Выбор параметров накладных листов при ремонте изношенных судовых конструкций (26.04.2012)

Автор: Корявец Андрей Геннадьевич

Корявец Андрей Геннадьевич

ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ НАКЛАДНЫХ ЛИСТОВ ПРИ РЕМОНТЕ ИЗНОШЕННЫХ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

05.08.04 – Технология судостроения, судоремонта

и организация судостроительного производства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

технических наук

Владивосток – 2012

Работа выполнена в Дальневосточном федеральном университете

Научный руководитель: Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор технических наук

Аносов Анатолий Петрович

Официальные оппоненты: доктор технических наук, доцент

Москаленко Анатолий Данилович

кандидат технических наук, доцент

Каленчук Сергей Всеволодович

Ведущая организация: Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота

(ОАО «ДНИИМФ»), г. Владивосток

Защита состоится 23 мая 2012 г. в 14 часов

на заседании диссертационного совета Д 223.005.01

при Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского

по адресу: 690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, ауд. 241.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УК-1

Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского.

Автореферат разослан 12 апреля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Резник Александр Григорьевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. В настоящее время флот российских транспортных и добывающих компаний состоит из судов, возраст значительной части которых превышает 24 года – нормативный срок эксплуатации. По оценкам специалистов их число составляет более 80%. Естественным следствием этого является значительный износ корпусных конструкций.

В большинстве случаев проведение капитального ремонта невыгодно с экономической точки зрения, в особенности, если срок дальнейшей эксплуатации судна составляет не более пяти лет.

В подобной ситуации наиболее целесообразно использование при ремонте накладных листов. Это позволяет сократить время ремонта и снизить трудоемкость и финансовые затраты.

Другим направлением применения накладных листов является аварийный ремонт. Незначительные повреждения внутренних конструкций, а также наружной обшивки, в том числе и в подводной части, в ряде случаев могут быть устранены наваркой с внешней или внутренней стороны обшивки накладного листа, что позволяет эксплуатировать судно до очередного планового ремонта.

Кроме того, судовладельцы прибегают к модернизации и переоборудованию судов с целью их удлинения или расширения района плавания. При этом общая продольная прочность судов в построечном варианте может оказаться недостаточной. Для увеличения момента сопротивления поперечного сечения корпуса используют продольные полосы значительной толщины, которые приваривают поверх основных листов на палубу или в районе ширстрека. Такая практика существует долгое время, и безаварийная эксплуатация судов, переоборудованных с соблюдением всех требований Правил Регистра судоходства, свидетельствует о работоспособности связей с приваренными накладными полосами в составе прочного корпуса.

Реализация планов по обновлению Российского флота, в конце концов, практически исключит из употребления ремонт изношенных конструкций с помощью накладных листов. В то же время процесс обновления флота продлится не менее 10 – 20 лет, поэтому применение при ремонте изношенных конструкций накладных листов еще долгое время будет оставаться актуальным. Что касается аварийного ремонта и увеличения общей продольной прочности корпусов судов при их модернизации с помощью накладных листов, то эти мероприятия будут оставаться актуальными всегда.

Установка накладных листов приводит к появлению ряда проблем, связанных с прочностью, устойчивостью и вибрацией подкрепленных пластин.

Различные аспекты прочности и устойчивости судовых пластин, подкрепленных накладными листами, исчерпывающе освещены в работе А.И. Мамонтова

С точки зрения вибрации, которая при циклическом изгибе приводит к появлению усталостных трещин, установка накладного листа в зависимости от его параметров может снижать или увеличивать частоту собственных колебаний подкрепляемой пластины, так как, с одной стороны, увеличивает изгибную жесткость пластины, с другой – увеличивает ее массу.

Обоснованная оценка влияния параметров накладного листа на частоту собственных колебаний системы «судовая пластина – накладной лист» позволит исключить появление резонансных колебаний подкрепленных при ремонте пластин, т.е. избежать возникновения усталостных трещин.

Именно решению этой проблемы посвящена представляемая работа.

Цель работы – разработка основ методики выбора параметров накладных листов, используемых при судоремонте, для повышения прочности изношенных пластин судового корпуса с учетом требований по допустимым уровням вибрации, позволяющей снизить стоимость и трудоемкость судоремонта.

Достижение цели основано на теоретическом и экспериментальном исследовании параметров вибрации подкрепленной накладным листом пластины и выборе его параметров, приводящих к требуемому результату.

Для этого в работе решались следующие задачи:


загрузка...