Социокультурный анализ рекреационно-туристской сферы современной России (на примере Северо-Кавказского региона) (25.08.2008)

Автор: Юдина Татьяна Александровна

6. выявлена устойчивая динамика роста познавательно-рекреационных составляющих как критерия предполагаемых и реализованных рекреативных ценностей и фактора социокультурного статуса граждан;

7. показано, что спонсирование как элемент менеджмента в рекреативной сфере позволяет рассматривать массовый отдых и туризм и в качестве отрасли экономики, и в качестве эффективного фактора создания культуры гражданского общества;

8. установлено, что существующие социально-экономические условия прямо определяют степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр, исходя из требований к устойчивому развитию рекреативной сферы;

9. доказано, что культура рекреативности объективируется в смысловом обращении, но материализуется в социальных фактах, в соответствующих текстах, иных атрибутивных свойствах социологического знания.

Исходя из новизны исследования, на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Исследование современных социокультурных тенденций развития туристских предприятий показывает, что методология социологического анализа потребности социума в расширении многообразия рекреативной сферы соответствует общекультурным ориентациям, принятым в мировом сообществе. Исследовательское пространство выражается через сложную систему взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для решения проблем, присущих данной деятельности. То есть, жизнеспособность каждой организации, которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую связана со способностями людей. Но и расширение универсальности новых методов управления часто завершается возвращением к привычным схемам, к утрате потенциала роста и управляемости.

2. По отношению к структуре туристского рынка и оценке его социокультурной конъюнктуры демография массового отдыха и туризма сопряжена с комплексом изменений, связанных с изучением влияния на жизнь семьи, ее состав и тип, на интенсивность деторождения, уровень смертности. Здесь представлены процессы образования и развития семей, с одной стороны, как самостоятельного демографического феномена, а с другой - как результата совокупного влияния всех взаимодействующих демографических процессов. Исследование роли семьи как субъекта рекреативности ориентировано на анализ многомерных объектов - семей, домохозяйств, семейных групп.

3. Главное значение новых мест и географических зон привлечения туристов состоит в том, что данная деятельность имеет протяженность во времени и ее область постепенно расширяется. Социальная значимость отечественных ресурсов развития рекреативности определяется и тем, что позволяет ориентировать теорию и практику на формировании центров, умеренных по своей насыщенности, но также активно интегрирующихся в жизнь общества.

4. Исследование жизненного цикла туристского продукта показывает, что формирование рекреативных ориентаций проходит через ряд ступеней, образующих своеобразную иерархию в социокультурных потребностях личности. Сюда, традиционно, включены материальные, социальные, духовные потребности и аксиология личности. Это создает возможность для решения научно-практических задач, ориентированных на анализ свойств, приписываемых предметному пространству рекреативной социализации. Условия их решения определены гносеологическими предпосылками сравнения географической, физической и социокультурной реальности массового отдыха.

5. Социокультурная мотивация поведения потребителей позволяет обосновать развитие коммерческого интереса и предприимчивости, тесно связанных с интеграцией и сотрудничеством с различными организациями, с возможностями малого бизнеса. Наиболее значимым интегральным показателем уровня реализации социальных притязаний является гуманитаризация рекреативной сферы. Это требует разработки и реализации предложений по непрерывности обучения специалистов и персонала, включая взаимодействие с международными структурами. В этой динамике социология рекреативности раскрывается как по содержанию, так и в плане ее системной организации.

6. В исследовании социокультурной среды рекреативных предприятий важное значение приобретает своевременное осознание необходимости перехода в новые сферы деятельности. В то же время «проверенный» туристский продукт надежно фиксирует соотношение предполагаемых и реализованных рекреативных ценностей как фактора социального статуса для больших масс. Следовательно, направленность адекватных инвестиций в расширение возможностей по производству новых социально признаваемых рекреативных ценностей должна преодолевать возможное статистическое манипулирование или ссылки на непредвиденные обстоятельства.

7. В формировании конкурентного потенциала, четкое разделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органами власти и туристскими организациями позволит реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социокультурную ориентированность. Спонсирование как элемент менеджмента в рекреативной сфере позволяет четко разделить права собственности на туристские ресурсы между основными звеньями этой власти - федеральными органами, субъектами Федерации и местными органами в интересах реализации подлинно рыночных отношений.

8. При реализации сбытовой стратегии туристского предприятия степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр сводится к трем основным факторам устойчивого развития туризма:

1) экологическому - обеспечивает совместимость развития туризма с сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов;

2) социально-культурному - обеспечивает совместимость развития с культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций;

3) экономическому - обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами таким образом, чтобы их «хватило» будущим поколениям.

9. В комплексе туристской рекламы социологический подход определяет массовый отдых как универсальное свойство общественной жизни. Это обусловлено решением более общей проблемы соотношения социального и культурного в рамках структурно-функционального анализа общества в целом. Рекреативное производство осмысливается как функция общества, направленная на противодействие энтропийным процессам, на сохранение целостности общественного организма, его адаптации к среде. В таком смысле рекреативность приобретает социально-историческое измерение, превращает человека в субъект и одновременно в результат социально-исторического процесса.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы предполагают новое решение многих актуальных проблем специфического социального познания, прежде всего - в прогнозировании развития рекреативных ориентаций общества и личности.

