Трудовой потенциал пореформенной России: социально-демографические аспекты (25.05.2009)

Автор: Усачев Владимир Иванович

- установить образовательный уровень населения, формирующий качество трудового потенциала, раскрыть его параметры в рамках европейских стандартов;

- выявить эволюцию социальной мобильности занятого населения, особенности её проявления в межотраслевом и межсекториальном направлениях, а также в профессиональной, образовательной и миграционной сферах.

- раскрыть проблемы формирования и использования трудового потенциала в условиях нисходящей демографической динамики и определить возможные источники удовлетворения потребности России в трудовых ресурсах в период до 2025 года.

Объектом исследования являются трудовой потенциал, его качественное состояние и использование в пореформенной России.

Предмет исследования – тенденции развития, использования и качественного состояния трудового потенциала, их взаимосвязь с социально-экономическими, демографическими и миграционными процессами в пореформенный период.

Методологической и теоретической основой исследования стали научные труды в области демографии, миграции, занятости населения и рынка труда, социологии, регулирования социально-экономических процессов. Среди них работы Богданова И.Я., Баскаковой М.Е., Валентея Д.И., Волгина Н.А., Воробьевой О.Д., Ермакова С.П., Егорова В.Д., Ивановой А.Е., Ивановой Р.К., Ионцева В.А., Катульского Е.Д., Колосовой Р.П., Коровкина А.Г., Костакова В.Г., Лукинова И.И., Масловой И.С., Орловой И.Б., Пирожкова С.И., Римашевской Н.М., Рогачева С.В., Рыбаковского Л.Л., Рязанцева С.В., Струмилина С.Г., Тихомирова Н.П., Чижовой Л.С., Хасаева Г.Р. и др.

В работе использованы принципы системного подхода для анализа формирования и использования трудового потенциала, комплексной оценки его качественного состояния. Автор опирался на достижения в области экономико-статистических и социологических методов исследования.

Информационной базой исследования стали материалы переписей населения, данные текущего учета Росстата; нормативные документы и аналитические материалы органов исполнительной и законодательной власти в области демографической динамики, проблем формирования и использования трудового потенциала; материалы социолого-демографических обследований по проблемам занятости и рынка труда; публикации российских и зарубежных ученых; информация периодической печати. Среди используемой информации важное место занимают результаты двух репрезентативных социологических опросов населения по вопросам мобильности населения, проведенных в начале нового века Центром социального прогнозирования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

-На основе всестороннего анализа и критического осмысления различных подходов к трудовому потенциалу, выявлены две тенденции в его толковании: с одной стороны, категория потенциала применяется исключительно к какой-либо одной из качественных характеристик населения, другие свойства как бы отсекаются от их носителя, а, с другой стороны, в трудовой потенциал включаются многие, в т.ч. и более общие свойства потенциальности, он представляется в различных (демографическом, социально-экономическом и т.д.) срезах и на различных стадиях использования имеющихся свойств.

-Дана авторская трактовка понятия «трудовой потенциал», под которым понимается развитая в данном обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые реализованы или могут быть реализованы в условиях достигнутого уровня развития производительных сил, научно-технического прогресса и системы отношений, связанных с участием в процессе труда и общественной деятельности. В понятие трудоактивного населения включаются не только дееспособные лица в трудоспособном возрасте, но и лица, находящиеся за его пределами.

-Показано, что начавшееся количественное сокращение трудового потенциала в России, происходит в условиях дальнейшей деформации его структуры: возрастает число женщин, приходящихся на тысячу мужчин, меняются пропорции между количеством населения в возрасте ниже трудоспособного и тем, которое выходит за его пределы, доля первого сокращается, а второго – растет, усиливается демографическое старение и повышается возраст экономически активного населения за счет вовлечения в экономическую деятельность населения старше 60 лет.

