Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя (25.08.2008)

Автор: Ивашкин Алексей Георгиевич

ИВАШКИН АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Специальности: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история личности

19.00.07 – Педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Ставрополь, 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Решетова Татьяна Яковлевна

доктор психологических наук, профессор

Лидак Людмила Валентиновна

доктор психологических наук, профессор

Соловьева Ольга Владимировна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Защита диссертации состоится “25” октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.01 при ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355029, Ставрополь, проспект Кулакова, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355029, Ставрополь, проспект Кулакова, 2.

Автореферат разослан “___” ___________ 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Ю.П. Ветров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время российское общество переживает достаточно сложный период. Последние два десятилетия истории государства и страны характеризовались сложными, многоплановыми и весьма противоречивыми процессами общественного развития, объективно имеющими как положительное, так и отрицательное значение для современной российской социально-экономической жизни. С одной стороны, открывшиеся прогрессивные перспективы развития государства и общества, с другой, - снижение материального благополучия значительной части населения, безработица, социальные конфликты и потрясения - все это в сумме предъявляет особые требования к качеству функционирования органов государственной власти практически на всех уровнях властной вертикали, в т.ч. муниципальном.

В русле демократических тенденций особенно актуально стоит вопрос о повышении качества работы властных государственных органов в масштабах региона, так как именно на уровне конкретных территориальных образований должны быстро и эффективно решаться сложные проблемы социально-экономического характера.

Сказанное позволяет констатировать устойчивый, неослабевающий интерес российского общества к работе органов государственной власти, при этом данный интерес актуализировал необходимость научного осмысления непростых проблем функционирования данной сферы социально-управленческих отношений.

Одна из значимых проблем, которая в настоящее время, стоит перед отечественной наукой и социальной практикой, связана с решением вопросов повышения качественного уровня управленческой деятельности в государственных органах власти. В настоящее время данные вопросы нашли отражение в исследованиях зарубежных и отечественных авторов.

Так, например, общим проблемам управленческой деятельности посвящены работы таких авторов, как О. С. Анисимов, А. А. Деркач, Л. Ф. Вязникова, Ю. В.. Синягин, И. Н. Дроздов, И. Е. Елина, А. Л. Емельянов, С. Я. Епифанцев, С. С. Жидаев, А.Л.Журавлев, В. Г. Зазыкин, М. С. Игельник, В. Г. Игнатов, Р. Л. Кричевский, С. Е. Кухтерин, Б.Ф.Ломов, И. П. Лотова, В. Н. Марков, М. Х. Мескон, Г. С. Михайлов, С. Ф. Мурашко, А. Л. Свенцицкий, Л.А.Степнова, В. А. Сергеев, В. Н. Толмачев, Б. Н. Хелмицкий, Е.А.Яблокова и др.

Поскольку управленческая деятельность относится к классу «субъект-субъектных» и процесс руководства осуществляется в формальных группах, то для нашего исследования явились значимыми исследования, посвященные проблеме внутригрупповых отношений. Среди основных, можно отметить исследования таких авторов, как Г. Левит, У. Дуаз, М. Хойт, Г. Теджфел, Д. Тернер, Р. Юлейз, С. Милгрем, С. Московичи, Ф. Шамбо, М. Шоу и др.

В рамках проблем межличностных отношений в коллективе правомерно акцентировать вопросы, связанные с различного рода конфликтами межличностного и делового характера, которые являются одним из специфических атрибутов управленческой деятельности. В названном аспекте для нас наиболее важными явились исследования отечественных психологов (В. М. Аллахвердов, А. Г. Асмолов, Ф. М. Бородкин, А. И. Донцов, М. А. Джерелиевская, Е. А. Донченко, А. А. Ершов, А. С. Кармина, А. С. Карпенко, Н. М. Коряк, Е. Н. Климова, Ю. Н. Перелыгин, Т. А. Полозова, К. В. Сельченок,Т. М. Титаренко, А. В. Щитинский, Л. И. Анцыферова, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая, В. В. Козлов, В. А. Конторович, Е. И. Крукович, А. В. Махнач, К. Н. Поливанова, В. Г. Ромек, Н. В. Гришина и др.). Среди зарубежных авторов в данной сфере можно отметить работы Р.Дарендорфа, Д. Дэна, Х. Корнелиуса, Л.Козер, У.Линкольна, Ш. Фейра, Д. Г. Скотта, М. Литвак, Д. Рейноуотера, У. Дайера, Р. Фишера, У. Юрии, В. Каппони, Т. Новака, В. Вундт, Г. Гербера, Е. Катц, Дж. Т. Клэппер, П.Ф. Лазарфельд, Г.Д. Лассуэл, Г. Лебона, К. Левина, Л.В. Марфи, С. Московичи, Т. Ньюкомба, Г. Тарда, Л. Фестингера, Р. Харе и др.

