Развитие интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии в техническом вузе (26.01.2009)

Автор: Егорова Галина Ивановна

ЕГОРОВА Галина Ивановна

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Специальность 13.00.02. – теория и методика

обучения и воспитания (химия)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Работа выполнена на кафедре химии и методики преподавания химии ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор

Татьяна Сергеевна Назарова

доктор педагогических наук, профессор

Павел Александрович Оржековский

доктор педагогических наук, профессор

Надежда Николаевна Суртаева

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Защита состоится «» «марта» 2009 года в 1400 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.155.03 при Московском государственном областном университете по адресу: 141014, г. Мытищи, ул. В.Волошиной д. 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: Москва, ул. Радио, д. 10а.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской федерации и сети Интернет 20 ноября 2008 г.

Автореферат разослан « » февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат биологических наук, доцент А.П. КОНИЧЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Процесс обучения химии в высшей технической школе постоянно совершенствуется. Сегодня появилась необходимость при обучении химии получать знания экономики, права, инновационного менеджмента, компьютерной, экологической «грамотности», что обеспечивает успех подготовки компетентного специалиста на рынке труда. Однако, как отмечают многие авторы, ситуация в России осложняется тем, что низкий уровень развития интеллектуальных возможностей студентов, не позволяет качественно подготовить будущего компетентного специалиста, в том числе химического профиля. Развитые интеллектуальные возможности студентов имеют самостоятельную ценность не только в период обучения в техническом вузе, но и в период будущей профессиональной деятельности на промышленном предприятии. Востребованность в высоком уровне развития интеллектуальных возможностей студентов с позиции работодателя, обеспечит качество его профессиональной деятельности.

В современных условиях процесс обучения химии в техническом вузе представляет собой трудную задачу, так как на химические, химико – технологические специальности поступают студенты, не только недостаточно подготовленные к усвоению химического материала, но и имеющие низкий уровень развития интеллекта. В этих условиях возрастает роль преподавателя, который, взаимодействуя со студентами, должен не только научить их эффективно учиться, но и научить развивать интеллектуальные возможности каждого студента.

Необходимость развития интеллектуальных возможностей студентов в образовательной среде технического вуза увеличивается еще и потому, что изменилась качественная характеристика абитуриентов ? «продукта» общеобразовательной школы, поступающих в высшие технические учебные заведения. По данным международных исследований РISA, абитуриенты в большинстве своем не умеют: внимательно прочитать химический текст, четко ответить на вопросы, интерпретировать химическую информацию, использовать практические умения, отсутствует у школьников пространственное воображение, они не в состоянии находить примеры химических явлений близких к действительности и т.п. Расхождение между результатами школьного обучения и практикой обучения в высшем учебном заведении настолько велики, что технический вуз сегодня не в состоянии качественно подготовить компетентного специалиста.

Таким образом, развитие интеллектуальных возможностей студентов – это первейшая задача качественной подготовки будущего компетентного специалиста в условиях технического вуза. При этом, совершенствование обучения химии невозможно без организации целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, позволяющего студентам проникнуть в сущность изучаемого материала, накапливать опыт мыслительной деятельности и использовать полученные знания как средство дальнейшего развития.

Обучение химии в техническом вузе должно учитывать возникшие противоречия: между возрастающими требованиями к качеству химических знаний и умений будущих специалистов и низким уровнем развития интеллектуальных возможностей современного студента; между необходимостью получать фундаментальные химические знания и сложившейся практикой обучения химии в вузах, при которой развитие интеллектуальных возможностей осуществляется не целенаправленно; между естественными потребностями студентов в развитии интеллектуальных возможностей и отсутствием методики организации процесса в техническом вузе, слабым использованием развивающих функций химических дисциплин в его образовательном пространстве.

Обнаруженные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в разрешении противоречия между необходимостью подготовки компетентного специалиста химического профиля и низким уровнем развития интеллектуальных возможностей студентов, что не позволяет обеспечить качество химической подготовки в техническом вузе.

Значительный вклад в теорию и практику развития интеллектуальных возможностей учащихся внесли Л.В. Занков (концепция развивающего обучения), Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин (психолого - педагогические основы развития интеллектуальных возможностей учащихся в деятельности); Б.Г. Ананьев (развитие интеллектуальных возможностей как составной части общего развития обучаемого); З.И. Калмыкова (механизмы, методы, средства общего развития учащихся); Л.С. Выгодский (операции, формы и виды мышления); А.Н. Леонтьев (определены условия соединения в единый процесс усвоения знаний и формирование приемов интеллектуальной деятельности) и др. Полученные психологами общие решения по рассматриваемой проблеме, открыли путь для углубленных частно – методических исследований, связанных с анализом условий организации целостного процесса развития интеллектуальных возможностей студентов при изучении конкретных предметов в техническом вузе.

В педагогике, методике имеются научные исследования по отдельным аспектам развития интеллектуальных возможностей школьников и студентов. Раскрываются такие аспекты как: роль самооценки в составе интеллектуального потенциала (С.А. Да Круш); динамическая организация интеллектуальной деятельности (Е.В. Ениколопова); развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки учителя (Л.М. Закирова); методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований (В.И.Разумов); системная характеристика интеллектуальной деятельности в условиях специально организованного обучения (И.Ф. Сибгатуллина); связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженера (В.А. Чикер); интеллектуализация профессионального образования в техническом вузе (Н.П. Гончарук) и др. Не отрицая научную значимость проведенных исследований, отметим, что данные работы не раскрывают методические аспекты процесса развития интеллектуальных возможностей студентов необходимых для повышения качества подготовки компетентного специалиста.

В некоторых методических исследованиях рассмотрены особенности развития школьников при обучении химии (М.В. Зуева и др.); выявлены массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной работы (Н.Е. Кузнецова и др.); рассмотрено влияние исследовательского метода (Д.М. Кирюшкин и др.); отмечается необходимость систематической работы по развитию интеллектуальных возможностей, влияющих на качество химических знаний (Л.А. Цветков и др.); исследованы приемы познавательной деятельности (Е.О. Емельянова и др.); предложены учебно – познавательные, развивающие задачи (Д.П. Ерыгин, Т.Ф. Орлова и др.); обозначены особенности развития интеллектуальных умений (О.В.Рогожин, Л.С. Хадарцева и др.); изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе обучения (Ю.С.Чернов и др.). Следует отметить, что большая часть исследований построена на материале начальной и средней школы. При этом, данные исследования ограничены поисками реализации отдельных компонентов процесса, что не позволяет определить методику организации целостного процесса развития интеллектуальных возможности при обучении химии в техническом вузе.

Цель исследования – повышение качества подготовки специалиста химического профиля.

Объект исследования - процесс обучения химии в техническом вузе.

Предмет исследования – развитие интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии в техническом вузе.

Гипотеза исследования. Организация и управление целостным процессом развития интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии в техническом вузе будет успешным, если:

1) раскрыть сущность развития интеллектуальных возможностей и соотнести её с реальным процессом обучения химии в техническом вузе;


загрузка...