Управление маркетингом услуг в сфере строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики (25.09.2012)

Автор: Нисковских Михаил Анатольевич

Нисковских

Михаил Анатольевич

Управление маркетингом услуг в сфере строительства

и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством (маркетинг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Сочи – 2012

Диссертационная работа выполнена в рамках плановой НИР

в НИИ маркетинговых исследований НОУ ВПО

«Международный инновационный университет» (г. Сочи).

Научный руководитель:

доктор экономических наук

Вершинин Валентин Петрович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Туманян Юрий Рафаэлович –

профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь);

кандидат экономических наук

Арзамазов Кирилл Вадимович –

заместитель заведующего лабораторией научно-прикладных маркетинговых исследований многоотраслевой компании «Добож» (г. Сочи).

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (г. Тольятти).

Защита состоится «01» декабря 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.016.02 при Федеральном государственном научном учреждении Российской Академии образования «Институт образовательных технологий» (354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, 10 «А»).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГНУ Российской Академии образования «Институт образовательных технологий».

Автореферат разослан «25» сентября 2012 г.

Ученый секретарь Лященко диссертационного совета Наталья Алексеевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуализация избранной тематики исследования соотносится с основными направлениями широкой научной дискуссии по проблемам глобальной энергетической безопасности. В этой связи надлежит адресоваться к системным экономическим исследованиям (А.П. Кизимов, 2007; П.А. Заболотнев, 2008; Л.Г. Жаркова, 2009; И.Н. Дудник, 2010; М.В. Верецкий, 2011; Г.Г. Липовцева, 2012; J.A. Roberts, C. Manolis, 2007; D.A. Pitta, 2008; J. Rutferford, 2010; C.M. Sashi, V.S. Kudpi, 2011) в многофакторной структуре энергобезопасности промышленных, сельскохозяйственных и бытовых объектов. Однако И.И. Мазур (2008), обсуждая проблему прогнозного сценария возможных энергетических кризисов как в России, так и за рубежом, отмечает, что экологическая составляющая процесса сжигания нефти и ее производных несет в себе угрожающий характер для сохранения мирового энергобаланса, а это требует создания новых технологических и маркетинговых подходов к широкомасштабным получениям энергии из новых (в техническом плане) источников. По мнению экспертов Международного энергетического Агентства (D.D. Schoenbachler, G.L. Gordon, D. Foley, L. Spellman, 2010) до настоящего времени эффективно используется лишь до 20% первичной энергии, получаемой от переработки углеводородного сырья, тогда как «новейшие технологии позволяют повысить коэффициент действия электроэнергетических установок в полтора - два раза». Маркетинговый прогноз обеспечения мирового энергобаланса (F.W. Olubodun, 2011) позволяет утверждать, что его сохранение выглядит достаточно проблематичным, если мировое сообщество попытается это сделать лишь только путём увеличения добычи нефти, газа и угля, поскольку спрос на нефть и газ в течении 15-20 лет превысит их рыночное предложение (на фоне сокращения запасов жидких и газообразных углеводородов). При этом, прогнозируемые колебания цен на вышеуказанные энергоносители обязывают формировать дополнительные научные подходы к проблеме управления стратегическим и операционным маркетингом в системе регулирования ассортиментной и тарифной политики локальных естественных монополий в сфере электроэнергетики. По мнению А.А. Вайсмана (2009) «именно обновленный управленческий алгоритм ценовой политики на рынке свободного оборота энергетических ресурсов позволит поддержать темпы развития мировой экономики, хотя и обяжет экономическое сообщество перейти к компьютерным системам управления разработкой новых нефтяных месторождений, включая технологии многоствольного и горизонтального бурения, закачки активных химических реагентов или перегретого пара с целью извлечения на поверхность скоплений газогидратов на месторождениях с низкопроницаемыми коллекторами». Подобные инновации регламентируются в России законодательной базой, в составе которой целесообразно выделить следующие основополагающие документы: Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»; Распоряжение Правительства России от 28.08.2003 года № 1234-р «Об энергетической стратегии России на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства России от 22.02.2008 года № 215-р «О генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года»; и др. Последнее позволяет говорить о концептуальном подходе к разрешению проблем многофакторной энергобезопасности, что обязывает предложить дополнить программы технического перевооружения энергостроительного комплекса России оригинальными (ранее не встречавшимися в открытой печати) авторскими характеристиками поливалентных, т.е. способных экономически взаимосочетаться, форм маркетинга в целях пропаганды и рекламы реинжиниринга (модернизации ранее реализованных технических решений) по энергетической безопасности субъектов Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы соответствует остроте научной проблемы, связанной с тем фактом, что глобальный спрос на продукт объектов электроэнергетики увеличивается ежегодно до 3% в структуре мирового энергобаланса (P.J. McNamee, 2010). По мнению L.W. Nachum (2011) «подобный рост спроса на электроэнергию уже в 30-е годы XXI века может привести к увеличению потребностей экономически развитых стран более, чем в 2 раза». При этом, следует учесть, что экономисты Гарварда и Токийского университета (M.G. Dekimpe, J.B. Steenkamp, M.M. Mellens, 2010; C.-М. Kuan, 2011) прогнозируют увеличение численности населения мира до 9 млрд. человек к 2030 году с проживанием 60% населения в экономически развитых странах Европы, Азии и Америки, т.е. в регионах с хорошо развитой промышленной инфраструктурой и высоким уровнем энергопотребления бытовых объектов. Говоря о маркетинговых программах строительства энергетических объектов, необходимо отметить недостаточную проработанность рекламы возобновляемых источников энергии (Д.В. Сивак, 2004; А.А. Строев, 2008; А.Г. Пронченко, 2010; Л.Л. Крестинский, 2011; и др.), к которым относятся современные объекты электроэнергетики, построенные с учетом передовых технологий, позволяющих кумулировать, длительно сохранять и системно использовать для промышленных нужд или освещения/отопления зданий солнечное излучение, тепловую конвекцию мирового океана, энергию ветра, термальные накопления, находящиеся в недрах Земли и т.д. Однако, по сведениям В.В. Кулибановой (2009) подобные маркетинговые программы констатируют незначительную долю (чуть более 4%) вышеуказанных возобновляемых источников энергии в современном мировом энергобалансе, хотя К.С. Недельцев (2010), анализируя маркетинговые активы предлагаемых инноваций в использовании возобновляемых источников энергии, приводит свой вариант маркетингового прогноза, когда к 2050 году человечество будет вынуждено обратиться к новым технологиям производства экологически чистой энергии, т.е.количество технических устройств в виде ветровых энергоустановок может увеличиться в 15 раз по сравнению с современным уровнем, а геотермальная энергия станет (в 8-10% от общего уровня промышленного производства электричества) источником для функционирования ГеоЭС, работающих на перегретом паре в странах, имеющих высокую гейзерную или паровую вулканическую активность, примером чего служат сегодняшние 45 крупных ГеоЭС в Исландии, Японии, Новой Зеландии, США, Мексике и на Филиппинах. Другим маркетинговым ингредиентом, позволяющим отслеживать степень разработанности проблемы,является научная дискуссия, посвященная экономическим аспектам энергобезопасности стран, трактуемая (В.Д. Ишкин, 2007; Р.Г. Серегин, 2009; Е.И. Корецкая, 2011; T.R. Spawton, G.I. Macintosh, 2011) как «способность государства оградить бизнес и собственных граждан от энергодефицита, причиной которого могут быть управленческие просчеты, неэффективная экономическая внутренняя или внешняя государственная политика, а также техногенные и природные катаклизмы. Последнее, по мнению М.М. Горбатовской и П.К. Чугунникова (2012), имеет прямую корреляционную связь с проблемой сбытовой креативности, т.е. рыночной созидательности маркетинговых программ технического перевооружения энергостроительного комплекса как России,так и подавляющего количества зарубежных стран. Одновременно, К.В. Конецкая (2012) справедливо поднимает вопрос о недостатке научных исследований по рыночной перспективности взаимосочетающихся форм целевого маркетинга услуг в рамках оценивания производственных рисков при строительстве и эксплуатации энергосооружений, включая АЭС, гидроэлектростанции и т.д.

