Культурно-исторический и лингводидактический детерминизм развития языковой тестологии в США (26.07.2010)

Автор: Балуян Светлана Размиковна

сложившейся развитой тестовой культурой некоторых стран Запада и особенно США и сравнительно низким уровнем тестовой культуры в России;

распространением применения тестовых методик в лингводидактике и отсутствием у тестологов и преподавателей-практиков теоретических знаний об истории и детерминирующих факторах зарождения, становления, развития языковой тестологии, позволяющих найти оптимальные пути решения практических проблем;

внедрением массового тестирования, методика которой разрабатывалась по образу и подобию методики, применяемой в США, в систему образования России (ЕГЭ) и недостаточной информацией об опыте массового стандартизированного тестирования в США, его истоках, проблемах и перспективах;

необходимостью предвидеть дальнейший ход развития тестовых методов контроля в России в условиях глобальной информатизации и недостаточным количеством исследований по прогнозированию в данной области;

активным внедрением поликультурного языкового образования и потребностью в разработке современных методов тестового контроля сформированности компетенций, необходимых для успешной межкультурной коммуникации;

утвердившемся в практике обучения иностранным языкам коммуникативным подходом, основанным на коммуникативной теории языка, и потребностью создания инструмента для максимально возможного объективного оценивания сформированности у тестируемых как отдельных компонентов коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, так и уровня общего владения языком.

Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает актуальность данного исследования. Изложенное выше позволяет нам сформулировать проблему исследования: каковы детерминирующие факторы процессов зарождения, становления и развития языковой тестологии в США и пути ее дальнейшего развития?

Данная проблема обусловила выбор темы исследования – «Культурно-исторический и лингводидактический детерминизм развития языковой тестологии в США».

Объект исследования: история языковой тестологии в США.

Предмет исследования: культурно-исторические и лингводидактические детерминанты зарождения, становления и исторического развития языковой тестологии в США, а также ее современное состояние.

Гипотеза исследования: разработка и использование современных языковых тестов, включая компьютерные, будут эффективными, если:

проведена историко-научная реконструкция и выявлен детерминизм развития языковой тестологии в стране с наиболее развитой тестовой культурой на основе принципов детерминизма, соответствия и дополнительности;

исследована эволюция различных донаучных испытаний и выявлены детерминанты зарождения новых методов контроля в педагогике;

выявлены детерминанты зарождения научной педагогической тестологии, в целом, и языковой тестологии, в частности;

определены генеральные культурно-исторические детерминанты, повлиявшие на развитие языковой тестологии;

определены генеральные лингводидактические детерминанты, повлиявшие на развитие языковой тестологии;

проанализировано современное состояние, выявлены тенденции развития языковой тестологии и экспериментально проверена справедливость сделанных выводов;

систематизирован опыт тестовых измерений, проведена периодизация исторического пути развития языковой тестологии и выявлена закономерность смены периодов.

Цель исследования: выявление культурно-исторических и лингводидактических детерминант процесса зарождения, становления и развития языковой тестологии и формирование целостного научного представления об историческом пути, сложившейся системе тестовых измерений и тенденциях дальнейшего развития языковой тестологии в США.

В соответствии с намеченной целью определены конкретные задачи исследования:

Проанализировать предысторию вопроса и выявить детерминанты, которые подтолкнули научную мысль на создание теории тестов.

Выявить культурно-исторические предпосылки и истоки психологической и педагогической тестологии, методический аппарат которой был экстраполирован на языковую тестологию.

Определить генеральные культурно-исторические детерминанты развития языковой тестологии в США и обосновать ее достижения в течение всего рассматриваемого периода.

Определить генеральные лингводидактические детерминанты развития языковой тестологии в США и обосновать ее достижения в течение всего рассматриваемого периода.

Проанализировать современное состояние языкового тестирования в США, охарактеризовать его особенности, выявить тенденции и обозначить перспективы развития исследований и прикладных разработок в данной области.

Систематизировать опыт тестовых измерений в лингводидактике США и предложить периодизацию исторического пути развития языкового тестирования, основанную на анализе формы, содержания, методики разработки и оценивания типов тестов и подходов к тестированию в каждом из периодов, и выявить закономерности смены одного периода другим.

Экспериментально проверить эффективность использования тестов, разработанных с применением новейших информационных и телекоммуникационных технологий, в учебном процессе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы научного исследования:

изучение и теоретический анализ философских, психологических, педагогических, лингвистических трудов;

изучение отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования;

анализ официальных нормативно-правовых документов, архивных материалов, статистических таблиц, спецификаций тестов;

общенаучные методы исследования (индукция, сравнение, проблемно-генетический анализ, синтез, классификация);

педагогический эксперимент (опытное обучение).

Методологическая основа исследования: системный подход к изучению педагогических явлений (П. К. Анохин, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин), системно-исторический подход (М. С. Бургин, Ф. Ф. Королев, А. И. Ракитов), положения методологии научного исследования (И. Л. Бим, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. В. Краевский, А. М. Новиков), социально-исторический подход (А. П. Булкин, М. Н. Руткевич), культурологический подход (В. С. Библер, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, Н. Б. Пантелеева), цивилизационный подход (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, Б. М. Бим-Бад), личностно-ориентированный подход (В. А. Болотов, И. Л. Бим, М. А. Викулина, И. А. Зимняя, В. В. Сафонова, Е. И. Пассов, И. А. Цатурова), деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, В. С. Лазарев, М. Н. Скаткин), коммуникативно-деятельностный подход (И. Л. Бим, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Т. Л. Чистякова, А. Н. Шамов), компетентностный подход (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Э. Ф. Зеер, Р. П. Мильруд), социокультурный подход (Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, О. Г. Оберемко, Е. И. Пасов, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев).

