Психология ценностных ориентаций  этнофоров Северного Кавказа (на материале исследования народов Карачаево - Черкесии) (25.08.2008)

Автор: Накохова Рида Рашидовна

Впервые выявлены и концептуально раскрыты закономерности, социально-психологические особенности ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, показаны механизмы и условия их функционирования и развития. Аргументрованно доказано, что этноценностные ориентации выступают в качестве системообразующей основы всех ценностей этнофоров;

Разработана авторская психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров, в рамках которой впервые создана и представлена модель развития системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, определена структура элементов, условий и факторов, детерминирующих генезис, функционирование и изменение ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, включающая в качестве стабильного элемента этноценностные ориентации, а в качестве производных – ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определённости.

4. Определены основные детерминанты формирования и развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа в общей системе ценностей, основными из которых являются морально-нравственный кодекс горца и ценности, имплицитно представленные в национальном эпосе «Нарты»;

5. Экспериментально выявлена закономерность: изменение социально- экономического строя обусловливает сдвиг ценностных ориентаций, при котором сохранение базовых ценностей определяется высоким уровнем эмпатии, этнической идентичности и социальной адаптированности представителей этносов

6. Введено и концептуально обосновано понятие «этноценностные ориентации», которое рассматривается как предпочитаемые, принимаемые и отражаемые в сознании этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этноса. Этноценностные ориентации являются стабильной детерминантой, которая обусловливает национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задает направление изменению системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Впервые введено и концептуально обосновано понятие «этногенез ценностных ориентаций», выступающий как процесс усвоения, сохранения, функционирования и развития этноценностных ориентаций личности на конкретном этапе историко-психологического развития, в котором общесоциальные и культурные ценности через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде, механизмы ассимиляции, аккомодации, и преобразования культурных ценностей этноса трансформируются в индивидуально-личностные ценности.

7. Представленные выводы и рекомендации по эффективному социально-психологическому сопровождению процесса развития ценностных ориентаций у этнофоров Северного Кавказа, разработанная психологическая концепция развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, апробированные ее основные компоненты – теоретическая модель, механизмы, а также введенные понятия категориального аппарата, авторские методики составляют научно-психологическую основу для развития и сохранения этноценностных ориентаций, принятия оптимальных решений по острым проблемам культурного, духовного, экономического, политического сосуществования и динамичного развития этносов Северного Кавказа в современный период. Они определят содержание и организацию социально-психологического сопровождения развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи по исследованию сущности, особенностей и механизмов развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа и разработке социально-психологической концепции развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, в рамках которой разработана модель развития системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа; в определении структуры элементов, условий и факторов, детерминирующих генезис, функционирование и изменение системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, включающей в качестве стабильного элемента этноценностные ориентации, а в качестве производных – ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определенности; в определении основных детерминант формирования и развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа в общей системе ценностей, основными из которых являются морально-нравственный кодекс горца и ценности, имплицитно содержащиеся в национальном эпосе «Нарты»; в экспериментальном изучении психосоциогенеза ценностной ориентаций системы этнофоров Северного Кавказа и определении сущностных признаков, социально-психологических, закономерностей, тенденций и механизмов ее функционирования.

В научный оборот введены новые эмпирические данные, на базе которых сформулированы понятия и категории, которые в совокупности с другими новыми данными составили основу психологии ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа.

В психологию введено концептуально обоснованное понятие «этноценностные ориентации», которое рассматривается как предпочитаемые, принимаемые и отражаемые в сознании этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этноса. Этноценностные ориентации являются стабильной детерминантой, обусловливающей национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задающей направление изменению системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа.

В научный оборот введено концептуально обоснованное понятие «этногенез ценностных ориентаций» как процесс усвоения, сохранения, функционирования и развития этноценностных ориентаций личности на конкретном этапе историко-психологического развития, в котором общесоциальные и культурные ценности через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде, механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразования культурных ценностей этноса трансформируются в индивидуально-личностные ценности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная психологическая концепция развития ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, апробированные ее основные компоненты – теоретическая модель, механизмы, а также введенные понятия категориального аппарата, авторские методики составляют научно-психологическую основу для развития и сохранения этноценностных ориентаций, принятия оптимальных решений по острым проблемам культурного, духовного, экономического, политического сосуществования и динамичного развития этносов Северного Кавказа в современный период.

