Российские предпринимательские структуры в едином экономическом пространстве Евразийского экономического сообщества: теоретико-методологические аспекты (26.03.2012)

Автор: Ярощук Анатолий Борисович

В практике государственного регулирования в сфере предпринимательства в странах ЕС малые и средние предприятия не различаются. Высокий уровень развития сферы малого предпринимательства в ЕС – необходимое условие эффективного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в странах ЕС во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качественный уровень ВВП. Политика государственного регулирования в сфере предпринимательства в ЕС основана на двух подходах к решению проблем создания и функционирования предприятий: вертикальном и горизонтальном.

Вертикальный подход предусматривает применение административных средств регулирования, которые направлены непосредственно на малые и средние предприятия. Горизонтальный подход основан на защите интересов малых и средних предприятий в других сферах деятельности (например, таких, как инновационная политика, политика в отрасли исследований, технические разработки, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций малых и средних предприятий в определенной сфере деятельности.

К основным принципам ЕС в сфере регулирования и поддержки малых и средних предприятий можно отнести: укрепление и усиление состояния единого внутреннего рынка; интернациональное развитие предпринимательской деятельности на уровне предприятий стран ЕС; устранение и борьба с административными барьерами, создание единого экономического пространства ЕС с помощью унификации нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса; совершенствование эффективности взаимодействий стран-членов ЕС по вопросам создания экономического, валютного союзов в рамках ЕС.

В рамках ЕС предприятиям необходимо применять соответствующую рыночную европейскую концепцию, приспособленную к специфике этого рынка. Стратегия означает определенную концепцию системной деятельности, которая заключается в формулировке множества долгосрочных целей предприятия и их модификацию в зависимости от изменений, происходящих в его окружении, а также определении средств, необходимых для достижения этих целей, способов поведения, обеспечивающих оптимальное их размещение и использование - чтобы можно было обеспечить эластичное реагирование на вызовы рынка и полезные условия для функционирования и развития предпринимательства.

В процессе создания рыночной европейской концепции деятельность предприятия должна относиться к системным условиям и маркетинговому окружению в рамках ЕС. Европейская стратегия заключается в подготовке и внедрении плана предпринимательской деятельности на европейском рынке, который ведет к достижению намеченных целей предпринимательских структур на территории ЕС.

В качестве важного вывода автором показано, что функционирование единого экономического пространства ЕС имеет следующие типовые подходы к организации предпринимательской деятельности:

- основополагающие правила ЕС запрещают любые ограничения свободы ведения предпринимательской деятельности гражданами государств-членов на территории другого государства-члена;

- экономическая политика ЕС по поддержке бизнеса связана с двумя основными направлениями: защита свободы конкуренции и развитие всех форм предпринимательства.

Типовые подходы к организации предпринимательской деятельности в межстрановой экономической интеграции в нынешних условиях формирования экономических союзов и объединений являются наиболее разработанными и интегрированными для внедрения в странах-участниках.

В процессе решения третьей задачи проведен анализ сформулированных подходов, примененных для создания институциональной основы формирования единого экономического пространства Евразийского экономического сообщества.

Автором проанализированы наиболее характерные формы международного сотрудничества, к которым относятся таможенные союзы, являющихся важным фактором интеграционных процессов и обеспечивающих развитие как мировой экономики, так и экономических позиций участников таких союзов.

Рост количества таможенных союзов, расширение и укрепление их позиций на международной арене свидетельствует о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет выступать его участникам единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, увеличивает вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных государств, в особенности для предпринимательских структур.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России был создан в рамках Евразийского экономического сообщества в соответствии с планом действий, утвержденным в октябре 2007 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Поэтому в какой-то степени создание Таможенного союза Евразийского экономического сообщества происходит аналогично процессу формирования Таможенного союза Европейского Союза: так же путем поиска консенсуса мнений стран-участниц союза. Развитие единого таможенного пространства и таможенной политики на территории ЕврАзЭС происходит на основе нормативного обеспечения, построенного по европейскому образцу.

Межгосударственный совет (Межгоссовет) – это высший орган ЕврАзЭС, который собирается в составе глав государств или глав правительств. Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения.

Проблемами интеграции предпринимательских структур занимается Интеграционный комитет, являющийся постоянно действующим органом ЕврАзЭС. В его состав входят заместители глав правительств стран-членов. К числу основных задач Интеграционного комитета относится: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС; подготовка проектов решений и документов Межгоссовета; контроль над реализацией решений; контроль и координация развития интеграционной предпринимательской деятельности в ЕврАзЭС, в соответствии с принципами, представленными автором на схеме рис. 1.

Рисунок 1. Интеграционная система предпринимательства в едином экономическом пространстве стран–участников ЕврАзЭС.

Интеграционный комитет может создавать вспомогательные органы в форме советов и комиссий, которые формируются по отраслевому и функциональному принципу. Автором показано, что политика государственного регулирования в сфере предпринимательства в ЕС основана на двух подходах к решению проблем создания и функционирования предпринимательских структур: вертикальном и горизонтальном. Вертикальный подход предусматривает применение административных средств регулирования, которые направлены непосредственно на малые и средние предпринимательские структуры. Горизонтальный подход основан на защите интересов малых и средних форм предпринимательства в других сферах деятельности (например, таких, как инновационная политика, политика в отрасли исследований, технических разработок, региональная политика, международные отношения и др.) и укреплении позиций малых и средних предприятий в определенной сфере деятельности.

