Теория и методология исследования качества жизни населения города в маркетинге территории (26.03.2012)

Автор: Соколова Надежда Геннадьевна

В целом результаты апробации методологического подхода к параметризации и объективно-субъективной оценке КЖНГ показали действенность предложенных положений в отношении расширения совокупности индикаторов качества жизни, способствующих принятию органами муниципального управления эффективных управленческих решений в процессе управления социально-экономическом развитием города на основе императива качества жизни его населения.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В результате выполнения диссертационной работы решена актуальная проблема по разработке научно обоснованных методов исследования качества жизни населения города в маркетинге территории. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

При реализации маркетинговой деятельности органами муниципального управления путём согласования спроса и предложения на рынке продуктов, товаров и услуг города возможно результативное управление социально-экономическим развитием города с ориентацией на качество жизни его населения.

Теоретико-методологический анализ категории качества жизни дал возможность определить подход к её исследованию на уровне города, позволяющий снабдить органы муниципального управления информацией о показателях качества жизни, необходимых для обеспечения удовлетворённости населения, проживающего в городе и достижения цели управления социально-экономическим развитием города.

Исследования положений ряда направлений экономической науки дали возможность определить, что маркетинговая деятельность органов муниципального управления может быть реализована через индикативные методы управления и регулирования на основе показателей уровня жизни населения и его удовлетворённости, спроса и потребительского поведения на рынке продуктов, товаров и услуг города. Анализ и синтез ряда научных концепций позволили произвести их аппликацию в маркетинге территории и предложить инструменты исследования качества жизни, разработать методологический подход к её параметризации.

В результате разработки специального комплекса методик объективно-субъективной оценки КЖНГ расширен круг индикаторов качества жизни, позволяющих на их основе органам муниципального управления принимать обоснованные управленческие решения при налаживании взаимодействия между субъектами города.

Проведённая апробация показала, что предложенные в диссертационной работе положения действенны в области определения целей и результатов управления социально-экономическим развитием города, совершенствования системы социальной поддержки населения, создания условий для развития предпринимательства, инфраструктуры рынка и городского самоуправления на основе индикаторов качества жизни населения города.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии

1. Соколова, Н. Г. Анализ потребительского рынка Удмуртской Республики на момент вступления в ВТО: коллективная монография / Н. И. Вельм, Т. В. Груздева, П. П. Пономарев, Г. Е. Калинкина, Н. Г. Соколова. – Екатеринбург ; Ижевск : Изд-во Института экономики УрО РАН, 2007. – 160 с. – С. 5–21, 80–124 (9,3 п.л., в т. ч. авт. 3,6 п.л.).

2. Соколова, Н. Г. Формирование системы дополнения информации о личном потреблении населения в муниципальном управлении : монография. – Екатеринбург ; Ижевск : Изд-во Института экономики УрО РАН, 2008. – 189 с (10,97 п.л.)

3. Соколова, Н. Г. Маркетинговые подходы в создании нового товара / Н. Г. Соколова, О. В. Попова // Маркетинг XXI века: от философии до инструментария: коллективная моногр. / под общ. ред. Т. Ю. Ивановой, Л. В. Лапицкой. – Ульяновск : Изд-во УлГУ, 2009. – С. 293–297 (0,2 п.л.).

4. Соколова, Н. Г. Муниципальное образование как объект представления, типизации и системного анализа // Реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Вопросы теории и практики: коллективная моногр. / под ред. В. И. Некрасова. – Ижевск : Изд-во УдГУ, 2011. – 230 с. – С. 94–100 (0,6 п.л.).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России

5. Соколова, Н. Г. Модель структуры потребления в маркетинговых исследованиях // Вестник Ижевского государственного технического университета. Приложение № 1. – 1999. – С. 47–50 (0,32 п.л.).

6. Соколова, Н. Г. К вопросу функционального моделирования личного потребления на уровне региона // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2000. – № 3. – С. 38–39 (0,16 п.л.).

7. Соколова, Н. Г. Подсистема маркетинговой информации о личном потреблении населения в региональном управлении промышленного бизнес-пространства // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. Серия «Региональная экономика». – 2006. – № 15 (37). – С. 138–143 (0,5 п.л.).

8. Соколова, Н. Г. Маркетинговое моделирование личного потребления населения в региональной системе управления / Н. Г. Соколова, Г. Е. Калинкина // Вестник университета. – 2008. – № 4 (42). – С. 152–155 (0,23 п.л.).

