Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка (25.05.2009)

Автор: Устинов Анатолий Юрьевич

Модальные смыслы

Комплекс модальных смыслов Функционально-семантические поля

I. Коммуникативная (целевая) установка 1) поле повествовательности

2) поле вопросительности

3) поле побудительности

Человек

характеризу-

II. Утвердительность /

отрицательность 4) поле позитивности

5) поле негативности

III. Реальность/нереальность 6) поле реального действия

7) поле предположительности

IV. Потенциальность 8) поле возможности

9) поле желательности

10) поле необходимости

V. Субъективная

оценочность 11) поле оценки уникальности

12) поле вероятностной оценки

13) поле оценки истинности Человек

оценивающий

14) поле эмоциональной

оценки Человек

чувствующий

Третий блок «Знание конкретных языковых средств, связанных с реализацией модальных смыслов» (см. фрагмент Программы экспериментального обучения).

Выделенные знания являются условием для формирования модально-языковых и модально-речевых умений и навыков, связанных с «присвоением» модальных смыслов и овладением учебной деятельностью (см. Таблица 4). Таблица 4

Система модальных умений и навыков

модальные умения умение отражать/определять содержание отношений между высказыванием и действительностью в своем/ чужом высказывании умение отражать/определять содержание отношений между говорящим/пишущим и высказыванием в собственном/ авторском тексте

Частно-

модальные умения Учебно-

языковые

умения Опознавательные:

- узнавать отдельные модально-языковые явления в тексте;

- находить изучаемые модально-языковые явления среди других;

- выделять существенные признаки модально-языковых понятий и разграничивать сходные языковые явления.

Классификационные:

- группировать изучаемые модально-языковые средства на определенной основе;

- устанавливать родовые и видовые отношения модально-языковых понятий;

- определять основания классификации сопоставляемых или смешиваемых модально-языковых явлений;

- составлять классификации и таблицы.

Аналитические:


загрузка...