Отдельные положения настоящего исследования также могут быть использованы в практике социальной коммуникации, а некоторые подходы к обоснованию обозначенных проблем - предложены в качестве дополнительных заданий к учебным, специальным и факультативным курсам по социологии культуры и духовной жизни личности и общества.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии и философии Адыгейского государственного университета. Ряд положений работы, а также основные результаты исследования обсуждались и были одобрены на методологических, аспирантских совещаниях и семинарах. На Всероссийской научно-технической школе семинаре (гуманитарный сектор, г. Москва, 2002-2008), научно-практических конференциях «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (г. Сочи, 2005-2007), на межвузовской научно-практической конференции «Развитие курортного региона: реалии и перспективы» (г. Сочи, 2007). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях общим объемом 53,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих двенадцать параграфов, и заключения. В конце работы помещены примечания, библиография и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность избранной темы, формулируются цель и задачи исследования, выявляются степень научной разработанности проблемы, объект и предмет работы, дано описание методологической базы исследования, характеристика его новизны, указывается практическая значимость, формулируются выносимые на защиту основные положения.

В первой главе диссертации «Методология социологии культуры в исследовании взаимодействия основных участников рекреативной коммуникации», исследованы процессы реструктуризации массового отдыха и туризма, определяемые закономерностями научной методологии обществознания, формируемой в схемах культурной ориентации социальной деятельности уровнями потребления услуг рекреативной сферы и туристского продукта.

В первом параграфе первой главы «Основы социологического анализа рекреативной сферы в культуре» исследованы исходные методологические положения социологического анализа рекреативной сферы современного общества. Отмечается, что представления о среде обитания любого субъекта, в том числе и человека, могут формироваться как минимум двумя полярными способами: в рамках либо натуралистического, либо деятельностного подходов.

В глобальном плане мы имеем две важнейшие альтернативы: в качестве центрального объекта культуры можно рассматривать живую природу (или биосферу в целом), либо человека. Соответственно мы получим два совершенно разных представления о среде обитания и две совершенно разные экологии: «экологию Природы» и «экологию Человека». Это и есть, гуманитарно спроецированная на экологию, оппозиция биоцентризма и антропоцентризма. Не вызывают сомнений тесная взаимосвязь и взаимопересечение двух исследуемых сред и экологии в социологии культуры.

По отношению к рекреативной сфере, в работе выделяются три взаимосвязанных слоя среды обитания человека: - духовное, или интеллектуальное, составляющее соозначную «сфере клуба» совокупность представлений о сфере рекреативной коммуникации;

- социокультурная составляющая, определяемая спецификой сферы производства соответствующих услуг и быта; - материально-вещественная составляющая, включающая как первую, так и вторую (рукотворную) природу и соозначная миру окружающих нас вещей.

Люди формируют свое культурное пространство, свою среду обитания сначала мысленно, а затем на подручном (доступном) материале; наша среда такова, каковы мы сами. При этом, конечно, забота о сохранении и восстановлении материала жизнедеятельности осмысленна, однако сама среда обитания подлежит не сохранению, а формированию, адаптации, модификации - применительно к меняющимся целям, средствам и формам организации мышления и деятельности. Социологическая аргументация рассматривается как интеллектуальная работа разума, сознания, основанная на опыте. Следовательно, в исследовании рекреативности возрастает вес методологической работы: необходимость предварительного планирования, анализа внутренних противоречий, общей организации научного мышления. Рекреативно - досуговая проблематика предстает не в связи с отношениями человека (общества) и природы, а в связи с отношениями людей и их сообществ друг с другом.

Особый интерес в связи с этим представляют ответы респондентов на вопрос «По Вашему мнению, ведёте ли Вы здоровый образ жизни?» Всего в опросе в рамках темы исследования приняли участие 1170 человек разных возрастных групп (здесь 72% от опрошенных - мужчины).

№ Варианты ответов % от опрошенных

1 Да, сознательно стремлюсь к этому 7,0

2 Скорее всего, да 8,5

3 Скорее да, чем нет 11,5

4 Затрудняюсь ответить положительно 8,5

5 Скорее нет и переживаю из-за этого 34,5

6 Точно нет и не стремлюсь к этому 28,0

7 Отказались от ответа 2,0

Антропогенное пространство, являясь сложной системой с элементами самоорганизации, возникает в результате деятельности человека и выступает условием существования и взаимодействия частных подпространств социокультурного развития. По отношению к исследуемой теме, в качестве признака, позволяющего выделить различные виды рекреативного пространства, используются мотивационные факторы.

Россия рассматривается мировым сообществом как одна из стран, наиболее обеспеченных ресурсами и перспективных с точки зрения развития массового отдыха и туризма. Развитие массового и эксклюзивного туризма, различных видов отдыха, начавшееся в российских регионах, должно объединяться общегосударственной стратегией, базирующейся на двух основных идеях - экономический подъем регионов и сохранение природного потенциала страны.


загрузка...