Организационно-психологическое сопровождение регулирования эколого-правовых отношений на территории муниципального образования (25.08.2008)

Автор: Худоянц Маргарита Вазгеновна

Худоянц Маргарита Вазгеновна

Организационно-психологическое сопровождение регулирования эколого-правовых отношений на территории муниципального образования

19.00.06. – Юридическая психология

19.00.07 – Педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Ставрополь, 2008 Работа выполнена в Государственном Научно-образовательном центре РАО в г. Сочи

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Михайлова Ольга Юрьевна

доктор психологических наук, профессор

Решетова Татьяна Яковлевна

доктор юридических наук, профессор

Ульянов Владимир Геннадьевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО Российская правовая

академия Министерства юстиции РФ

Защита состоится 24 октября 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.01 при ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу:

355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу:

355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2.

Автореферат разослан «__» ___________2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Ветров Ю.П.

Общая характеристика работы

Актуальность избранной темы во многом обусловлена ситуацией как в области социально-правовых исследований, так и современным состоянием и тенденциями в социоприродных процессах и явлениях. Социально-правовая рефлексия стремится отразить перестройку парадигмы «господство человека над природой» на парадигму коэволюции общества и природы.

Вторая половина XX столетия отмечена обострением ряда глобальных проблем, в том числе экологической. Последняя включает в себя многообразные проявления, связанные с воздействием человечества на природу и обратным влиянием измененной им природной среды на собственный образ жизни. Характерной чертой бытия на земле стало состояние социально-экологической напряженности. Возникла угроза дальнейшему прогрессу человечества, самой возможности его существования. Большинство экологов и специалистов, занимающихся проблемами экологии, психологии, права считают, что население планеты проживает в ситуации экологического кризиса, имеющего тенденцию трансформации в экологическую катастрофу (Вернадский В. И., Вайнер Д., Колбасов О. С., Яницкий О. и др.).

Сложившаяся кризисная социально-экологическая ситуация, необходимость ее преодоления стимулировали развитие двух взаимодействующих процессов: социализацию экологических правоотношений и экологизацию обществознания.

Конституция РФ впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, она значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом. В настоящее время, вместо устаревшего и противоречащего Конституции РФ Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем речь идет не только о компонентах окружающей среды, но о всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, которые составляют среду обитания человека, обеспечивают условия его жизнедеятельности и обусловливают состояние здоровья. Такой подход рассматривает в качестве субъектов правоотношений участников хозяйственной или иной деятельности, органы государственной власти и управления, контроля в области экологопользования и охраны окружающей среды, а также граждан, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ.

В пределах муниципального образования Конституция РФ и федеральное законодательство подкрепляется законами и правовыми актами, имеющими силу на указанной территории. В то же время низкий уровень эколого-правовой культуры населения, равнодушие к вопросам самоуправления, низкая социальная активность (Братусь Б. С., Браузе E. Л., Дутов А., Елизаров А., Лапин Н. И., Марчук Н. А., Митина O. В., Петренко В. Ф. и др.) не способствуют в полной мере реализации основополагающих прав граждан на экологически благоприятную среду. В подобной ситуации важное значение приобретает деятельность и квалификация работников местной администрации как воплощения власти на местах, как представителей населения, к которым, однако, предъявляются требования уже профессионального уровня (Аксенов Ю. Н., Бородкин Ф. М., Шумраков Б. И. и др.).

Вопросам формирования экологической культуры и экологического сознания человека в последние годы посвящено достаточно большое количество работ (Дерябо С. Д., Вербицкий А. А., Калита В. В., Панов В. И. и др.). Большинство исследований посвящено работе с учащимися и студентами, и их позитивным результатом является относительно высокий уровень экологического сознания и культуры в среде обучающихся (Алексеев С. В., Виноградов П. Н. и др.). Между тем, учащиеся и студенты представляют собой такую категорию населения, которая минимально участвует в реализации эколого-правовых отношений и не способна в ходе своей деятельности существенно повлиять на изменение экологической обстановки в стране, в регионе. Исследования же экологического сознания взрослых категорий населения показывают, что оно находится на значительно более низком уровне и, кроме того, подвергается профессиональной деформации (Бурик В. Н., Глазачев С. Н. и др.).

Значительная часть работ, наряду с исследованиями в системе образования, посвящена проблемам формирования правосознания личности как представителя некоторой общности, в том числе, и в сфере экологического правосознания (Бринчук М. М., Ефремова Г. Х., Желваков Э. Н., Ратинов А. Р. и др.). Авторы констатируют, что ужесточение наказания за правонарушения и преступления не способствует снижению их количества. Лишь экстраординарное событие (Чернобыльская катастрофа) оказалось способным радикально изменить массовое отношение населения к природе, но как раз такие события ставят под угрозу жизнь человека (Хащенко Н. Н.).

Пушков В. Г., Ситковская О. Д., Худоянц М. В. и др.). При этом формы использования указанных технологий могут быть весьма различны: психологическая помощь, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологическое воздействие и т. д. Значительная часть исследований раскрывает возможности психологического сопровождения, как способа вооружения субъекта продуктивными приемами и методами некоторой деятельности и поведения, причем как в отношении индивидуального субъекта (Берулава Г. А., Битянова М. Р., Овчарова Р. В., Роджерс К., Сидоренко Е. В., Соколова О. В. и др.), так и в отношении субъекта коллективного (Коноваленко Н. Л.). Анализ работ показывает, что возможности психологического сопровождения в отношении коллективного субъекта используются крайне недостаточно, отсутствуют разработанные теоретические основания и технологии, опыт. В области формирования правоприменительного поведения личности с учетом психологических аспектов нам вообще не удалось обнаружить данных о проводимых исследованиях.

Результаты проведенного анализа литературы и эмпирического опыта позволили выявить ряд противоречий:

между необходимостью выхода из планетарного экологического кризиса и низким уровнем эколого-правового сознания населения;

между наличием властных полномочий у органов местного самоуправления в сфере эколого-правового регулирования и ограниченностью его использования;

между потребностью в квалифицированном решении эколого-правовых вопросов органами местного самоуправления и реально демонстрируемым уровнем эколого-правового сознания сотрудников муниципальных служб;

между необходимостью повышения уровня индивидуального эколого-правового сознания как регулятора правоприменительного поведения в эколого-правовых отношениях и использованием для этого ограниченных ресурсов, преимущественно, ресурсов образования и права;

между существованием эффективных средств психологического воздействия и ограниченностью их использования в вопросах формирования эколого-правового сознания населения;


загрузка...