО,

доктор исторических наук, профессор

Киселев Александр Федотович

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Богуславский Михаил Викторович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Адыгейский государственный

университет»

Защита состоится «07» октября 2010 г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д 008.008.04 Д 008.008.04 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, г. Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСМО РАО.

Автореферат выставлен на сайте ВАК РФ: http://vak.ed.gov.ru

и на сайте ИСМО РАО: http://ismo.ioso.ru

Автореферат разослан « »______________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Дзятковская Е. Н.

д-р биол. наук, проф.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Историческое развитие Ингушетии во второй половине XIX - первой трети XX вв. отмечено коренными изменениями политического, экономического и социокультурного характера, в которых существенная роль принадлежала образовательным процессам.

Изучение состояния и тенденций развития образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. представляется актуальным, поскольку оно не только объясняет сложность социальной ситуации того времени, так или иначе связанную с проблемами развития образования и духовной культуры ингушского народа, но и подводит нас к осмыслению новых сторон развития современного образования в Ингушетии, динамики регионально-образовательного пространства в условиях полиэтничности и поликультурности.

Тема становления, развития и проектирования образовательных пространств является одной из наиболее активно разрабатываемых в современной педагогической литературе. В ее рамках четко выделяется и приобретает самостоятельный статус тематика эволюции региональных и национально-региональных образовательных пространств. До последнего времени исследовательские работы в данной области носили, по большей части, поисковый характер: шло накопление фактического материала, открывались особенности отдельных региональных образовательных пространств, выявлялись некоторые закономерности и тенденции их развития. В настоящее время появились возможности исследований концептуального характера, отражающих реальную историю образовательных пространств на их сущностном уровне. Представляется, что к подобным работам принадлежит диссертационное исследование, выполненное нами.

Актуальность изучения состояния и тенденций развития образовательного пространства Ингушетии обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском образовании. Новая политическая ситуация усилила значимость образовательной сферы, которая здесь выступает важнейшим фактором национальной безопасности, социальной стабильности и развития. Именно в сфере образования формируются перспективы социально-экономических преобразований в регионе, достижения необходимого уровня национального благосостояния. Ориентация образовательной политики на социо- и этнокультурные региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в социально-политических субъектах современной России. Образовательное пространство Ингушетии призвано создавать условия для формирования национального сознания, духовной, языковой и социальной интеграции ингушского этноса.

Можно утверждать, что в исследуемый нами период был взят курс на действительную реализацию прав граждан Ингушетии на получение образования на родном языке, удовлетворение этнокультурных запросов общества посредством развития национально-регионального образовательного пространства.

Таким образом, актуальность нашего исследования проявляется в теоретической и практической значимости результатов анализа проблем, задач, перспектив развития исторически сложившихся образовательных систем Ингушетии, которые были призваны решать образовательные задачи, полно и разносторонне выполнять социальный заказ общества в соответствии с задачами национального, культурного и экономического развития.

Становление и развитие национально-регионального образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. является важным социокультурным феноменом, требующим специального исследования.

Тематика образовательных пространств стала активно разрабатываться примерно со второй половины 90-х гг. прошлого века. Исследования осуществлялись по разным направлениям. И.К. Шалаев и А.А. Веряев сформулировали веские аргументы для введения понятия «образовательное пространство». В.И. Гинецинский раскрыл возможности данного понятия для установления классификационных характеристик качества национально-государственных образовательных систем.


загрузка...