Значительное число исследований посвящено подготовке управленческих кадров (Е.Н.Богданов, А. А. Деркач, В. М. Дьячков, А. Л. Журавлев, В. Г. Зазыкин, А. И. Китов, Е. А. Климов, Р.Л.Кричевский, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Э. А. Манушин, А. К. Маркова, Е. Г. Молл, В. Ф. Рубахин, А. Л. Свенцицкий, И.Н.Семенов, Л.А.Степнова, С.Ю.Степанов, Г. В. Суходольский, А. В. Филиппов, Е.А.Яблокова и др.).

В настоящее время существует достаточно большое количество разработок по психолого-педагогическому обеспечению эффективности управления и профессиональной подготовки управленцев в контексте развития отдельных аспектов их личности: мировоззренческих, ценностных, мотивационных, волевых, коммуникативных и др. личностных качеств. Развитие данных качеств необходимо для осуществления управленческой деятельности, эффективного принятия управленческих решений, повышения уровня профессионализма управленца. Среди авторов следует отметить К. А. Абульханову, О.С.Анисимова, В. Г. Асеева, И.В.Байер, Г. А. Балла, М. М. Берулаву, В. Г. Зазыкина, Л. И. Катаеву, Е. А. Климова, В. В. Давыдова, Д. Н. Завалишину, А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова, Б. Ф. Ломова, С. Д. Неверковича, В. А. Моляко, О. К. Тихомирова,. И.Н.Семенова, С. Ю. Степанова, Г.В.Щекина, Е.А.Яблокову и др. исследователей.

Весьма ценными для нашего исследования явились работы посвященные проблемам успешности личности в различных деятельностных сферах, в том числе и в профессиональной деятельности. Наиболее значимыми для нашего исследования явились работы Н.А.Алюшиной, Н. А. Батурина, Г. Вайзера, Е. П. Ильина, А.В.Лосева, М. Л. Кубышкиной, В. И. Курбатовой, В. П. Поздняковой, Ю.А.Репецкого, С. К. Рощина, И.Н.Семенова, А. Е. Чириковой и др.

Таким образом, если количество исследований, в которых отражены общие проблемы управленческой деятельности, успешности личности и т.д. достаточно велико, то работ, посвященных непосредственно проблеме психологоического изучения и психолого-педагогического развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя практически нет.

Недостаточная разработанность вопросов успешности личности управленца в системе его профессиональной деятельности определила выбор темы нашего исследования: «Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы сущностные характеристики, структура и содержание профессиональной успешности личности руководителя муниципального руководителя, а так же психолого-педагогические основы изучения и развития названной успешности в системе профессиональной деятельности управленца. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – система профессиональной деятельности руководителя муниципального уровня.

Предмет исследования – профессиональная успешность личности руководителя муниципального уровня.

Гипотезы исследования:

успешность личности – как сложный социально-психологический феномен, – проявляясь в поведении и деятельности человека, детерминирована субъективными и объективными, диалектически взаимообусловленными факторами. Субъективные факторы – как личностные образования, – являясь следствием воздействия специфических отношенческих и деятельностных условий и развития сущностных сил самого человека, одновременно выступают в качестве причины конструктивного преобразования сферы делового поведения и профессиональной деятельности личности;


загрузка...