Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка (25.05.2009)

Автор: Устинов Анатолий Юрьевич

8 Составное глагольное сказуемое: он обязан с вами согласиться.

Составное именное сказуемое: он испытывал потребность.

Неопределенно-личные предложения: Не подвергайте себя опасности. Безличные предложения.

9 Сложноподчиненные предложения цели: Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык.

Второе (воспитательное) направление связано с реализацией принципов теории воспитывающего обучения, т.к. мало познакомить учащихся с модальными возможностями единиц языка, важнее воспитать естественность переживаний, сформировать жизненные идеалы, убеждения и моральные нормы, определяющие общественную позицию, поведение и практическую деятельность школьника.

Решая воспитательные задачи в рамках изучения модальных средств языка, мы выделяем два взаимосвязанных между собой аспекта:

1) собственно лингвистический, который определяется воспитательным воздействием сведений о категории модальности и её возможностью формировать лингвистическое мировоззрение. Основные направления этого аспекта: а) лингвокультурологическое; б) мотивационное, предполагающее воспитание интереса к изучению русского языка; в) эстетикоязыковое;

2) экстралингвистический, который предполагает тематический подбор языкового материала, отражающий нравственное, экологическое, патриотическое и эстетическое воспитание.

Воспитывающее значение средств формирования и выражения модальных значений обусловлено их языковой природой (семантикой) – передавать значения необходимости, одобрения, доверия, удовлетворенности, сочувствия, удивления, взволнованности и т.д. Важно видеть те тематические линии, которые объединяют содержание текста и модально-языковые средства его реализации. Подчеркиваем, что воспитательное воздействие средствами русского языка, какими являются средства модальности, должно быть максимальным, но в тоже время и содержательно, и структурно органически вытекать из специфики учебного материала.

Реализация третьего (речевого) направления осуществляется в процессе усвоения роли речеведческих понятий в формировании модальных смыслов высказываний с разной типологической, стилистической и жанровой характеристикой. Эта работа основывается на общемодальных умениях:

- умение отражать/определять содержание отношений между высказыванием и действительностью в своем/чужом высказывании;

- умение отражать/определять содержание отношений между говорящим и высказыванием в собственном/авторском тексте.

Основным организующим началом воплощения идеи взаимосвязи между изучаемым языковым материалом, формирующим модальный смысл, и работой по развитию речи является жанровый подход, суть которого заключается в соотнесении модального смысла с жанровыми особенностями текста, на материале которого организуется речевая деятельность учащихся. Данный подход получил широкое распространение в практике преподавания литературы и риторики, в меньшей мере он нашел отражение в методике преподавания русского языка. Мы считаем невозможным развитие модального компонента речи учащихся вне работы над конкретными жанрами. Во фрагменте планирования (см. Таблица 6) отражены взаимосвязи между изучаемым языковым материалом и работой над конкретной жанровой формой.

Таблица 6

8 класс

Словосочетание. Простое предложение Описание архитектурного сооружения и памятника культуры, его оценочно-характеризующая направленность

Главные члены предложения. Характеристика, сравнительная характеристика, реализация собственно оценочных и эмоционально-экспрессивных модальных смыслов

Второстепенные члены предложения Инструкция-описание, его модальная окраска долженствования

Односоставные предложения Рассуждение-размышление, формирование модальных смыслов возможности, долженствования, желательности.

Предложения с однородными членами Отзыв как разновидность рассуждения, его модально-оценочные смыслы: одобрение, удовлетворенность

Предложения с обращениями Публичное выступление, реализация модального смысла долженствования.

Диалог Интервью, его субъективно-модальный характер

Многонаправленность и длительность экспериментального обучения обусловили необходимость его поэтапного проведения. Каждый этап занимает определенное место в системе обучения, реализует собственные цели и задачи, создавая тем самым предпосылки работы на следующем этапе, и характеризуется своим содержанием.

