Структура жизненных стратегий современного российского студенчества (25.09.2012)

Автор: Легостаева Наталья Игоревна

На правах рукописи

Легостаева Наталья Игоревна

СТРУКТУРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Cпециальность: 22.00.04 - социальная структура,

социальные институты и процессы

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Санкт-Петербург – 2012

Диссертация выполнена на кафедре социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: Козлов Анатолий Александрович

доктор социологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры социологии молодежи и молодежной политики)

Официальные оппоненты: Тумалев Владимир Владимирович

доктор социологических наук, профессор

(Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, профессор кафедры социального образования)

Самсонова Татьяна Ивановна

кандидат социологических наук

(Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, доцент кафедры “Социология»)

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Защита состоится «30» октября 2012 года в 16.00 на заседании Совета Д 212.232.13 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1,3, 9-й подъезд, факультет социологии СПбГУ, ауд. 324.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д. 7/9).

Автореферат разослан «____»_____________2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, Соколов

кандидат социологических наук Николай Викторович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Исследование жизненных стратегий современного российского студенчества является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.

Попытка определения жизненных планов в реализации жизненных стратегий приобретает свою актуальность еще и потому, что современное российское общество активно уходит от развития коллективного мышления, предлагая молодым людям выборы на уровне индивидуализации и прагматизации своих жизненных планов, которые им диктуют формирование ценностных ориентаций современной молодежи.

Жизненные стратегии представляют собой сложное и динамичное явление человеческой жизни, они отражают будущий жизненный путь личности и способы его реализации, способность планировать и изменять собственную жизнь, направляют поведение личности в течение некоторого периода времени. Жизненные стратегии могут быть описаны исходя из ценностей личности, целей, планов, направленных на их осуществление.

Тема жизненных стратегий связана с понятием будущего, которое можно исследовать с позиций макро- и микроуровней. Макроуровень вбирает в себя все научные труды по изучению будущего масштабных структур и процессов: будущее социума, государства, планеты. Микроуровень включает в себя исследования, которые рассматривают личность как активного субъекта процесса индивидуального жизнетворчества. К макроисследованиям можно отнести работы таких авторов, как Ф. Уэбстера «Теории информационного общества», А. Турена «Возвращение человека действующего», Э. Тоффлера «Футурошок», З. Баумана «Индивидуализированное общество», У. Бека «Общество риска», Ж. Бодрийяра «Общество потребления», Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования» и др. Ярким представителем московской школы социального прогнозирования выступает И.В. Бестужев-Лада. Он занимался прогнозированием в социальной, экономической, демографической сферах, сфере экологической социологии, социологии преступности, а также исследованиями глобальных проблем современности (глобалистикой) и альтернативных путей развития цивилизации, на которых возможно преодоление глобальной проблемной ситуации (альтернативистикой). Автор диссертации исследует пространство будущего с позиций микроуровня, который включает в себя индивидуальный процесс формирования жизненных стратегий, исследование структурных элементов жизненных стратегий, моделей их реализации, субъектов планирования жизненных перспектив, барьеров, препятствующие личностному развитию. Жизненные стратегии, формируемые личностью на локальном уровне влияют на образ будущего глобального масштаба. Таким образом, исследования на микроуровне могут помочь в решении вопросов устойчивости государственного развития и осознания перспектив развития общества в целом.

Важность сформированных жизненных перспектив не только социума, государства, политических программ, но и каждого отдельного человека заключается в том, что это служит гарантом успешного и прогрессивного развития с ответственным отношением как к своей судьбе, так и к судьбе близкого человека и всей страны в целом.

Исследование жизненных стратегий включает в себя три уровня анализа: содержательный, динамический и функциональный. Содержательный и динамический анализ будет проводиться при исследовании структуры жизненных стратегий, факторов и барьеров, влияющих на процессы их формирования и реализации, типологии моделей реализации и субъектов формирования жизненных стратегий. Функциональный анализ связан с самореализацией личности и ее жизненным самоопределением, что отражается в проведенных исследованиях в области жизненных стратегий современного российского студенчества.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной социологии выделяют несколько периодов исследования жизненных стратегий молодежи. Первый период связан с процессом формирования жизненных планов и возможностью их реализации (60–70–е годы XX века). Яркими представителями этого направления были В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, М. Титма, В.Н. Шубкин, С.Н. Иконникова. В рамках этого периода молодежь рассматривалась как социально-демографическая группа, жизненные планы которой корректировались с помощью нормативных требований общества. В конце 70–х - начале 80-х годов наступил период осознания неоднородности молодежи как социально-демографической, социально-психологической и социально-культурной группы, что отразилось в исследованиях различий между городской и сельской молодежью. В этот период на смену жизненным планам приходит понятие «жизненная перспектива», изучаются стартовые неравенства молодежи и их влияние на формирование жизненных перспектив. С начала 90–х годов развивается понятие «индивидуальных жизненных траекторий» в нестабильном обществе при наличии большого разнообразия молодежных субкультур.

Жизненные стратегии стали предметом исследования западных психологов (Э. Берн, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, К.-Г. Юнг). Яркие представители отечественной психологической мысли (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.-А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.И. Головаха) исследовали вопросы, связанные с формированием смысла, установки, выбором жизненного пути, стиля жизни.

В работах отечественных исследователей определяется сущность и основные характеристики жизненных стратегий (Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Самсоненко, О.С. Васильева, Е.А. Демченко, Е.А. Смирнов, О.В. Москаленко), выделяются факторы, влияющие на процессы формирования и реализации жизненных стратегий (Н.Ф. Наумова, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок), анализируются особенности и типологии жизненных стратегий в трансформирующемся российском обществе (Т.И. Заславская, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов, В.Е. Купченко, Е.П. Федорова), исследуются образовательные и профессиональные жизненные стратегии (В.Н. Шубкин, Г.А. Ельникова и Ш.И. Алиев).

Различные структурные элементы жизненных стратегий проанализированы в работах зарубежных исследователей: ценности (В. Франкл, А. Маслоу, Р. Мертон), жизненный мир (Э. Гуссерль, П. Бергер, Т. Лукман). Работы Н. Лумана, П. Сорокина, Т. Парсонса, представителей системного подхода, позволяют рассмотреть жизненные стратегии личности как самостоятельную систему жизненного ориентирования личности.

Анализ социологической литературы показал, что в современном мире снижается институциональное влияние на процессы формирования и реализации жизненных стратегий и увеличивается субъективное начало в планировании своих жизненных перспектив. В данной работе подчеркивается значимость системного подхода, позволяющего исследовать полиструктурность жизненных стратегий, анализировать факторы и барьеры, влияющие на процессы формирования и реализации жизненных стратегий, а так же исследовать процессы дифференциации студенческой молодежи на «ночную» и «дневную» и основные характеристики их жизненных стратегий.

Проблема исследования заключается в существовании противоречия: с одной стороны, сформированные жизненные стратегии молодого поколения являются гарантом стабильного развития, выполняя роль нормативного регулятора, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. С другой стороны, отсутствие сформированных стратегий развития на государственном уровне, возрастание неопределенности будущего не способствуют эффективной реализации потенциала молодого поколения и формированию индивидуальных ориентиров развития. Последствиями несформированных жизненных стратегий выступают затяжной характер формирования личности студентов и доминирование краткосрочного планирования собственной жизни.

В качестве объекта исследования выступает современное российское студенчество.


загрузка...