Интеграционные процессы при формировании единого экономического пространства имеют разноскоростной и разноуровневый характер. Эту особенность, по мнению автора, можно сформулировать немного иначе: идея дифференцированной интеграции на пространстве СНГ достигла своего предельного воплощения.

Проблемы в реализации базового интеграционного проекта – создания Таможенного союза и единого экономического пространства – легко объяснимы. Участие в Таможенном союзе подразумевает существенный пересмотр всей таможенно-тарифной системы, выработку единой торговой политики и создание определяющих ее новых институтов, что требует высокой степени интеграции.

Создание единого экономического пространства, понимаемого как пространство, основанное на принципе «четырех свобод», невозможно без глубокой гармонизации ряда областей законодательства, эффективно работающих институтов, обеспечивающих взаимное доверие между странами-участниками. Деятельность предпринимательских структур при этом основывается на известной модели «авангарда и арьергарда». При этом по всем основным особенностям создаваемая модель взаимоотношений авангарда и арьергарда сходна с существующей моделью в Евросоюзе:

- соблюдается единство институциональной структуры авангарда и всего ЕврАзЭС;

- цели авангарда соответствуют базовому направлению развития и целям всего ЕврАзЭС;

- создание авангарда не наносит ущерба уровню интеграции в рамках всего ЕврАзЭС.

Применение модели авангарда и арьергарда несет с собой не только очевидные выгоды, но и серьезные угрозы. В случае с ЕврАзЭС особую озабоченность вызывает дисбаланс между уровнем интеграции, достигнутым в масштабах всего Сообщества, и потенциальной глубокой интеграцией между странами авангарда.

В Евросоюзе надстройка в виде авангарда (экономический и валютный союз) опирается на давно и стабильно функционирующие таможенный союз и единый внутренний рынок. Тем не менее, серьезные кризисные явления, которые связаны с дисбалансом на основе различий в уровнях экономического развития стран авангарда и арьергарда, имеют место и здесь.

Для стран–участниц ЕврАзЭС применение модели авангарда и арьергарда связано с тремя особенностями:

- первая особенность состоит в том, что в ЕврАзЭС до сих пор не полностью завершено создание зоны свободной торговли – ныне существующий режим основывается на ряде двусторонних соглашений, которые не всегда выполняются;

- вторая особенность состоит в том, что ход интеграции в ЕврАзЭС не соответствует классической схеме региональной экономической интеграции: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз;

- третьей особенностью институциональной структуры ЕврАзЭС является ее слабость, что выражается в принятии решений на основе консенсуса и исключительно на высшем уровне; в отсутствии органа, способного выражать общие интересы Сообщества.

Перспективы развития предпринимательской деятельности в странах ? членах ЕврАзЭС, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствований, соответствуют настоящей цели экономических реформ – формированию успешной конкурентной экономики. Предпринимательская деятельность как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, является основой рыночной экономики для большинства стран. Именно в секторе предпринимательской деятельности формируется и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые становятся питательной средой для крупного бизнеса.

Автор полагает, что актуальным направлением политики в отношении предпринимательской деятельности на территории ЕврАзЭС должно стать уменьшение вмешательства регулирующих органов в сферу бизнеса. Гармонизация государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности предполагает как совместное участие в разработках, реализациях программ поддержки развития предпринимательства, так и разделение финансовых, инвестиционных и других рисков между кредитующими организациями, государством, самими предпринимателями. В пределах Сообщества следует завершить создание единой системы государственной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на всех уровнях с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровни.

В качестве важного вывода предложена система мер по совершенствованию институциональной структуры ЕврАзЭС и интеграционных процессов в целом, исходя из возможностей имеющихся хозяйственных связей, существующего уровня интеграции, политической и экономической ситуации в странах-членах ЕврАзЭС:

- активно взаимодействовать в отдельных секторах, прежде всего в тех, где налицо заинтересованность партнеров (энергетика, транспорт);

- в процессе реализации отраслевых программ и отдельных проектов следует усилить бюджетную солидарность.

Анализ мирового опыта функционирования предпринимательских структур в едином экономическом пространстве проводился в рамках исследований во второй главе диссертационной работы. Для этого были сформулированы следующие задачи:

- выявить теоретические принципы и методические подходы построения единой сетевой модели взаимодействия предпринимательских структур в общем рынке ЕС;

- определить методологические положения и подходы к организации инфраструктуры предпринимательства в общем рынке ЕС, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности предпринимательских структур.

В результате решения первой задачи получен следующий новый научный результат: выявлено, что единая сетевая модель взаимодействия предпринимательских структур в ЕС использует широкий спектр инструментов экономического развития, среди которых:

- формирование промышленных зон, имеющих современное оборудование и развитую инфраструктуру. Их использование дает возможность привлекать инвестиции и обеспечивать развитие существующих предпринимательских структур;

- подготовка команды специалистов по маркетингу;


загрузка...