Развитие интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии в техническом вузе (26.01.2009)

Автор: Егорова Галина Ивановна

владение ситуационными химическими знаниями, умениями (здесь и сейчас); 1 2 3 4 5

владение поведенческими химическими знаниями, умениями (рефлексия, знания о собственном химическом знании). 1 2 3 4 5

Максимальное количество баллов составляет 30 баллов (каждый блок - 5 баллов), включая такие проявления: 1балл – знания проявляются слабо, есть препятствия, 2 балла – проявляются при стимулирующих факторах, 3 балла – сформированы на среднем уровне, 4 балла – сформированы на уровне выше среднего, 5 баллов на высоком уровне. Для выявления уровня сформированности системы химических знаний, умственного кругозора баллы были переведены в проценты. Самые высокие показатели значений системы химических знаний, умственного кругозора получены на прогностическом этапе (рис.5).

Рис. 5. Показатели системы химических знаний, умений по этапам развития интеллектуальных возможностей студентов

Сущностные основы целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, способствуют развитию стиля мышления через следующие характеристики: гибкость, продуктивность, оригинальность, образность, критичность. Семантические характеристики определялись методом экспертной оценки в процессе наблюдения за решением развивающих задач и заданий. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Показатели стиля мышления будущих специалистов

Положительная динамика показателей стиля мышления связана с положительной динамикой накопления системы химических знаний, умений. По динамическому критерию проявлялась положительная динамика продуктивности учебной, научно – исследовательской деятельности и уровня развития интеллектуальных возможностей студентов в процессе обучения химии. Чем выше уровень развития интеллектуальных возможностей, тем выше продуктивность студентов. Критериально – индикаторные характеристики (система химических знаний, интеллектуальных умений, умственный кругозор, стиль мышления) были положены в основу сформированности уровня когнитивной компетентности. О высоком уровне когнитивной компетентности говорят качественные результаты защиты выпускных квалификационных работ, высокие показатели семестровых аттестаций. Корреляционный анализ когнитивной компетентности и стиля мышления выделил следующую зависимость: сформированный уровень когнитивной компетентности вырабатывает стиль мышления, что носит ценностный аспект для будущего специалиста.

Таблица 5.

Уровни сформированности когнитивной компетентности

Уровень сформированности КК 1 курс 3 курс 5 курс

Адаптивно – продуктивный 65 % 35% 9 %

Предметно – продуктивный 27 % 45% 34 %

Продуктивно – творческий 8 % 20% 57 %

Данные эксперимента показывают положительную динамику критериев целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, что обеспечивает высокую обученность студентов по химии в техническом вузе.

Таблица 6.

Динамика критериев качества обученности студентов по химии

Критерии качества обученности по химии 2005-2006 2006-2007 2007-2008

1.Динамика уровня качественной успеваемости (обученность по результатам аттестаций)(%) 23 32 45

2.Количество студентов, успешно осваивающих исследовательский практикум, интегрированные курсы(%) 25 45 30

3.Студенты победители олимпиад, конкурсов, проектов, выставок (%) 14 33 53

4.Студенты, участвующие в работе творческих проектов по заказам промышленных предприятий(%) 24 32 44

5.Когнитивная компетентность выпускника (%) 17 39 44

6.Студенты, участники научных конференций различного уровня (%) 15 34 51

Динамика роста критериев (%) 19, 6 35, 8 44, 5

Наблюдения за дальнейшей деятельностью выпускников с высоким уровнем когнитивной компетентности показал, что они продолжают развивать интеллектуальные возможности, а наиболее успешные поступают в аспирантуру по химическим направлениям. Таким образом, в результате проведенного исследования решены поставленные задачи, подтверждены основные положения гипотезы.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

Проведенный анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы показывает, что, по мнению многих ученых, условиями активизации процесса развития интеллектуальных возможностей студентов в техническом вузе является не только изменение содержания учебных предметов, но и совершенствование процесса преподавания дисциплин.

Историко-логический анализ понятия «интеллектуальные возможности» показал, что процесс развития интеллектуальных возможностей важная линия общего развития личности, при обучении химии с учетом: факторов социокультурных, личностных, нейрофизиологических; условий, обеспечивающих проектирование целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, через усиление взаимосвязи с производством, социумом; механизмов, ориентирующих на включение студентов в различные сферы интеллектуальной деятельности.

3. Методологическое обоснование целостного процесса развития интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии позволило выстроить концепцию, на основе совокупности методологических подходов (социокультурного, компетентностного, системного, личностно - развивающего, когнитивного, практико – ориентированного), принципов (практикоориентированности, социокультуросообразности, проблемности, экологической, культурологической, региональной направленности, принципа историзма, интеграции и др.), определяющих стратегию, тактику развития интеллектуальных возможностей студентов технического вуза.

