Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка (25.05.2009)

Автор: Устинов Анатолий Юрьевич

1) установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психологической, лингвистической и методической литературе;

2) выделить обобщенные понятия с учетом особенностей функционально-семантического подхода;

3) обосновать возможность и целесообразность введения в школьный курс русского языка понятия «модальный смысл и средства его выражения»;

4) определить методическое содержание понятий «модальный компонент речи учащихся», «развитие модального компонента речи учащихся», «модальный потенциал текста», «модальномаркированный текст», «модальноориентированные задания»;

5) сформулировать критерии определения уровня развития модального компонента речи учащихся;

6) разработать принципы отбора дидактического материала с целью использования его для манифестации средств выражения модальных смыслов;

7) создать на этой основе методику изучения средств языковой модальности в учебном процессе школы, определить её место в системе работы по русскому языку, в связи с чем предстоит:

реализовать созданную теорию в практике преподавания школьного курса русского языка, включающую в себя отбор содержания и форм обучения на разных этапах;

наметить методы и приемы использования средств языковой модальности для развития речи учащихся;

выявить скрытые возможности действующих учебников по русскому языку для практического осуществления предлагаемой методики;

8) экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы обучения.

Для решения поставленных задач и обоснования гипотезы использовались следующие методы исследования:

1) описательно-аналитические (изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);

2) социально-педагогические (анализ программ, учебников по русскому языку, наблюдение за процессом изучения русского языка);

3) экспериментальные (проведение констатирующего среза, обучающего и контрольного экспериментов);

4) статистические (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов и охватывало период с 1996 года по 2008 год.

Подготовительно-констатирующий этап (1996 - 2000 гг.). Осмыслена методология исследования: изучено состояние проблемы в лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической науках; определены цель, объект, предмет, задачи и выдвинута гипотеза исследования; проведен констатирующий срез с последующим анализом результатов; разработана программа экспериментального обучения.

Формирующий этап (2000-2008 гг.). Проведен обучающий и контрольный эксперименты, проанализированы промежуточные результаты; произведена соответствующая корректировка экспериментальной программы. Предварительные выводы исследования вошли в публикации.

Заключительный этап (2008-2009 гг.). Осуществлены систематизация и итоговый анализ полученных в ходе экспериментальной работы данных; сформулированы выводы и практические рекомендации по полученным данным.

Научная новизна исследования определяется использованием функционально-семантического подхода к развитию модального компонента речи учащихся как одного из путей совершенствования методики преподавания русского языка, в связи с чем в исследовании

- обоснована необходимость создания методической системы изучения средств формирования и выражения модальных значений, доказана полезность данной работы для развития речи учащихся;

- выявлена картина сформированности модального компонента речи учащихся, отражающая особенности их речевого развития: определены уровни восприятия учащимися модальных смыслов в предъявленном тексте и уровни создания собственного текста определенной модальной рамки;

- усовершенствована система методических понятий (в научный оборот предложено ввести понятия: «модальный компонент речи учащихся», «развитие модального компонента речи учащихся», «модальный потенциал текста», «модальномаркированный текст», «модальноориентированные задания»);

- выявлены целесообразность и время введения в школьный курс русского языка понятий «модальный смысл» (8-9 классы) и «модальное поле» (10-11 классы);

- отобраны, систематизированы и иерархически организованы для рассмотрения в школе базовые модальные смыслы, аккумулирующие наиболее частотные парадигмы модальных контекстов;

- разработана и экспериментально проверена методическая система развития модального компонента речи учащихся: обоснованы дидактические принципы, регламентирующие отбор, методическую интерпретацию лингвистической теории и организацию учебной деятельности; создана учебная концептуальная модель развития модального компонента речи учащихся; разработаны блоки уроков «присвоения» модальных смыслов в процессе изучения средств языковой модальности; предложена типология упражнений, формирующих модальный компонент речи учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- проведен всесторонний комплексный анализ лингвистических, психолингвистических и методических условий развития модального компонента речи учащихся;

- дано научное обоснование понятиям «функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности», «модальный компонент речи учащихся», «полевой принцип изучения языка и обучения речи»;

- выделены и методически описаны диагностические критерии (внутренняя модальная рамка, внешняя модальная рамка) определения уровня развития модального компонента речи учащихся;

- определены подходы и принципы к построению системы присвоения модальных смыслов учащимися в процессе изучения русского языка на функционально-семантической основе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) предложена Программа, предполагающая модальную акцентацию учебного материала, дающая целостное видение средств модальности и ориентирующая учителя на функционально-семантический подход к их осмыслению и изучению на уроке;

2) апробированы конкретные модели уроков, ориентированные на освоение модального потенциала школьного курса русского языка;

3) разработаны методические рекомендации для учителей русского языка, отраженные в следующих публикациях: монография «Развитие модального компонента речи учащихся: функционально-семантический подход», учебно-методическое пособие «Методика свободного диктанта в средней школе», методические статьи в журналах «Русский язык в школе», «Начальная школа: плюс до и после», «Литература в школе».

Результаты исследования могут использоваться при разработке курса лекций и практических занятий по методике преподавания русского языка, а также методических рекомендаций по обучению русскому языку.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из наиболее перспективных путей совершенствования школьной системы лингвистического образования является активное использование достижений функциональной грамматики, которая дает возможность методически интерпретировать в единстве языка и речи категорию модальности.

2. Лингвистическая концепция понимания языковой модальности как формы существования знаний, рассмотренная в исследовании, является основой, с помощью которой возможно успешное формирование всех видов компетенций учащихся по русскому языку, а в итоге модального компонента речи учащихся.


загрузка...