Культурно-исторический и лингводидактический детерминизм развития языковой тестологии в США (26.07.2010)

Автор: Балуян Светлана Размиковна

БАЛУЯН Светлана Размиковна

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ

И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕСТОЛОГИИ В США

Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения

и воспитания (иностранные языки)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Нижний Новгород - 2010

Работа выполнена в Технологическом институте ФГОУ ВПО

«Южный федеральный университет» в г. Таганроге

Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

ЦАТУРОВА Ирина Андреевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

ПОЛЯКОВ Олег Геннадиевич;

доктор педагогических наук, профессор

МЕЩЕРЯКОВА Елена Владиленовна;

доктор педагогических наук, доцент

КУКЛИНА Светлана Станиславовна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Защита состоится 28 октября 2010 года в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного Совета Д 212.163.02 в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова» по адресу: 603155, Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31-а, ауд. 3216.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова»

Автореферат разослан «____» августа 2010 года

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор М. А. Викулина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Реформирование системы образования с целью повышения его эффективности сегодня является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Необходимость перемен обусловлена целями интеграции России в общемировое образовательное пространство. Важнейшим компонентом реформы является создание независимой системы государственной аттестации и контроля качества образования как основного инструмента государственного управления образованием, успешное функционирование которой в настоящее время невозможно без применения достижений теории педагогических измерений и современных тестовых технологий. В связи с этим на фоне повышения востребованности иностранных языков заметно вырос и научный интерес к вопросам объективного оценивания в языковом образовании. Основным методом измерения качества обучения и образовательных услуг в лингводидактике сегодня признано тестирование.

Современная организация научно-исследовательской деятельности, в том числе и в области тестологии, невозможна без обращения к опыту наиболее продуктивных научных коллективов и школ. Тестовые технологии в лингводидактике активно применяются в странах Европы, Канаде, Израиле, Японии, Австралии, Новой Зеландии и др. Однако ни в одной стране мира языковые тесты не получили такого широкого признания, как в США. Американская языковая тестология прошла большой и сложный путь, накопила богатейший материал, вошедший в мировую науку, и обрела самостоятельный статус. Со многими современными проблемами тестового контроля в области обучения иностранным языкам, существующими сегодня в России, в определенный период своего развития сталкивались и в академических кругах США. Многие из них удалось успешно решить. Экстраполяция и творческое использование позитивного опыта американской тестологии может не только помочь найти оптимальные пути решения многих проблем, связанных с разработкой эффективных инновационных тестов, но также способствовать конструктивному совершенствованию российской системы контроля в области языкового образования, которая требует сегодня пристального внимания. При этом наиболее продуктивное использование опыта языкового тестирования в США возможно при условии его систематизации.

В современной социокультурной ситуации интерес к системе языкового тестирования в США вполне объясним и по другой причине. В России уже в течение ряда лет проводится большая работа по внедрению массового тестирования в систему образования, методика которой разрабатывалась по образу и подобию методики, применяемой в США. Однако отношение к Единому государственному экзамену в стране весьма неоднозначно. В этой связи было бы полезно разобраться, каким образом возникла идея массового стандартизированного языкового тестирования в самих Соединенных Штатах, как обстоят дела в настоящий момент для того, чтобы выяснить, какими могут быть последствия введения ЕГЭ по иностранным языкам для российской системы языкового образования.

В настоящее время исследования в области истории тестовых методов педагогического контроля, также как и других наук, актуальны потому, что в понятиях, которыми оперирует современная тестология, сохраняется их «родословная». Знание ее позволяет лучше осмыслить проблему, исследуемую посредством этих понятий, выяснить, как эта проблема возникла, какими способами решалась, какие из этих способов вели к эффективным решениям, а какие оказались бесперспективными. Изучение детерминирующих факторов исторического развития языковой тестологии в США может помочь отечественным тестологам идти вперед более быстрыми темпами и с меньшей вероятностью повторять ошибки прошлого. Исторический анализ также дает возможность переосмыслить некоторые положения методики обучения иностранным языкам в разделе контроля знаний и сформированности компетенций обучаемых, выявить нерешенные проблемы и привлечь внимание исследователей к их решению. Он помогает лучше понять достоинства тестовых методов, принять инновации, и, что очень важно, определить место отечественной тестологии в мировой тестовой культуре.