Апробированные результаты исследования о закономерностях и специфике исследуемых этнопсихологических особенностей могут быть учтены при разработке и проведении социальной политики в сфере межнациональных отношений как на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии, так и в других регионах страны, использованы при корректировке концепции развития национальной школы.

Материалы диссертационного исследования в своей теоретической и эмпирической частях могут использоваться в качестве научно-методической основы в учебно-образовательном процессе, в содержании учебных пособий, спецкурсов, методических разработок, в социальных, военных, спортивных учреждениях для учета психологических особенностей представителей данных народов; для организации воспитательно-образовательной практики детей и молодежи Республики.

Предложенный адаптированный и практически апробированный инструментарий социально-психологического сопровождения развития ценностных ориентаций этнофоров может быть использован для его оптимизации. Успешному достижению этих целей способствуют материалы публикаций и методические разработки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования, составленная автором модель развития ценностных ориентаций этнофоров и методические разработки внедрены в республиканский и городской центры по делам молодежи, социальной защиты населения, а также положены в основу региональной концепции и в систему социального психологического мониторинга развития психологических особенностей представителей данных народов и организации воспитательно-образовательной практики детей и молодежи Республики.

Полученные выводы, рекомендации и обобщения о психологических особенностях, специфике и закономерностях ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа предложены для внедрения в реабилитационном центре «Надежда», в воинских частях пограничных войск, расположенных в г. Черкесске, используются в Республиканском доме-интернате для престарелых.

Концептуальные положения и результаты эмпирического исследования включены в программы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, задействованных в сфере «человек – человек»: в спецкурс «Этнопсихология народов», разработанный автором, читаемый на курсах переподготовки практических психологов в КЧРИПКРО, в региональный компонент по курсам лекций «Психология личности», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Авторские программы, методические материалы и рекомендации апробированы и внедрены в учебный процесс вузов КЧГУ, КЧГТА, КЧРИПКРО. Идеи и методы, представленные в диссертации, получили развитие в исследованиях аспирантов и дипломных, курсовых работах студентов, выполненных под руководством автора на кафедре психологии КЧГУ.

Концептуальные положения и результаты эмпирического исследования, положенные в основу конкурного обоснования проблемы дали возможность выиграть грант РГНФ № 08-06-30480 г/ю «Актуальные социально-психологические проблемы семьи в Карачаево Черкесской республике».

Основные теоретические положения и экспериментальные результаты освещались: в докладах, выступлениях и сообщениях на международных научных конференциях, всероссийских и региональных научных и научно-практических конгрессах и симпозиумах в Москве (2000, 2002, 2003, 2005, 2006, 2007, 2008), Санкт-Петербурге (2000, 2001), Ставрополе (2000-2008), Пятигорске (2000-2007), Карачаевске (2000-2007), Кисловодске (2006), Черкесске (2000-2008), докладывались на научных форумах, обсуждались на заседаниях кафедры психологии Карачаево-Черкесского государственного университета, Северо-Кавказского социального института в г. Ставрополь.

Материалы диссертационного исследования, методические разработки и практические рекомендации используются в образовательном процессе средних и высших образовательных учреждений, в КЧРИПКРО, в городском и республиканском центрах по делам молодежи, в социальной работе с населением, при принятии решений на региональном уровне Республики Карачаево-Черкесии.

Основные результаты исследования изложены в монографиях (3),статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК (10), в научных статьях и материалах международных и региональных конференций (38), а также в учебных пособиях и учебно-методических рекомендациях (24). Всего по теме диссертации опубликовано 75 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанные теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций этнофоров синтезируют широкий спектр научных положений психологии, социальной психологии, сложившихся на основе методологического плюрализма, раскрывает сущность, особенности и механизмы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, доминирующие в них тенденции, характер влияния социально-психологических условий и факторов на их развитие. Методология психологического исследования, исходя из научной и практической целесообразности прогнозируемых результатов, объединяет закономерности, подходы, принципы, методы, исследовательско-развивающий инструментарий и процедуры его использования в познании ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа с учетом ее особенностей как системы. Теоретические и методологические основы социально-психологической концепции развития системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа позволяют определить исходную базу формирования и развития ценностных ориентаций и раскрывают динамичные и стабильные ценности.