4. Разработанная модель методической системы построена с учетом интегрированного образовательного пространства, раскрывает цели и задачи обучения химии в техническом вузе, включает развивающие направления, задачи, этапы, уровни, позволяющие проектировать, организовать образовательный процесс обучения химии в техническом вузе, определять формы реализации и предполагаемый результат процесса развития интеллектуальных возможностей студентов.

5. Охарактеризована система развивающих средств (средства на печатной основе, межпредметные тексты, развивающие задания и задачи, исследовательский практикум с включением исторического эксперимента), ориентирующих на приращение системы химических знаний, интеллектуальных умений, обеспечивающих учебную успешность студентов по химии в техническом вузе, что обеспечивает повышение качества обучения химии в техническом вузе.

6. Активизация целостного процесса развития интеллектуальных возможностей при обучении химии предполагает специально разработанную методику организации образовательного процесса, включающую: разработку учебно-методических комплексов, изменение содержания, форм проведения лекционных, семинарских и практических занятий и др., с учетом требований промышленного предприятия, что обеспечивает включение студентов в интегрированное образовательное пространство как условия развития интеллектуальных возможностей будущего компетентного специалиста.

7. Методическое обеспечение, разработано с учетом активизации целостного процесса развития интеллектуальных возможностей (электронные учебники, когнитивные карты, учебные и методические пособия, раздаточный материал и др.), предполагающие дополненное и по - новому структурированное содержание, обеспечивающих расширение сфер интеллектуальной деятельности, средств контроля за сформированностью системы химических знаний, стиля мышления, качеств будущих специалистов при обучении химии в вузе.

8. Охарактеризованы методические особенности разработки и использования электронных средств при обучении химии: электронные учебно – методические комплексы, электронные учебники, мультимедийные презентации, WEB квесты, видеолекции, видеосеминары, использование которых развивает интеллектуальные возможности каждого студента.

9. Система отбора и конструирования химического содержания положена в основу разработанных программ по курсам «Общей и неорганической химии», «Химии нефти», «Химического сопротивления материалов» и отражена в учебных пособиях для студентов. Экспериментальное исследование показало соответствие курсов принципам развития, научности, доступности и систематичности.

10. Выявлены тенденции развития содержания химии, состоящие в усилении развивающей функции учебных предметов, которая проявилась в создании интегрированных курсов, курсов по выбору; в поэтапном изучении курсов, открывающих наибольшие возможности для успешного развития интеллектуальных возможностей студентов, их химических знаний, раскрытие социокультурной значимости химического содержания, что дает возможность лучше использовать прогностическую функцию теоретического знания; в выделении технико – технологического, регионального содержания, что позволяет раскрыть значение химических теорий для производственной практики в условиях региона; включение когнитивных знаний, усиливает понимание химического материала, его объясняющую функцию; в постепенном включении экономических, экологических знаний в круг политехнических, что открывает возможности рассмотреть значение химии в экономике страны, мероприятиях по охране природы, а также основные направления развития химической промышленности. Выявленные тенденции послужили основой систем отбора содержания и конструирования вузовских программ химических дисциплин, отвечающего требованиям подготовки компетентного специалиста химического профиля.

11. Логика проектирования целостного процесса развития интеллектуальных возможностей при обучении химии связана с пересмотром рабочих программ, учебных планов, включением интегрированных курсов, изменением методики, с учетом интегрированного образовательного пространства как целостного системно – организованного поля активного взаимодействия студента, педагога, инженера промышленного предприятия, позволяющего раскрыть интеллектуальные возможности каждого студента.

12. Раскрыто понятие «компетентностный подход» через всестороннее изучение понятия «когнитивная компетентность» как интегрального показателя, определяющего уровень когнитивной готовности к жизнедеятельности, творчеству в социуме. Эта компетентность формируется на приращении компонентов: количественный компонент ? система химических знаний, умений; качественный компонент (стиль мышления, интеллектуальные умения); динамический компонент (когнитивный опыт).

13. Определены основные компоненты, обусловливающие стиль мышления: операции и формы мышления, используемые как учебные приемы на предметном содержании и специфические, учебные приемы, теоретической и практической направленности, применяемые при изучении химических дисциплин.

14. Реализация модели методической системы подтвердила эффективность использования интегрированных курсов, факультативов, включенных в учебный план, что способствует повышению эффективности учебного процесса за счет увеличения доли и изменения форм самостоятельной работы студентов над изучаемыми курсами.


загрузка...