9. Соколова, Н. Г. Эволюция статистики доходов и потребления населения: взгляд с позиции муниципального управления // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2008. – № 3 (39). – С. 88–90 (0.35 п.л.).

10. Соколова, Н. Г. Оценка состояния муниципального рынка услуг общественного питания по категориям SWOT-анализа // Вестник университета. – 2008. – № 9 (47). – С. 244–247 (0,47 п.л.).

11. Соколова, Н. Г. Формирование стратегии муниципального управления системой розничной торговли: SWOT-анализ // Вестник ЧелГУ. Серия «Экономика». – 2009. – Вып. 19. – № 3 (141). – С. 75–77 (0,37 п.л.).

12. Соколова, Н. Г. Анализ развития сетевых структур и конкурентной ситуации на рынке розничных торговых услуг города Ижевска // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2009. – № 1 (41). – С. 53–56 (0,5 п.л.).

13. Соколова, Н. Г. Исследование потенциальных потребителей рынка общественного питания г. Ижевска: сегментный анализ и определение рыночного спроса // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2009. – № 2 (42). – С. 44–47 (0,5 п.л.).

14. Соколова, Н. Г. Сегментный анализ потенциальных потребителей рынка розничных торговых услуг города Ижевска // Экономика региона. – 2009. – № 2 (18). – С. 161–169 (1,0 п.л.).

15. Соколова, Н. Г. Формирование маркетинговой многоуровневой товарной модели услуги муниципалитета // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2010. – № 1 (45). – С. 39–42. (0,5 п.л.).

16. Соколова, Н. Г. Маркетинговое исследование поведенческой реакции населения на рынке услуг местной администрации // Вестник университета. – 2010. – № 7. – С. 178–181 (0,5 п.л.).

17. Соколова, Н. Г. Модель социальной структуры общества в исследовании качества жизни населения территории // Экономика региона, 2011. – № 3 (27). – С. 89–94 (0,6 п.л.)

18. Соколова, Н. Г. Комплекс человеческих потребностей в системе оснований и критериев оценки качества жизни населения // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2011. – № 2 (50). – С. 74–77 (0,5 п.л.).

19. Соколова, Н. Г. Оценка уровня жизни населения города и социального неравенства на основе маркетингового подхода // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2011. – № 3 (51). – С. 67–70 (0,5 п.л.).

20. Соколова, Н. Г. Формирование благоприятной предпринимательской среды города на основе мультиатрибутивной модели услуги муниципалитета / Н. Г. Соколова, В. А. Семёнова // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2011. – № 1 (52). – С. 77–81 (0,25 п.л.).

21. Соколова, Н. Г. К вопросу моделирования жизнедеятельности населения с позиции маркетинга территории / Н. Г. Соколова, Л. Н. Семеркова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 136–143 (0,25 п.л.).

Статьи в журналах и научных сборниках

22. Соколова, Н. Г. Мультиатрибутивное моделирование товара в подсистеме анализа маркетинговой информации / Н. Г. Соколова, К. А. Скальская // Математические методы и информационные технологии в организации производства. – 2007. – № 1 (12). – С. 60–67 (0,28 п.л.).

23. Соколова, Н. Г. Анализ методов контроля над степенью удовлетворенности и оценки воспринимаемого уровня удовлетворения потребителей / Н. Г. Соколова, Е. П. Шайхутдинова // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2008. – № 2 (14). – С. 171–176 (0,24 п.л.).

24. Соколова, Н. Г. Анализ методов оценки качества и уровня жизни населения муниципального образования / Н. Г. Соколова, С. А. Лукоянова // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2009. – № 1 (15). – С. 158–162 (0,2 п.л.).

25. Соколова, Н. Г. Причины актуальности исследований и этапы эволюционного становления понятия качества жизни населения // Вестник Торгово-технологического института. Научный альманах. – 2010. – № 2. – С. 193–202 (0,8 п.л.).

26. Соколова, Н. Г. Анализ традиционных форм, целей и локализации центров исследования качества жизни населения в России в процессе поиска оптимальной концепции измерения качества жизни населения города // Наука Удмуртии. – 2010. – № 4 (42). – С. 73–85 (0,75 п.л.).

27. Соколова, Н. Г. Местное самоуправление в России: особенности и проблемы развития / Н. Г. Соколова, В. А. Семёнова // Наука Удмуртии. – 2010. – № 4 (42). – С. 168–179 (0,35 п.л.).

28. Соколова, Н. Г. Трактовка понятия качества жизни населения города, общая характеристика и классификация его составляющих // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2011. – № 1 (19). – С. 36–40 (0,40 п.л.).


загрузка...