Целью исследования стала разработка и внедрение новых научных подходов к альтерации (т.е. сбытовому видоизменению) маркетинговой функции субъектов отечественного и зарубежного рынка услуг в сфере строительства и дальнейшей эксплуатации российских объектов электроэнергетики.

Предметом исследования являлся маркетинговый инструментарий, используемый для экономических форм управления ситуационной и перспективной ёмкостью рынка свободного оборота энергетических ресурсов как в России, так и за рубежом.

В качестве объекта исследования выступали ведущие производственные объединения России, Устав которых разрешал им осуществление целенаправленных маркетинговых программ по рекламированию комплексных программ изготовления и монтажа энергетического оборудования при строительстве новых или реконструкции старых зданий и сооружений отечественных объектов электроэнергетики.

Гипотеза исследования: многофакторная структура энергобезопасности промышленных, сельскохозяйственных и бытовых объектов требует адекватной разработки поливалентных (способных экономически взаимосочетаться) маркетинговых инноваций, внедрение которых оказывается особо эффективным, если в рамках экономического управления ситуационной и перспективной емкостью рынка свободного оборота энергетических ресурсов внедряются: 1) разработанные нами технологии креативности (рыночной созидательности) маркетинговых программ технического перевооружения энергостроительного комплекса России, включая авторские научные приемы развивающего маркетинга в реинжиниринге (модернизации ранее реализованных технико - управленческих решений) по энергетической безопасности субъектов РФ; 2) формы целевого маркетинга услуг по реализации программ оценивания производственных рисков при строительстве и эксплуатации энергетических объектов; 3) авторская система перманентного маркетингового тестирования уровня потребительской удовлетворенности в услугах по проектированию сооружений, изготовлению, монтажу и пуско-наладке оборудования при строительстве (эксплуатации) современных электроэнергетических объектов.

Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

- дать сравнительную характеристику существующих поливалентных (способных экономически взаимосочетаться) форм маркетинга в многофакторной структуре энергобезопасности промышленных, сельскохозяйственных и бытовых объектов, отразив методологические различия традиционных и авторских научных приемов развивающего маркетинга в реинжиниринге (модернизации ранее реализованных технико-управленческих решений) по энергетической безопасности субъектов РФ;

- научно обосновать схемы управления стратегическим и операционным маркетингом в системе регулирования ассортиментной и тарифной политики локальных естественных монополий в сфере отечественной электроэнергетики;

- конкретизировать формы целевого маркетинга услуг по реализации программ оценивания производственных рисков при строительстве и эксплуатации энергетических объектов федерального или регионального значения;


загрузка...