Исследование детерминирующих факторов исторического развития языковой тестологии позволяет также расширить наши знания для корректной оценки современного состояния, которое многие специалисты называют «тестовым бумом» в педагогике, и наметить пути дальнейшего развития тестовых методик измерения в области обучения иностранным языкам для претворения в жизнь основной задачи тестологии – сделать важное измеряемым, а не измеряемое важным. Для прогнозирования основного направления развития языковой тестологии в рамках достаточно консервативной по природе образовательной сферы имеет смысл тщательного анализа всего предшествовавшего опыта тестирования в области обучения иностранным языкам в США ввиду того, что в России, с некоторым опозданием, повторялись те же процессы, что и в США и других странах Европы, правда, с определенным своеобразием.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

Вклад российских ученых в исследование истории зарождения тестовых методик в психологии и педагогике, их развития, совершенствования и распространения в России и других странах до появления в 1936 году постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», приведшего к свертыванию тестового движения в СССР, связан с именами А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, Н. В. Петровского, Н. Е. Румянцева, Г. И. Челпанова, A. M. Шуберт. Интересные факты по истории зарождения и развития тестологии можно найти и в работах зарубежных авторов того же периода, переведённых на русский язык (Г. М. Уиппл, В. Штерн, Э. Мейман, Ф. Баумгартен).

С 1960-х гг., когда началось осторожное возвращение в педагогическую психологию, а из нее в педагогику психодиагностических и, позднее, дидактических тестов, в отечественной тестологии изучению генезиса тестологии посвятили свои исследовательские усилия В. С. Аванесов, Н. И. Башмакова, В. И. Васильев, Г. В. Епанчинцева, Н. А. Дадыкина, В. М. Кадневский, Г. Ф. Карпова, Г. Ю. Князева, Е. Е. Леонова, А. Н. Майоров, А. В. Мальцев, Е. А. Михайлычев, О. Э. Наймушина, Н. Н. Нохрина, С. А. Отинова, И. Ю. Павловская, И. А. Рапопорт, А. А. Романов, Р. Сельг, И. Соттер, Т. Н. Тягунова, И. А. Цатурова, В. А. Хлебников, М. Г. Ярошевский и др. Достаточно детальная информация об истории становления и развития тестовых методов в психологии, образовании, профессиональном отборе содержится в работах зарубежных исследователей А. Анастази, С. Урбиной, E. G. Boring, P. H. DuBois, F. L. Goodenough, P. McReynolds, G. Murphy, J. R. Kovach, J. Peterson.

Однако перечисленные выше авторы не касаются или рассматривают весьма поверхностно вопросы истории языковой тестологии. Отдельные аспекты генезиса языковой тестологии в России и за рубежом, в том числе и в США, исследуются в работах А. А. Алексеевой, Н. И. Башмаковой, Н. Н. Кукуевой, С. П. Макушевой, А. Павленко, И. Ю. Павловской, И. А. Рапопорта, Р. Сельг, И. Соттер, С. П. Суворова, И. А. Цатуровой. Ряд зарубежных тестологов - L. F. Bachman, D. P. Barnwell, J. L. D. Clark, A. Davies, F. B. Hinofotis, J. W. Oller Jr., B. Spolsky - уделяют этой проблеме более пристальное внимание.

Однако современная теория и практика образования требуют более глубокого проникновения в механизмы изучаемого феномена. Возникает насущная необходимость анализа и обобщения всего накопленного в истории языковой тестологии материала, и в первую очередь в США – стране, в которой сложилась наиболее продуктивная школа научной языковой тестологии. Наименее исследованным вопросом в данной области, не нашедшим отражения в разработках тестологов, является детерминизм зарождения, становления и развития тестовых методов контроля в лингводидактике, позволяющий прогнозировать процессы в языковой тестологии не только в США и в других странах с развитой тестовой культурой, но и в России, идущей, хотя и с некоторым отставанием и определенным своеобразием, по тому же пути.

Историографический анализ философской, психолого-педагогической, научной, научно-методической литературы и практики становления и развития методов тестового контроля в языковом образовании позволил выявить ряд существующих противоречий между:

потребностями системы языкового образования в надежных измерительных средствах и несовершенством традиционно используемых средств педагогического контроля;


загрузка...