Организационно-экономические методы развития системы управления дорожно-сторительным комплексом (25.09.2012)

Автор: Осиян Павел Андреевич

ОСИЯН Павел Андреевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МетоДы РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт – Петербург

Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента в городском хозяйстве ФГБОУ ВПО «Санкт–Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Научный руководитель: Любарская Мария Александровна доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Платонов Анатолий Михайлович доктор экономических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» заведующий кафедрой экономики и управления строительством и рынком недвижимости

Юденко Марина Николаевна

доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» профессор кафедры экономики и менеджмента в строительстве

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Защита состоится «25» октября 2012 г. в 11 час. 00 мин.

на заседании диссертационного совета Д 212.219.01 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по  адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, 27, ауд. 422.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 103а.

Автореферат разослан «25» сентября 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор Плетнева Н.Г.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современной России потребность в перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом постоянно растет. Этому способствует развитие производительных сил общества, расширение межрегиональных связей, вовлечение в процесс общественного воспроизводства ресурсов отдельных районов страны. В то же время состояние транспортной инфраструктуры и качество российских дорог находятся в явном диссонансе с потребностями в их развитии. Таким образом, одной из наиболее важных для России задач является обеспечение максимальной эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса страны путем повышения качества дорожно-строительных работ и удовлетворения потребностей экономики и населения в безопасных и эффективных транспортных услугах.

Учитывая накопленный в стране опыт создания разрозненных информационных систем в дорожно-строительном комплексе (ДСК), на сегодняшний день назрела необходимость формирования единой информационной системы, объединяющей подсистемы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения, строительства дорожной сети, а также предоставления информационного сервиса для субъектов транспортного процесса. Достижение требуемого качества дорожно-транспортной сети возможно за счет внедрения инновационных методов принятия управленческих решений в ДСК на основе использования современных информационных технологий.

Реализация транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, на наш взгляд, должна охватывать не только этап обеспечения нашей страны необходимыми объемами строительства новых дорог и инженерных сооружений. Она должна также распространяться на их последующую рациональную эксплуатацию с внедрением современных способов управления на основе применения инновационных информационных технологий и механизмов финансирования ДСК.

Степень разработанности проблемы. В исследование вопросов теории и методологии управления дорожно-строительным комплексом значительный вклад внесен такими учеными как В.В. Бузырев, И.М. Вилкова, Э.В. Дингес, М.А. Любарская, С.Н. Максимов, А.М. Платонов, Е.Б. Смирнов, Н.М. Сутырин, В.С. Чекалин, М.Н. Юденко и другими.

Вместе с тем, требуют дополнительной проработки вопросы научно-методического обоснования развития системы управления ДСК с внедрением современных управленческих и технологических решений.

Целью диссертационного исследования является разработка методических положений и практических рекомендаций по развитию системы управления дорожно-строительным комплексом на основе применения интегрированных информационно-коммуникационных технологий и методов финансирования.

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения следующих задач:

исследовать этапы становления ДСК России и определить концептуальные положения его дальнейшего развития;

провести анализ существующей системы классификации автомобильных дорог и разработать предложения по его совершенствованию;

предложить новый подход к формированию и функционированию организационного механизма проведения государственных торгов в ДСК;

разработать схему выбора рациональной формы финансирования работ в дорожно-строительном комплексе с применением ГЧП;

определить совокупность плановых показателей информационного обеспечения ДСК;

разработать метод оценки эффективности интегрированной информационной дорожно-строительной базы данных.

Объектом исследования является система управления дорожно-строительным комплексом.

Предметом диссертационного исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий и методов финансирования.

Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды, результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов по затронутой проблематике, нормативно-правовые документы в области управления дорожно-строительным комплексом.

Информационной базой исследования законодательные акты, принятые в дорожном хозяйстве, на федеральном и региональном уровнях, данные органов государственной статистики, Федерального дорожного агентства, Министерства транспорта Российской Федерации, материалы российской и зарубежной прессы, данные сети Интернет.

Основу методологического подхода к исследованию функционирования и развития системы управления ДСК составляют методы и принципы экономического, статистического и системного анализа, сравнения, обобщений и группировок.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке организационно-экономических основ формирования и развития системы управления ДСК на основе применения интегрированных информационно-коммуникационных технологий и механизмов финансирования. В качестве элементов научной новизны следует выделить следующие:

1. Определены концептуальные положения развития ДСК и разработана алгоритмическая схема выбора метода финансирования работ в ДСК в перспективный период, основанная на применении механизма ГЧП посредством заключения договора концессии или «контракта жизненного цикла».

2. Предложена усовершенствованная классификация дорог общего пользования по функциональному признаку, позволяющая повысить эффективность принятия управленческих решений в области выработки требований к строительству автомобильных дорог.


загрузка...