Теоретической основой исследования послужили теории, концепции, идеи, положения, выдвинутые ведущими отечественными и зарубежными учеными в области тестологии, лингводидактики, методики обучения иностранным языкам, лингвистики, психологии и педагогики, статистики, философии, культурологии в научных трудах, посвященных проблемам историко-педагогического исследования (А. С. Белкин, М. В. Богуславский, В. М. Кадневский, И. А. Колесникова, Б. Г. Корнетов, А. О. Кравцов, Л. Ф. Кузнецова, В. В. Маркин, Г. П. Прокофьева, В. С. Степин, Е. В.Ткаченко); истории науки (Д. Антисери, Дж. Реале, М. Г. Ярошевский); генезиса тестирования в психологии и образовании (B. C. Аванесов, А. Анастази, Н. И. Башмакова, Н. А. Дадыкина, В. И. Васильев, В. М. Кадневский, Г. Ф. Карпова, Т. И. Корчинская, Е. Е. Леонова, А. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, И. Ю. Павловская, Н. В. Петровский, И. А. Рапопорт, А. А. Романов, Р. Сельг, И. Соттер, Т. Н. Тягунова, В. А. Хлебников, И. А. Цатурова, С. Урбина, Н. Н. Нохрина, М. Г. Ярошевский); истории языковой тестологии (В. А. Коккота, Н. А. Дадыкина, И. А. Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер, С. К. Фоломкина, И. А. Цатурова, D. P. Barnwell, J. L. D. Clark, A. Davies, F. B. Hinofotis, J. W. Oller Jr., B. Spolsky); теории тестологии (B. C. Аванесов, Т. М. Балыхина, Н. И. Башмакова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. Н. Майоров, А. В. Матиенко, Р. П. Мильруд, В. И. Нардюжев, Ю. М. Нейман, О. Г. Поляков, В. Н. Симкин, А. О. Татур, В. А. Хлебников, И. А. Цатурова, М. Б. Челышкова, А. Г. Шмелев, C. Alderson, L. Bachman, M. Canale, C. Clapham, T.F. McNamara, A. Palmer, M. Swain, D. Wall); тестирования с помощью достижений технического прогресса (B. C. Аванесов, В. И. Васильев, Г. А. Воробьёв, А. Н. Майоров, Ю. М. Нейман, В. П. Овчаренко, А. О. Татур, Т. Н. Тягунова, В. А. Хлебников, М. Б. Челышкова, Юй Тичжуан, G. Bishop, J. D. Brown, M. Chalhoub-Deville, С. A. Chapelle, J. L. D. Clark, D. Douglas, P. Dunkel, R. Godwin-Jones, S. Gross, G. Frey, G. Fulcher, D. Hooshmand, J. Larson, C. Roever, C. Stansfield, J. Stevenson, P. Tung, H. Wainer).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2009 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1996-2001 гг.) изучалась научная и методическая литература по данной проблеме; определялся понятийно-категориальный аппарат темы, его содержание, выявлялось состояние разработанности темы в теории и практике обучения иностранным языкам, проводилось наблюдение за процессом тестирования в университетах США, проводились беседы с ведущими тестологами и преподавателями университетов США и России; проводилось ознакомление с опытом тестологов США, его обобщение и внедрение в практику работы кафедры лингвистического образования Технологического института Южного федерального университета (далее ТТИ ЮФУ) инновационных форм тестирования; анализировалась нормативная документация; уточнялся аппарат исследования.

На втором этапе (2002-2005 гг.) разрабатывалась концепция исследования; уточнялась и конкретизировалась гипотеза; были сформулированы цели и задачи работы; были определены требования к структуре и содержанию исследования; проведен аспектный анализ теоретического наследия выдающихся тестологов и историографический анализ проблемы; была подготовлена, обсуждена и издана первая монография по теме диссертации; на кафедре лингвистического образования ТТИ ЮФУ в учебный процесс было внедрено тест-направленное обучение с помощью интерактивной мультимедийной программы.

На третьем этапе (2006-2009) проводилась подготовка и осуществлялось опытное обучение с целью проверки эффективности выдвинутой гипотезы исследования, подводились итоги работы; проводился анализ результатов опытного обучения, полученные результаты сопоставлялись с гипотезой и задачами исследования; формулировались выводы; была подготовлена, обсуждена и издана вторая монография по теме диссертации; результаты работы представлялись в научно-педагогические издания; оформлялся текст диссертации.

Выявление детерминирующих факторов и закономерностей развития языковой тестологии в США как самостоятельная научная проблема в отечественной лингводидактике до сих пор не ставилась и не разрабатывалась. Данная диссертация представляет собой попытку в определенной степени восполнить недостаток таких исследований. Ее научная новизна заключается в том, что впервые


загрузка...