2. Социально-психологические закономерности ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, их сущностные признаки проявляются через систему устойчивых признаков и существенных взаимодействий, выражающие стабильные – этноценностные ориентации, которые задают направление и характер изменений всей системе ценностных ориентаций и их динамичных компонентов, которые детерминируют активность субъекта.

3. Психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, в рамках которой разработана модель развития системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, определена структура элементов, условий и факторов, детерминирующих генезис, механизмы функционирования и изменения ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Характеризует, что наибольшее развитие (трансформация) динамичных компонентов происходит в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов. В качестве стабильного элемента модель включает этноценностные ориентации, а в качестве производных – ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определённости. Одними из основных социально-психологических детерминант формирования системы ценностных ориентаций этносов Северного Кавказа являются морально-нравственный кодекс и ценности, имплицитно содержащиеся в национальном эпосе «Нарты».

4. В системе ценностных ориентаций этнофоров наиболее существенно на уровне закономерностей проявляются стабильные этноценностные ориентации как системная детерминанта, определяющая предпочитаемые, принимаемые и отражаемые в сознании, деятельности и отношениях этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этноса. Этноценностные ориентации являются стабильной, базовой детерминантой, которая обусловливает национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задает направление изменению системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Этнические ценности у этнофоров Северного Кавказа – ценности принадлежности к этносу, сохранения этноса, поддержания традиций и устоев этноса – являются метаценностями, располагающимися над частными, конкретными ценностями, содержание которых является более динамичным и ситуативным.

Этнические ценности занимают положение медиатора, связывая этнос с этнфорами, с одной стороны, и этнос с другими человеческими общностями – этносами, этническими системами, государствами и пр., с другой. Этноценностные ориентации – это специфичная детерминанта ценностного самосознания, являющаяся системообразующим в системе ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа.

Внутри системы ценностей этноценностные ориентации выполняют следующие функции: на уровне существования индивида в социальной среде – функцию согласования ценностей личности и ценностей этноса, что проявляется в уровне психологической адаптации личности по отношению к социальной ситуации, в возможности реализации личных целей в согласии с общегрупповыми; на уровне существования группы по отношению с другими группами, этноса по отношению с другими этносами и социальными системами – функцию согласования групповых ценностей с общечеловеческими, что определяет уровень межгрупповой напряженности, меру межгруппового принятия. Системообразующие ценности этноса сохраняются при изменениях системы ценностей этнофора, обеспечивая существование этноса как целостного образования.

5. Генезис и современное состояние системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа выражается как особые проявления отношения, обусловленные индивидуальными ценностями, предпочтениями, притязаниями, действиями и поведением конкретного этнофора, а также определяемые воздействием этноса, этногрупп, общества и других субъектов этих отношений. Среди них особое социально-психологическое воздействие на этноценностные ориентации оказывают этнос, семья, род, т.е традиционализм – устойчивость традиционных социальных институтов, которые определяют направленность и характер развития ценностных ориентаций этнофоров, силу связи с прошлым и фильтрацию современных ценностей. Сущность ценностных ориентаций этнофоров проявляется через индивидуальные личностные, групповые и общечеловеческие структуры и процессы регуляции связей, отношений, поведения и действий субъектов в интересах достижения ее совместной цели и воздействия на соответствующие психические и социально-психологические структуры.

6. Тенденцией к адаптации этнофора в новой социокультурной среде являются социально-психологические механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразования культурных ценностей этноса в индивидуально-личностные ценности. Процесс продуктивной адаптации этноса к изменению социально-исторической ситуации предполагает уравновешивание процессов ассимиляции новых культурных норм и правил и аккомодации предлагаемой системы ценностных ориентаций в соответствии со сложившейся традиционной системой этнических ценностей. В случае уравновешенности процессов ассимиляции и аккомодации возникает и развивается новая система ценностных ориентаций. Этногенез ценностных ориентаций проходит следующие этапы (фазы): латентную фазу; фазу изменения, хаотическую фазу; фазу надлома; динамическую фазу; фазу аккомодации и мемориальную фазу. Предыдущие ценностные ориентации переходят в реликтовое состояние.

