Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка (25.05.2009)

Автор: Устинов Анатолий Юрьевич

УСТИНОВ Анатолий Юрьевич

Функционально-семантический подход

к изучению средств языковой модальности

в школьном курсе русского языка

Специальность 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание

ученой степени доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка

филологического факультета ГОУ ВПО

«Московский педагогический государственный университет»

Научный консультант

Тростенцова Лидия Александровна,

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Ипполитова Наталья Александровна,

доктор педагогических наук, профессор;

Ассуирова Лариса Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор;

Арефьева Светлана Александровна,

доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»

Защита диссертации состоится 21 сентября 2009 года в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119992, Москва, ул. М. Пироговская, д.1, ауд.204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. М. Пироговская, д.1.

Автореферат разослан ___________________ 2009 года

Ученый секретарь Диссертационного совета Н.А.Попова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Перспективы развития школьного лингвистического образования на современном этапе связываются с вниманием к «человеческому фактору в языке», с определением особенностей изучения языка и овладения речью, так как «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – к человеку, к конкретной языковой личности»*. В философии образования обозначен переход от знаниецентрической к антропоцентрической парадигме, в основе которой лежит принцип субъектности (В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Б.Д.Эльконин, И.С.Якиманская).

Однако до сих пор эта идея не имеет четко выраженной методической реализации: в большей мере она остается декларированной на теоретическом уровне и в меньшей – непосредственно внедренной в практику преподавания русского языка.

Поэтому проблема, рассматриваемая в реферируемом диссертационном исследовании, заключается в противоречии между основной целью обучения русскому языку, предполагающей формирование коммуникативной компетенции наряду с лингвистической, языковой, культуроведческой, и недостаточностью объема тех сведений, которые непосредственно направлены на речевое развитие учащихся. В школьном курсе русского языка теория сообщается в минимальном объеме. Несмотря на это, ученики должны уметь действовать на основе теории и саму теорию усваивать в результате собственных действий с языковым материалом. Создается парадоксальное положение: теоретические сведения ученикам не сообщаются, а производить на их основе анализ и синтез необходимо. Следует отметить, что это не единственное противоречие, выявленное в системе школьного лингвистического образования, но именно оно позволяет обнаружить следующие недостатки в организации обучения русскому языку:

1. В настоящее время не ослабевает интерес к проблемам речевого развития учащихся. Соответствующий раздел методики преподавания русского языка совершенствуется и обновляется, и по мере продвижения на этом пути все явственнее ощущается необходимость в формировании всех компонентов речевого развития - фонопросодического, семантического, лексического, грамматического. Особое место в структуре языковой способности занимает семантика, включающая:

- предметный компонент, составляющий ту часть структуры высказывания, которая связана с отражением определенного предметного содержания, «положения вещей»;

- референциальный компонент, идентифицирующий объекты реального мира;

- темпоральный компонент, соотносящий содержание высказывания с моментом речи;

- персональный компонент, соотносящий содержание высказывания с участниками акта коммуникации;


загрузка...