-Выявлено, что в постсоветский период ухудшился трудовой потенциал российского населения, что нашло выражение не только в количественном росте потерь вследствие преждевременной смертности, но и в качественной деформации этих потерь в результате их заметного омоложения, роста потерь за счет смертности от экзогенных и социально значимых причин, более негативных тенденций у женщин, что является абсолютно новым явлением, нигде в цивилизованных странах не отмечавшимся.

- Установлено, что трудовой потенциал населения в рабочих возрастах убывает не только за счет преждевременной смертности, но и в результате того, что часть людей становится инвалидами. В динамике инвалидизации отмечается сложное взаимодействие факторов, отражающих, с одной стороны, ухудшение здоровья населения в 1990-е годы, а с другой, - спрос на инвалидность, как своеобразный способ социальной защиты в условиях ухудшения условий жизни и обострения положения на рынке труда.

-Показано, что Россия имеет существенно большие потери продолжительности активной жизни, чем это обусловлено её экономическим потенциалом. Это означает, что количественные потери трудового потенциала населения определяются не только недостаточным уровнем экономического развития страны, но и не нацеленностью возможностей государства на решение вопросов сохранения и развития населения и его трудового потенциала.

-Установлено, что в количественном отношении образовательная система обеспечивает накопление образовательного потенциала (среднеожидаемое число лет обучения для детей в возрасте 5 лет в начале ХХI века составляло 14,9 лет), тем не менее, Россия по этому показателю отстает от развитых стран, что объясняется поздним началом школьного образования и разницей в продолжительности обучения в средней и высшей школах.

-Определено, что в пореформенный период потенциал образования экономически активного населения России не изменился: во второй половине 90-х годов прошлого столетия произошло его некоторое снижение, а затем наметилась слабая тенденция роста, что связано с возрастными подвижками (напр., выход на пенсию населения, рожденного в 1935-1944 гг., вступление в трудоспособный возраст молодежи 1975-1985годов рождения и др.). В 2010 - 2020 гг. возможно снижение образовательного потенциала в связи с выходом на пенсию относительно многочисленного послевоенного поколения с достаточно высоким уровнем образования и вступлением в трудоспособный возраст лиц, рожденных в годы реформ.

-Сопоставление образовательной структуры населения России и её материального обеспечения с аналогичными показателями развитых стран, показывает, что уровень подготовки выпускников российских средних и высших учебных заведений отстает от уровня современных требований. В результате рынку труда присущи диспропорции, одна из которых - работа не по специальности большинства выпускников российских ВУЗов (около 500 тысяч из них вообще заняты на рабочих местах, не требующих высшего образования).

-Выявлено, что в пореформенный период отраслевая мобильность имела общий нисходящий характер, который обусловливался ухудшением параметров структуры отраслей народного хозяйства. Наряду с формированием пропорций отраслевой структуры, свойственной менее развитым странам, сократился контингент занятого населения с соответствующим ростом неработающего населения, снизилась роль производственной сферы, ухудшился социальный статус занятого населения.

-Показано, что в рамках социальной мобильности образовательная – единственный вид, который характеризуется восходящим направлением. Наблюдается сильная корреляция между моделями образования респондентов и их родителей. Профессиональная мобильность, характеризующая переход из одних профессиональных групп в другие, затронула около 1/3 занятого населения. В пореформенный период наблюдалось «возвратное движение» к наиболее распространенным профессиям периода начала трудовой деятельности, т.е. лица, имевшие самые массовые профессии в период начала трудовой деятельности «вернулись» к ним в пореформенный период, тем самым, снизив свой профессиональный статус. Проведение реформ изменило общий восходящий характер миграционной мобильности, сузив возможности переселения в мегаполисы и расширив возвратную миграцию в сельскую местность.

