Теория и методология исследования качества жизни населения города в маркетинге территории (26.03.2012)

Автор: Соколова Надежда Геннадьевна

Концептуальные основы и базовые положения маркетинговой деятельности органов муниципального управления на рынке продуктов, товаров и услуг города.

В современных политико-экономических условиях органам муниципального управления необходимо иметь четкое видение цели и задач управления социально-экономическим развитием города. Проведённые исследования позволили выделить актуальные для реализации маркетинговой деятельности органами муниципального управления направления экономической науки: общественную теорию самоуправления и социального обслуживания; теории неоинституционализма и агентских отношений, теории управления организационными системами и маркетинга. Рассматриваемые теории содержат концепции, которые дали возможность выявить базовые положения подхода к реализации маркетинговой деятельности органами муниципального управления на рынке продуктов, товаров и услуг города (рис. 5):

Концептуальные

Общественная теория самоуправления и социального обслуживания:

Концепция хозяйственной природы деятельности органов муниципального управления и обеспечения благосостояния жителей

Новая институциональная теория и теория агентских отношений:

Концепция определения контрактной природы государства

Теория управления организационными системами:

Эндогенная концепция организационных изменений.

Концепции побуждающего и индикативного управления

маркетинга:

Концепция социально-ответственного маркетинга.

Концепция маркетинга взаимодействия

Направления развития экономической науки

Подход к реализации органами муниципального управления

маркетинговой деятельности на рынке продуктов, товаров и услуг города

Базовые положения маркетинговой деятельности органов муниципального управления

Органы муниципального управления в условиях рыночной экономики выступают в роли действующего по найму избирателей менеджера по организации обслуживания населения, обеспечивающего баланс интересов субъектов города и являющегося «поставщиком территории».

Качество жизни населения города – императив и индикатор маркетинговой деятельности органов муниципального управления в процессе управления социально-экономическим развитием города

Маркетинговая деятельность органов муниципального управления реализуется посредством налаживания взаимодействия между субъектами города через индикативные методы управления и регулирования при концентрации внимания на удовлетворении потребностей целевых рынков и условиях сбережения человеческих, энергетических и других ресурсов города, охраны окружающей среды и достижения цели улучшения качества жизни как отдельного жителя, так и населения города в целом

Рисунок 5 – Концептуальные основы и базовые положения маркетинговой

деятельности органов муниципального управления

Концепция хозяйственной природы деятельности органов муниципального управления в рамках общественной теории самоуправления выдвинула на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики. Концепция обеспечения благосостояния жителей в теории социального обслуживания позволила сделать упор на организацию обслуживания населения путем оказания муниципалитетами услуг жителям, констатировать нравственное предписание их маркетинговой деятельности – императив качества жизни.

Концепция определения контрактной природы государства в рыночной экономике позволила определить роль органов муниципального управления в процессе реализации маркетинговой деятельности на рынке продуктов, товаров и услуг города в качестве менеджера, действующего по найму избирателей, обеспечивающего баланс интересов агентов рынка и являющегося «поставщиком территории».

Эндогенная концепция организационных изменений позволила определить, что источник социально-экономического развития города находится внутри него, развитие должно идти в интенсивном направлении с построением качественно новых форм взаимосвязи субъектов города, приводящих к изменению качества жизни. Концепция побуждающего управления стала базой для реализации разумного сочетания управления и регулирования в маркетинговой деятельности органов муниципального управления. Позволила сконцентрироваться на мерах согласования интересов и целей субъектов города и мерах по созданию условий проявления их собственной активности. Концепция индикативного управления позволила определить механизм координации интересов субъектов города и маркетинговой деятельности органов муниципального управления, основанный на совокупности индикаторов качества жизни и, следовательно, социально-экономического развития города.

Концепция социально-ответственного маркетинга вскрыла положение о том, что достижение цели улучшения качества жизни в ходе реализации маркетинговой деятельности органов муниципального управления должно происходить с учетом удовлетворения как отдельного потребителя, так и общества в целом, посредством концентрации внимания на удовлетворении потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды. Концепция маркетинга взаимодействия указала, что объектом внимания маркетинговой деятельности органов муниципального управления становятся отношения между ними и вышестоящими органами управления, населением, коммерческими и некоммерческими организациями. Теория маркетинга как философии взаимодействия и координации деятельности в целом предоставила для реализации маркетинговой деятельности органам муниципального управления весь спектр своего инструментария.

Предлагаемый подход к реализации маркетинговой деятельности органами муниципального управления адаптирует её к изменяющимся рыночным условиям в экономике России, характеризует генезис маркетинга территории и является основой для разработки новых инструментов исследования качества жизни и совершенствования маркетинговой деятельности субъектов управления территорией.

Для обоснования связи между качеством жизни населения, его удовлетворенностью проживанием в городе и лояльностью по отношению к муниципалитету как субъекту управления и городу как месту жительства предложена модель формирования ощущаемой ценности проживания населения в городе. Анализ и синтез ряда положений коммерческого и некоммерческого маркетинга, концепций тотального качества и воспринимаемой потребителем ценности позволили произвести их аппликацию в маркетинге территории и впервые обосновать искомую связь через дефиницию понятия ощущаемой населением ценности проживания в городе, установление определяющих её факторов и связей (рис. 6).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ населения города

ЛОЯЛЬНОСТЬ

свойств и характеристик условий проживания в городе

населения к

органам муниципального управления как субъекту управления городом и городу как месту проживания

( ценность проживания,

ощущаемая

населением в результате проживания в городе ( УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ населения -

ощущение удовлетворённости или разочарования от результатов проживания

в городе (

ОЖИДАНИЯ


загрузка...