«Этногенез ценностных ориентаций», как вводимая новая категория, раскрывает процесс усвоения, сохранения, функционирования и развития этноценностных ориентаций личности на конкретном этапе историко-психологического развития, в котором общесоциальные и культурные ценности через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде, механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразование культурных ценностей этноса трансформируются в индивидуально-личностные ценности

7.Экспериментальное исследование социально-психологических особенностей проявления этноценностных ориентаций доказывает их взаимосвязь в системе ценностей с уровнями эмпатии, этнической идентичности и социальной адаптированности этнофоров Северного Кавказа. Различия по уровню выраженности этнических ценностей и их места в системе ценностных ориентаций представителей всех этнических, возрастных, социальных и гендерных групп этнофоров Северного Кавказа незначимы. К специфичным ценностям этнофоров абазин, карачаевцев, ногайцев, черкесов со времен Нартов относятся ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определённости.

Обоснованное понятие «этноценностные ориентации» раскрывает систему предпочитаемых, принимаемых и отражаемых в сознании, деятельности и отношениях этнических идеалов, ценностей и норм, сохраняющихся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующих развитие этноса. Представленность в них этноценностных ориентаций раскрывается как стабильная детерминанта, определяющая национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задающая направление изменений всей системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа.

8. Разработанные практические выводы, рекомендации и научно-методические материалы апробированы и могут быть полезны для организации эффективного социально-психологического сопровождения процесса развития и сохранения этноценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Социально-психологическое сопровождение раскрывается как исследовательско-развивающая технология оптимизации процесса этногенез ценностных ориентаций и придания ему системного социально ценностного развивающего характера. Выявленные закономерности этнопсихологических особенностей могут быть использованы при проведении социальной политики, в сфере межнациональных отношений как на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии, так и в других регионах страны, при корректировке концепции развития национальной школы, а также при разработке научно-методических рекомендаций.

Структура диссертации. Диссертация общим объемом 420 страниц включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложение. В работе 16 таблиц и 23 рисунка.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, охарактеризован научный аппарат исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы исследования); определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования системы ценностных ориентаций» рассматривается категориально-понятийный аппарат психологического подхода к изучению ценностных ориентаций и методологические принципы его исследования. Проанализированы представления о генезе ценностей и ценностных ориентаций личности, дан обзор основных подходов к исследованию проблемы ценностей и ценностных ориентаций как психологического феномена в зарубежной и отечественной психологии (Л.М. Архангельский, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, В.А.Бачинин, Б.Н.Бессонов, Г.Э. Бурбулис, Т.М.Буякас, А.Г. Здравомыслов, Д.Г. Зевин, М.С. Каган, И.Б. Котова, М.К. Мамардашвили, А.Н. Леонтьев, Новиков В.В., В.Ф. Сержантова, А.Т. Спиркина, А.К. Уледов, В.Д. Шадриков, Е.Н.Шиянов, Н.З.Чавчавадзе, В.А. Ядов, Г. Оллпорт, А. Маслоу, М. Смит, Э. Шпрангер, Г.М. Андреева, С.М. Арутюнян, А.А. Белик, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, С.Н. Еникополов, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, А.А. Леонтьев, А.И. Китов, В.Ф. Петренко, Г.В. Старовойтова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев).

Анализ философской, социологической и психологической литературы по проблеме генеза ценностей и системы ценностных ориентаций позволил сделать вывод о том, что ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков и влияют на процесс личностного выбора. Изучение генезиса системы ценностных ориентаций, ее структуры, сущности и содержания показывает, что с изменением идеологии общества меняются нормы, которые влекут за собой изменение ценностей и ценностных ориентаций. Этот процесс происходит на протяжении всего существования человеческой цивилизации. На более высоких ступенях развития общества в связи с образованием народности, этноса, нации характер ценностной ориентации структурируется, обогащается общечеловеческими и национальными особенностями, интегрирующими в том и другом случае как идеальные нормы человеческого общежития. Индивидуально-личностные системы ценностей представляют собой конкретные, подвижные, иерархизированные образования, включающие определенные совокупности усвоенных субъектом социокультурных ценностей, составляющих систему ценностных ориентаций личности.


загрузка...