- Определены внутренние и внешние источники обеспечения рабочей силой экономического развития страны. Внутренние источники – это безработное и незанятое население, лица вышедшие за пределы трудоспособного возраста, но сохранившие способность к труду, сюда же относятся и диспропорции между спросом и предложением труда, связанные с системой расселения, которые могут быть уменьшены за счет внутренней миграции населения. В качестве внешнего источника удовлетворения потребности страны в трудовых ресурсах будет, как и прежде выступать международная трудовая миграция (заемный трудовой потенциал). При этом иммиграция рабочей силы, наряду с либерализацией пребывания и занятости иностранных граждан на территории России, должна быть квотирована, вестись в обозначенные регионы страны и находиться под контролем государственных органов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные идеи и выводы могут быть использованы при разработке системы мероприятий по повышению эффективности формирования и использования трудового потенциала, определения направлений и механизмов осуществления государственной политики в сфере труда и занятости населения, мобилизации источников пополнения численности занятого населения, для обоснования приоритетных направлений при разработке программ демографического развития, а также мероприятий по увеличению степени социально-профессиональной мобильности трудовых ресурсов. Результаты исследования также направлены на выявление конкретных, существующих в современной российской экономике, проблем в области совершенствования анализа и регулирования динамики трудового потенциала и его качества. Ряд положений диссертации, в частности, систематизация позиций по определению трудового потенциала, определение его места в системе сопряженных понятий и др., могут быть использованы в преподавании курсов «Демография» и «Экономика труда».

Апробация работы. Выводы и положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях, семинарах и круглых столах. Среди них: Международная научно-практическая конференция «Демографический фактор социально-экономического развития России в ближайшей перспективе». 18 марта 2005; Международная научно-практическая конференция «Дальневосточный федеральный округ: настоящее и перспективы миграции населения через призму социально-экономического развития». 14 апреля 2006г.; Научно-практическая конференция «Демографическое развитие России в ХХI веке: стратегический выбор и механизмы осуществления». 14 апреля 2006г.; Международная научно-практическая конференция «Настоящее и будущее демографии России через призму переписей населения (1897г., 2002г. и 2010г.). 20 апреля 2007г., Международная научно-практическая конференция «Миграционные процессы на Юге России: проблемы и пути модернизации политики государства», 26-27 мая 2008г., Международной научно-практической конференции «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения». (Москва, 19-21 сентября 2008г.) и др. Основное содержание диссертации опубликовано в 30 работах общим объемом 49 п.л., среди них монография (20 п.л.), 12 статей в научных журналах, из которых семь входят в список ВАК.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных литературных источников из 259 наименований. Основной текст диссертации изложен на 326 страницах и содержит 67 таблиц и 35 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение содержит постановку проблемы, обоснование её актуальности и изученности, формулировку цели и задач исследования, характеристику новизны и практической значимости полученных результатов.

Первая глава - «Сущность трудового потенциала и особенности его формирования в пореформенной России» посвящена осмыслению этого понятия, анализу эволюции взглядов на его сущность, раскрытию новых горизонтов в формировании важнейшего ресурса российского общества. В главе показано, что термин "трудовой потенциал", став широко применяться в социально-экономической литературе в 70- 80-е годы прошлого столетия, существенно потеснил традиционную категорию «трудовые ресурсы», впервые введенную в России в начале 20-х годов. Трудовые ресурсы трактовались как трудоспособное население в определенном возрасте, границы которого на разных этапах социально-экономического развития страны несколько раз менялись. Уже более 50 лет они определяются для мужчин в 16-59 лет и для женщин - в 16-54 года. В международной статистике в качестве границ трудоспособного возраста приняты 15 и 64 года жизни для лиц обоего пола.

Трудовые ресурсы еще 15-20 лет назад рассматривались преимущественно с количественной точки зрения как один из видов естественных ресурсов, необходимых для общественного производства. Качественные аспекты формирования трудовых ресурсов, их структуры и соответствие требованиям научно-технического прогресса были оторваны от самого носителя рабочей силы, планировались и учитывались в другой плоскости социальной сферы. Такое одностороннее отношение к трудовым ресурсам сужало их восприятие в общечеловеческом контексте и порождало иллюзию их неисчерпаемости.

