РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ (25.09.2012)

Автор: Ильин Антон Александрович

Прикладные аспекты использования инструментов развития в условиях конкурентного рынка рассмотрены в научных трудах Urban Land Institute, США (Городской земельный институт). Это некоммерческая исследовательская и образовательная организация, посвященная улучшению политики землепользования.

Эмпирическую основу работы составили результаты исследований формирования стратегии управления развитием объектов торговой недвижимости в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Для решения поставленных задач применялся анализ, сравнение, статистические методы и практическое применение механизмов и инструментов развития объектов торговой недвижимости.

Область исследований: проблемы, решаемые в диссертации, соответствуют паспорту специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами – строительство)»: п. 15.15. Развитие теории и методологии управления недвижимостью.

Наиболее существенные результаты диссертации и их научная новизна заключается в комплексном исследовании теоретических аспектов управления развитием объектов торговой недвижимости и разработке методической базы в сфере развития объектов торговой недвижимости. К числу основных результатов, определяющих научную новизну работы, можно отнести следующее:

Уточнены понятия терминов «объект торговой недвижимости», «управление развитием объекта торговой недвижимости», «торговый комплекс», «ассоциация продавцов»;

Предложена классификация объектов торговой недвижимости, которая позволяет их дифференцировать в соответствии с административным делением, принятым на территории Российской Федерации;

Усовершенствована структура форм управления объектами торговой недвижимости, в которой выделен блок по управлению развитием как отдельная форма управления торговой недвижимостью

Предложена ассоциация продавцов, как механизм по реализации стратегии управления развитием объекта торговой недвижимости, направленный на совокупное развитие данного объекта;

Сформирована методика разработки стратегии управления развитием объектов торговой недвижимости (для окружных и региональных торговых центров), на основании которой предложена модель функционального зонирования объекта торговой недвижимости окружного значения.

Теоретическая значимость исследования заключается в классификации объектов торговой недвижимости, совершенствовании форм управления объектами торговой недвижимости и в формировании методики разработки стратегии управления развитием объектов торговой недвижимости.

Практическая значимость исследования заключается в возможности изучения и применения полученных результатов инвестиционно-строительными и консалтинговыми компаниями.

Апробация работы. Основные научные положения диссертационной работы и результаты исследования применялись при разработке концепции функционирования 2-х объектов торговой недвижимости на территории Российской Федерации.

Основные теоретические и методические положения работы и результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы компании Carter Management Group и Imagine Estate.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 5 печатных работ, общим объемом 2,3 п.л., в том числе – 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 131 страницу машинописного текста, 10 таблиц, 26 рисунков, список использованной литературы из 94 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования и степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи, определены предмет и объект исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы.

В первой главе диссертации проведен анализ рынка торговой недвижимости за последние 3 года, проанализированы теоретические и практические основы по формированию стратегии управления развитием объектов торговой недвижимости. На основе проведенного анализа установлены причины актуальности проблемы функционирования объектов торговой недвижимости, а также выявлены основные проблемы направления и их причины.

Во второй главе диссертации проанализированы механизмы управления развитием объектов торговой недвижимости, сформирована методика установления стратегии управления развитием объектов торговой недвижимости, а также разработан и применен на практике механизм по реализации стратегии управления развитием.

В третьей главе диссертации разработана структура стратегии развития объектов торговой недвижимости, а также предложена модель, примененная на практике. Исследована и подтверждена эффективность предложенных мероприятий.

В заключении сформулированы основные выводы, полученные в результате выполнения диссертационного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уточнены понятия для терминов «объект торговой недвижимости», «управление развитием объекта торговой недвижимости», «торговый комплекс», «ассоциация продавцов»

В современной отечественной терминологии термин «объект торговой недвижимости» не имеет четкого определения.

Торговые центры становятся неотъемлемым атрибутом российской экономики. Бурное развитие торговых концентраций в Москве и в России в целом сопровождается хаотичностью применения терминологии.

Категории «торговый центр», «торговый комплекс», «крупный торговый объект», «молл» используются произвольно. Такая же ситуация с понятиями «пассаж», «галерея», «торгово-развлекательный центр». Учитывая бурное развитие подобных торговых концентраций, необходим точный понятийный аппарат, дифференциация понятий, четкая классификация.

Торговый центр следует трактовать следующим образом: Торговый центр — это совокупность торговых предприятий и предприятий, оказывающих различные услуги населению, находящихся в зоне охвата территории и предназначенных для комплексного обслуживания населения.

В России понятийный аппарат отражен в нормативном документе ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» и в разработке Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.

В стандартах даны определения торгового центра (ТЦ) и торгового комплекса (ТК). В работе департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы предлагаются определения торгового комплекса. Его размеры 10–80 тыс. кв. м, торгового объекта — до 10 тыс. кв. м, торговой зоны — размер более 80 тыс. кв. м.

Во всех отечественных работах торговым центром называется совокупность торговых точек, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, расположенных концентрированно на определенной территории в одном или двух-трех территориально сближенных зданиях.

Американский институт градостроительства определяет понятие торгового центра следующим образом: «Торговый центр — это группа коммерческих предприятий, спроектированных, построенных, эксплуатируемых и управляемых как единое целое; центр обслуживает запланированный контингент населения и обеспечивает автостоянку для посетителей».

Институт городского планирования Великобритании определяет торговый центр как «группу коммерческих заведений, спланированных, созданных, управляемых как единица, соотносящаяся расположением, размером, типом магазинов с обслуживаемым районом».

Анализ различных взглядов на дефиницию торгового центра показывает, что единого мнения по этому вопросу нет, однако большинство ученых склоняются к мнению, что торговый центр — это обязательно совокупность расположенных в едином пространстве предприятий. Таким образом, называть торговым центром одно торговое предприятие некорректно. Для этого есть названия соответствующих форматов торговых предприятий: гипермаркет, супермаркет, дом торговли, торговый дом, универмаг, универсам.

Торговый комплекс в соответствии с российским стандартом — «совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности».

В зарубежной литературе термин «торговый комплекс» используется довольно редко. В то же время известна работа английских экономистов Д. Гослинга и Б. Мэйтленда «Проектирование торговых комплексов», однако в тексте используются понятия «торговый центр» и «молл».

Определение торговому комплексу дано в работе Майкла Леви и Бартона А. Вейтц: «Торговые комплексы, как правило, имеют более четкую планировку, нежели ленточные центры, и здесь выше движение пешеходов. Такие комплексы могут находиться в одном или нескольких помещениях и под открытым небом».

Торговый комплекс — это совокупность торговых предприятий, расположенных в одном или нескольких зданиях, спланированных, построенных и управляемых как единый комплекс, реализующих универсальный и индивидуальный ассортимент товаров и оказывающих широкий спектр услуг, централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Отличия торговых комплексов от торговых центров:

торговый комплекс располагается в одном большом здании или нескольких зданиях, имеющих один архитектурный стиль;

в нем централизованы функции управления и хозяйственного обслуживания;


загрузка...