Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя (25.08.2008)

Автор: Ивашкин Алексей Георгиевич

потребность в самоутверждении: потребность во власти и влиянии; статусные потребности руководителя; лидерские потребности; потребность в признании, уважении и самоуважении;

потребность в самоактуализации: потребность в расширении своего «Я»; потребность в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании.

Нравственный компонент профессиональной успешности:

отношение к другим: гуманность; доброта; честность; справедливость; чуткость; тактичность; мировоззренческая убежденность; осознание ценности феноменов свободы и достоинства;

отношение к себе (в контексте значимости для общей деятельности организации): стремление качественно выполнять служебные обязанности; ответственность за свое психическое и физическое здоровье (здоровый образ жизни), соблюдение кодекса чести руководителя и нравственных требований профессии.

Эмоционально-волевой компонент профессиональной успешности:

волевые качества: сформированность таких волевых качеств личности, как: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самостоятельность, инициативность, интернальный локус контроля и личностной каузальности;

эмоциональные качества: стрессоустойчивость; эмоциональная гибкость; позитивный настрой к окружающим, эмпатийные качества, контактность и способность к саморегуляции чувств; чувство юмора; толерантность к чужой точке зрения; спокойное отношение к возможным ошибкам подчиненных.

Интеллектуально-творческий компонент профессиональной успешности:

специальная компетентность: владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне (высоко сформированные профессиональные знания, умения и навыки); способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

личностная компетентность: владение знаниями и приемами творческого самовыражения и саморазвития; умение актуализировать творческий потенциал своей личности и организации в целом; владение знаниями и средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность: владение знаниями и приемами профессиональной саморегуляции и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовывать свой труд без физических и эмоциональных перегрузок.

Социально-групповой компонент профессиональной успешности:

социальная компетентность:

- знания в сфере проблем властных отношений; умения рационально распоряжаться своими властными полномочиями; демократический стиль руководства, лидерская позиция и развитые лидерские качества;

- владение знаниями, умениями и навыками в сфере делового общения.

На основе приведенных показателей нами были разработаны уровневые критерии развитости профессиональной успешности личности муниципального руководителя и определены качественные уровни данной развитости.

Следующая задача настоящего исследования была связана с разработкой адекватной качественным показателям и критериальным уровням профессиональной успешности личности муниципального руководителя системы диагностических методов и методик.

С этой целью ами были подобраны следующие методики:

Мотивационный компонент профессиональной успешности изучался с помощью специально разработанной нами анкеты, в которой руководителям было предложено оценить актуализированность потребностей и мотивов, связанных с мотивацией достижения.

Для изучения развитости эмоционально-волевых качеств муниципального руководителя нами была использована модифицированная методика Б. Н. Смирнова. Соответствующая модификация была осуществлена нами в контексте специфики предмета настоящего исследования.

Для изучения динамики нравственного и интеллектуально-творческого компонентов профессиональной успешности личности муниципального руководителя мы использовали методику, в основе которой заложен принцип ценностного отношения служащих муниципального учреждения к своему руководителю. Респондентам предлагалось оценить уровень развитости нравственных и интеллектуально-творческих качеств своего руководителя.

Социально-групповые качества профессиональной успешности муниципального руководителя нами исследовались с помощью методики К. Томаса, теста «Стили руководства», методики Т. Лири.

Методика «Оценка ранжированных качеств руководителя» была предназначена для определения рангового положения нравственных, эмоционально-волевых, интеллектуально-творческих и социально-групповых качеств руководителя на констатирующем и конечном диагностическом срезах. Данная методика имела вспомогательное значение и была предназначена для изучения динамики представлений служащих муниципальных учреждений об идеальном руководителе.

Динамика стратегий успешного поведения личности муниципального руководителя и конечная эффективность управленческой деятельности дополнительно исследовалась нами с помощью методов устного опроса (беседа, интервью). В процессе осуществления формирующего эксперимента нами неоднократно проводились опросные мероприятия со служащими муниципальных учреждений на предмет выявления изменений в управленческих действиях руководителя. Полученные эмпирические данные обобщались, выявленные тенденции анализировались и соответствующим образом концептуально интерпретировались.

Таким образом, комплекс диагностических методик позволил нам в течение всего эксперимента осуществлять диагностические срезы с целью изучения динамики профессиональной успешности личности муниципального руководителя.

Следующая задача опытно-экспериментальной работы была связана с определением экспериментальной исследовательской базы.

База исследования определилась в контексте соответствующих особенностей управленческой деятельности:

управленческая деятельность относится к классу «субъект-субъектных» профессиональных деятельностей. Хотя ее успешность изначально и детерминируется личностью руководителя, тем не менее, немаловажным фактором эффективности деятельности организации является слаженность действий формальной группы подчиненных;

определение успешности управленческой деятельности осуществляется не только в ходе изучения динамики ее субъективных и объективных факторов (личностные качества руководителя, объективные показатели качественности результата процесса руководства организацией), но и в процессе обратной связи в системе «руководитель – подчиненный».

Поэтому:

психологическое обеспечение успешности деятельности управленца должно предполагать формирующее воздействие не только на личность руководителя, но и на всю формальную группу подчиненных. Естественно, что при этом речь идет о малой группе непосредственных подчиненных муниципального руководителя (так называемой команде лидера);

при изучении динамики профессиональной успешности управленца необходимо применять диагностические методики, позволяющие подчиненным осуществить экспертную оценку деловых и личностных качеств своего руководителя.

Исходя из этого, в контрольные и экспериментальные группы вошли муниципальные руководители и служащие организаций, являющиеся их подчиненными. Данные по экспериментальной выборке были приведены выше в общей характеристике работы.

Далее, исходя из поставленных организационных задач эксперимента, нами была определена система технологических принципов, имеющих значение ориентира при осуществлении формирующего эксперимента по развитию профессиональной успешности личности муниципальных руководителей. Мы руководствовались тем, что под принципами понимают основные правила, которыми следует руководствоваться в определенной сфере деятельности. Иерархические принципы осуществления нашего формирующего эксперимента в системном расположении имели фундаментальную и более частную прикладную значимости.

Наиболее общие и фундаментальные принципы, которыми мы руководствовались при осуществлении опытно-экспериментальной работы, были принципы системности и субъектности.

Среди более частных принципов организационного и практического характера нами были выделены принципы: постепенности, систематичности и активности.

Помимо этого при осуществлении формирующего эксперимента, мы руководствовались принципами работы практического психолога в организации:

Принцип научности. Данный принцип означает, что любые виды психологической деятельности должны быть основаны на современном теоретическом и методологическом базисе, то есть на передовых достижениях в области психологической науки и социальной практики.

Гуманистическая направленность психолого-педагогического вмешательства предполагает ориентацию деятельности практического психолога и акмеолога на профессиональные этические принципы.


загрузка...