Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии (25.09.2012)

Автор: БОБКОВА Алла Александровна

БОБКОВА Алла Александровна

Социально-педагогическое сопровождение

профессионального самоопределения старшеклассников гимназии

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(социальное воспитание в различных областях

и на всех уровнях системы образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Галкина Татьяна Энгерсовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Романенко Надежда Михайловна

профессор кафедры ювенологии и молодежной

политики ГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

доктор педагогических наук, профессор

Петракова Татьяна Ивановна

методист высшей категории ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамент образования города Москвы»

Ведущая организация – ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Защита состоится 25 октября 2012 г. в 17-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по педагогическим наукам при ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу:

129226, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, корп.2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Электронной библиотеке ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу:

129226, г. Москва, ул.В.Пика, д.4, корп.5.

Сведения о защите и автореферат размещены на официальном интернет-сайте ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу: www.rgsu.net.

Автореферат разослан «___»__________ 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, доцент Т.Э. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Выбор профессии выпускником общеобразовательного учреждения во многом определяет удовлетворенность, профессиональный рост и его материальное благосостояние в будущем. От того, насколько правильно сделан профессиональный выбор молодым человеком, порой зависит последующая удовлетворенность процессом труда, его результатами, возможностью максимального проявления творчества, эмоционального настроя, более полного осуществления жизненных планов. Однако зачастую такой выбор осуществляется на уровне интуиции, под влиянием настроения (выбор профессии «за компанию»), поверхностных впечатлений, без учета таких факторов, как запросы рынка труда, индивидуальные физические и интеллектуальные возможности, склонности к освоению той или иной профессии. Как результат - большая часть выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, оказываются невостребованными предприятиями, а потому вынуждены работать не по специальности, и, что особенно тревожно, находятся в состоянии ярко выраженного стресса, социальной незащищенности.

Изложенное свидетельствует о том, что выбор будущей профессиональной деятельности выпускником общеобразовательного учреждения выступает важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, гармоничного вхождения молодого человека в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, и, в конечном счете, - благополучия общества в целом и отдельного гражданина в частности.

Результаты социологического опроса, проведенного в 2010 году Российским государственным социальным университетом среди выпускников средних специальных учебных заведений Москвы и Московской области, показали, что треть респондентов удовлетворена своим профессиональным выбором, а две трети решили поменять профессию. Причины этих перемен объясняются, прежде всего, тем, что на этапе профессионального самоопределения на будущего специалиста оказывают существенное влияние как внешние, так и внутренние факторы: изменения рынка труда, падение престижности выбранной профессии, материальный расчет, изменение взаимоотношений с учителями, друзьями, родителями и др. Все это создает значительные сложности в самоопределении молодого человека, а потому возникает необходимость в поддержке и грамотном сопровождении его профессионального выбора, активизации усилий всех субъектов профессиональной ориентации.

Известно, что особая роль в профессиональной ориентации старшеклассников принадлежит гимназии, функционирующей на основе профильного обучения. Сфера профессиональной самореализации старшеклассников гимназии, с одной стороны, сужается профильным обучением, а с другой, - получает профессиональную направленность и позволяет более целенаправленно строить перспективы профессионального самоопределения. В этих условиях возникает важность социально-педагогического сопровождения старшеклассника, способствующая его профессиональному выбору и активизации учебной деятельности в интересах последующей самореализации по выпуску.

Изложенное определяет важность социально-педагогического сопровождения старшеклассников гимназии в процессе их профессионального самоопределения и активизации целенаправленной их познавательной деятельности в подготовке к самореализации в профессиональном выборе.

Учитывая важность социально-педагогического сопровождения старшеклассников гимназии в профессиональном самоопределении, многие вопросы получили отражение в работах различных авторов. К таким вопросам, в частности, относятся: развитие целенаправленной активности и возможности ориентироваться в профессиональном мире (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Г.С. Жукова, Н.В. Кумина, Н.И. Никитина, А.Э. Попович и др.); различные аспекты социальной и социально-педагогической деятельности образовательного учреждения (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.И. Жуков, Н.А. Сорокина; А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, Н.М. Романенко, Л.П. Илларионова и др.); особенности реализации компетентностного подхода в непрерывкой системе образования (В.И. Байденко, О.И. Воленко, Т.Э. Галкина, И.А. Зимняя, Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, Федякина Л.В. и др.); основные подходы к организации профильного обучения в школе (Л.К.Артемова, Т.П. Афанасьева, С.Г. Броневщук, С.С. Кравцов, П.С. Лернер, Н.В. Немова, Т.Г. Новикова, Е.Е. Федотова).

В то же время анализ литературы показал, что вопросы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников гимназии не получили в ней достаточного отражения. Изложенное позволило выделить сложившееся противоречие: между общественной потребностью в социально-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения каждого старшеклассника и недостаточным вниманием к теоретико-методическим основам его реализации в условиях гимназии. Выявленное противоречие определили проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки научно-методических основ социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников гимназии. В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования: «Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии».

Цель исследования – разработать и экспериментально проверить эффективность технологии социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников гимназии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс гимназии.

Предмет исследования: содержание и технология социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников гимназии.


загрузка...