Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования (25.09.2012)

Автор: Рябова Светлана Сергеевна

- признание многогранной значимости природы;

- положительное восприятие ценности природы;

- наличие личностной оценки экологических проблем.

Для третьего (высокого) уровня характерно следующее:

- включение экологических ценностей и ценностей природы в систему наиболее значимых ценностей учащегося;

- проявление собственной позиции, собственной системы ценностей.

Анализ полученных результатов анкетирования учащихся и их обобщение позволили получить данные, свидетельствующие об успешности методики формирования у учащихся ценностных отношений (табл.1).

Таблица 1

Результаты сформированности у учащихся ценностного отношения к природе (в %)

Ценность природы/Уровни Ресурсная Эстетическая Средообразующая Рекреативная

I II I II I II I II

1-й уровень (низкий) 16,4 12,9 25,2 17,7 29,8 16,4 24,3 21,2

2-й уровень (средний) 39,7 44,1 49,3 54,3 32,6 24,1 35,6 37,6

3-й уровень (высокий) 43,0 43,8 25,4 27,9 37,5 59,4 40,0 41,1

I – срез, который проводился в начале экспериментального обучения (задействованы 375 учащихся),

II – срез, который проводился после завершения экспериментального обучения (задействованы 350 учащихся).

После экспериментального обучения учащиеся в ответах на вопросы анкеты указывали на разнообразие ценностных аспектов природы, они подчеркивали не только ресурсную и средообразующую значимость природы, но и ее познавательную ценность. При этом увеличилось количество ответов, свидетельствующих о понимании абсолютной ценности природы и природной среды.

После окончания экспериментального обучения учащимся контрольных и экспериментальных групп была предложена анкета, содержащая вопросы, которые требовали от учащихся ценностной оценки природы, выбора ответов, свидетельствующего о личностной позиции ученика по отношению к природе. Вопросами анкеты были следующие:

Что значит природа в жизни людей?

Что означает природа лично для вас?

Выскажите свое мнение о необходимости охраны окружающей среды.

Почему природа, жизнь и здоровье относятся к общечеловеческим ценностям?

Полученные ответы на вопросы этой анкеты позволили выявить наличие или отсутствие у учащихся ценностного отношения к природе и определить рейтинг на ресурсную, эстетическую, познавательную или рекреативную ценность природы.

Поуровневое распределение ответов учащихся на вопросы анкеты учащихся экспериментальных и контрольных групп представлено в таблице 2.

В ответах учащихся экспериментальных групп выказывалось личностное отношение к природе, подчеркивалась безусловная ценность природы для всех людей и сохранения жизни на планете. В ответах учеников контрольных групп чаще звучало признание материальной (ресурсной) ценности природы.

Таблица 2

Уровни развития ценностного отношения к природе у учащихся

экспериментальных и контрольных групп

Уровни Количество ответов в %

Контрольные группы Экспериментальные группы

1-й уровень (низкий) 22,8 17,1

2-й уровень (срдний) 45 40

3 - й уровень (высокий) 32,2 42,8

Всего ответов 350 человек 375 человека

Статистические данные результатов формирования ценностного отношения к природе подтвердили успешность экспериментальной методики (табл. 3)

Таблица 3

Результаты статистической обработки данных

анкетирования учащихся

Группы Показатели

N M ?2 ?


загрузка...