Развитие методического обеспечения анализа и оценки экспортного потенциала предприятия (25.09.2012)

Автор: Сычев Максим Сергеевич

1. Уточнено понятие «экспортный потенциал предприятия»; определены структурные элементы экспортного потенциала, отражающие внутренний и внешний экспортный потенциал.

При вступлении России в ВТО ключевым направлением развития отечественных предприятий становится их ориентация на внешнеэкономическую деятельность. Она является частью хозяйственной деятельности предприятия и характеризуется самостоятельностью предприятия в выборе зарубежного партнера, ассортиментной и контрактной политики. От возможностей участия предприятия во внешнеэкономической деятельности зависит то, насколько динамично будет развиваться его бизнес, что, в свою очередь, обусловлено наличием у предприятия экспортного потенциала и умением распоряжаться им.

Понятие "экспортный потенциал предприятия" до настоящего времени не получило своего утверждения в экономической литературе. Однако, очевидно, что от содержания этого понятия зависит нацеленность менеджмента предприятия на выпуск конкурентоспособной продукции, как на внутреннем, так и внешнем рынке.

В экономической литературе понятие "потенциал" в основном оценивается либо с позиции ресурсного, либо результативного подхода. Рассмотрев точки зрения различных авторов на выражение категории потенциал, в работе сделано следующее определение экспортного потенциала предприятия.

Экспортный потенциал предприятия – это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для производства конкурентоспособной продукции, ее реализации и обслуживания на внешних рынках, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Данное понятие интегрирует ресурсный и результативный подходы к выражению потенциала и реализует системный подход к управлению предприятием, где ресурсы выступают входом в систему, а реализация конкурентоспособной продукции – выходом из системы.

По сути, представленное определение включает в себя два потенциала: внутренний и внешний

Внутренний экспортный потенциал предприятия включает в себя совокупность ресурсов необходимых для производства продукции на экспорт. К ним можно отнести природные, трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы. Однако чтобы успешно проводить экспортную деятельность, предприятию мало обладать той или иной совокупностью ресурсов. Важно умело и эффективно использовать эти ресурсы, определить возможности интенсификации производства, что и будет определять конкурентные преимущества выпускаемой продукции.

Внешний экспортный потенциал предприятия связан с реализацией конкурентоспособной продукции и обеспечивается маркетинговой, логистической и сервисной деятельностью предприятия.

2. Разработан концептуальный подход к анализу экспортного потенциала предприятия с выделением цели, принципов и задач анализа; представленный подход позволяет последовательно выполнить анализ использования внутреннего и внешнего экспортного потенциала, дать оценку и получить прогнозную информацию о конкурентоспособности предприятия с учетом использования экспортного потенциала.

Целью анализа экспортного потенциала является выявление и реализация резервов повышения эффективности и доходности экспортной деятельности предприятия, роста производства конкурентоспособной на внешних рынках продукции (работ, услуг) при минимальных затратах производственно-финансовых ресурсов.

Анализ экспортного потенциала предприятия должен базироваться на следующих принципах.

Принцип системности, предполагающий рассмотрение экспортного потенциала предприятия в виде сложной динамической системы, изучение его составляющих хозяйственной деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости;

Принцип комплексности, требующий всестороннего изучения процессов экспортной деятельности, необходимости учета влияния всех факторов, определяющих результаты экспортных операций;

Принцип адаптивности, заключающийся в том, что экспортная деятельность предприятия должна меняться в соответствии с изменением факторов внутренней и внешней среды, но вместе с этим должна быть устойчивой в динамике.

Принцип обратной связи основан на постоянном контроле результатов управления экспортным потенциалом предприятия.

Принцип конкретности, приводящий к практической полезности, значимости, оперативности экономического анализа экспортного потенциала как неотъемлемой функции управления экспортной деятельностью предприятия.

Концептуальный подход к анализу экспортного потенциала предприятия представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Концептуальный подход к анализу экспортного

потенциала предприятия

В диссертации подробно рассмотрены задачи анализа экспортного потенциала предприятия по каждому выделенному блоку, как в текущем периоде, так и прогнозной перспективе.

?????????U

?????????^

?????????^

??????^

?????????^

+венной, маркетинговой и сбытовой деятельности предприятия для обобщающей оценки использования экспортного потенциала предприятия и выявления резервов его развития.

Каждое направление анализа производится при помощи показателей. Экономические показатели позволяют дать количественные, качественные и структурные оценки управлению предприятием. Показатели как модели соответствующего уровня адекватно измеряют состояние и динамику процессов, тенденций и перспективы развития исследуемого объекта.

Анализ внутреннего экспортного потенциала предприятия в работе предлагается проводить по следующей схеме:

– оценка обеспеченности и анализ использования ресурсов;

– анализ конкурентоспособности продукции;

– анализ эффективности деятельности предприятия;

Анализ внешнего экспортного потенциала целесообразно проводить по следующей схеме:

анализ внешнеэкономических факторов, оказывающих влияние на формирование и использование экспортного потенциала предприятия;

анализ маркетинговой деятельности и сбыта на внешних рынках;

По каждому направлению анализа экспортного потенциала определены системы количественных, качественных и структурных показателей. В таблице 1 для примера приведены структурные показатели, показывающие относительную долю показателя, связанного с экспортом в какой-либо общей сумме.

Таблица 1. Структурные показатели для анализа экспортного

потенциала предприятия

Показатели Экономическая интерпретация показателя

Структурные показатели использования ресурсов предприятия

Доля оборудования, занятого в производстве экспортной продукции в составе основных средств


загрузка...