Цель первого этапа (практическое ознакомление учащихся с модальными возможностями изучаемых языковых единиц: 5 – 7 классы) – подготовить учащихся к осознанному восприятию категории языковой модальности и создать основу для развития модального компонента речи. Сохранив традиционный уровневый принцип изучения языка, деление по темам и распределение изучаемого материала по классам, мы внесли коррективы и использовали дополнительные материалы по обучению детей видеть модальные смыслы и средства их выражения при изучении конкретного языкового материала. Ученику сообщались элементарные сведения о модальности и средствах её выражения с опорой на терминологический аппарат учебника. Эти сведения о категории модальности, без ввода соответствующего понятия, являются той ориентировочной основой, на которую затем кладутся синтаксические блоки знаний в 8-9 классах.

На этом этапе ученик должен уметь выявлять модальные смыслы в предложенном тексте на основе темы и основной мысли; правильно определять палитру эмотивных смыслов, в основном указывая изученные языковые средства; отражать в собственном высказывании модальные смыслы, исходя из заявленной темы и сформулированной основной мысли и эксплицируя своё отношение к отображаемой действительности при помощи ядерных средств модальности.

Основным методом учебной деятельности является лингвосмысловой анализ, основанный на выявлении и оценке доминантных языковых средств для постижения модального смысла текста.

На первом этапе ключевыми являются уроки, открывающие ученику возможности постижения модального смысла высказывания. Переход этих возможностей в действительность зависит от ряда условий, основными из которых являются следующие:

- к усвоению теории учащиеся подводятся в процессе практической деятельности при выполнении упражнений, содержащих модальноориентированные задания;

- одновременно с изучением совершаются действия подведения языкового явления под обобщенные понятия «значение»- «форма» - «функция»;

- расширяется круг рассматриваемых вопросов, связанных с выразительностью речи и модально-языковыми средствами её создания.

Второй этап изучения (8 – 9 классы) средств формирования и выражения модальных смыслов приходится на изучение систематического курса синтаксиса. Данный этап – этап теоретического изучения понятия «модальный смысл». Более высокий научный уровень синтаксической теории нашел отражение прежде всего в определении самого понятия: «Модальные смыслы выражают отношение высказывания к действительности и говорящего к предмету речи». В данном определении за основу берутся грамматико-семантические признаки, позволяющие непротиворечиво квалифицировать все случаи проявления модальности в языке.

На этом этапе ученик должен верно определять характер объективно-модального пространства текста, указывая языковые средства его формирования; обнаруживать и интерпретировать субъективно-модальные смыслы предъявленного текста, опираясь на средства их выражения; формулировать модальные реакции на прочитанное, чувствуя эмоциональные смыслы текста; реализовывать модальные смыслы в самостоятельно создаваемых текстах, используя широкий корпус модально-языковых средств.

Высший уровень модально-языковых умений учащихся проявляется в способности постичь индивидуальные интенции автора. Поэтому здесь иной, чем в 5-7 классах, выбор направления лингвосмыслового анализа текста: выдвижение гипотезы о модальном смысле предъявленного текста и последующий анализ его модально-языковой организации, позволяющий подтвердить, уточнить или опровергнуть сделанное предположение.

Реализация функционально-семантического подхода к изучению синтаксических средств языковой модальности в 8-9 классах была достигнута благодаря тому, что

- в теоретических сведениях описания синтаксических единиц фиксируются их возможности в формировании модальных смыслов высказывания. Подача синтаксического материала осуществлена на основе структурно-семантического принципа с усилением внимания к семантической составляющей синтаксических явлений;

- методы и приемы развития модального компонента речи учащихся основываются на модальномаркированных текстах, содержащих разноуровневые единицы языка, и включают модальноориентированные задания, акцентирующие внимание на средствах формирования модальных смыслов высказывания;

- взаимосвязь между изучением модальных возможностей русского языка и развитием речи осуществлялась в работе по обучению речевым жанрам, реализующим определенные модальные смыслы.

Продвижение в развитии модального компонента речи учащихся выразилось в том, что учащиеся 8-9 классов

- при восприятии текста могли выделить ядерные и периферийные средства реализации модального смысла, дать им оценку;

- овладели операционной стороной речевых действий: начинают работу с анализа темы и определения модального смысла, который реализуют в самостоятельно создаваемых текстах, используя широкий корпус модально-языковых средств;


загрузка...