В 70-е годы стал входить в научный оборот термин "трудовой потенциал", который первоначально служил синонимом "трудовых ресурсов". В начале наблюдалось стремление более объемно выразить категорию "трудовые ресурсы" как единства их количественных и качественных параметров при ведущей роли последних, учитывающих образовательный уровень, профессиональную подготовку и мобильность трудоактивного населения. Это вело к тому, что без должной методологической проработки понятия некоторые авторы стали включать в число социально-экономических параметров неограниченное количество факторов, характеризующих всю совокупность социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, определяющих условия трудовой деятельности.

Наряду с исследованием категории трудового потенциала экономистами она более последовательно изучалась демографами. Многие исследователи стали рассматривать трудовой потенциал как жизненный потенциал населения за период трудовой деятельности при данном уровне экономической активности и смертности. В современном толковании в понятие "жизненная сила" вкладывают совокупность нормативно-ролевых характеристик индивида, производных как от возрастного разделения труда и социальной структуры общества, так и от числа лет предстоящей жизни для соответствующего возрастного этапа.

В диссертации показаны наиболее характерные трактовки трудового потенциала. Прежде всего, трудовой потенциал -это форма воплощения личного фактора производства. Здесь трудовой потенциал рассматривается как интегральная форма воплощения специфических социально-экономических качеств населения, трудовых ресурсов и рабочей силы. В другом случае, трудовой потенциал –это совокупная способность общества к труду. Трудовой потенциал представляет собой ресурсы труда, которыми располагает общество на определенном этапе развития. Различие между мерой потенциально возможного и действительного труда составляет недополученный обществом резерв труда. Наконец, трудовой потенциал - это потенциал труда. Генетическая основа трудового потенциала связывается не с совокупной способностью общества к труду, а с совокупным работником, которого относят, чуть ли не ко всем сферам человеческой деятельности.

Анализ этих и других подходов к трудовому потенциалу показывает, что обозначились две тенденции в его толковании: с одной стороны, категория потенциала применялась исключительно к какой-либо одной из качественных характеристик населения, тогда как другие не входили в предмет исследования, т.е. свойства как бы отсекались от их носителя, что придавало исследованию весьма абстрактный характер; с другой стороны - наметилась тенденция включить в трудовой потенциал и более общие социально-экономические категории потенциальности. Если на основе демографического подхода к анализу трудового потенциала можно дать его количественную оценку с учетом возрастных коэффициентов занятости и смертности, то на базе экономического - количественно учитываются лишь численность трудоспособного населения и его занятость по отраслям общественного производства (или в региональном разрезе), что недостаточно для полной характеристики всех его компонентов.

На наш взгляд, неверно сводить трудовой потенциал к трудоспособному населению (трудовым ресурсам) как ресурсно-личному фактору производства, поскольку человек всегда и во всех своих общественных проявлениях обнаруживает все качества своей личности. Будучи субъектом производства, человек остается гражданином, имеет те или иные воззрения на мир, является носителем определенного уровня духовной культуры, суждений об окружающей действительности и ее возможностях. Ныне становится все более очевидным, что низкий уровень культуры населения и факты нравственного упадка личности тормозят экономическое развитие, и вряд ли стоит надеяться, что рыночное хозяйство автоматически устранит подобные аномалии.

В диссертации обосновывается отказ от трактовки трудового потенциала как совокупного общественного работника, ибо в этом случае из поля зрения выпадают физическая и демографическая составляющие как материальные носители трудового потенциала, без которых он теряет конкретность. Однако следует подчеркнуть, что сердцевину воспроизводства населения, его естественных сил труда, составляет воспроизводство населения в рамках определенной социально-экономической системы. В ней совокупность реальных поколений, как традиционный физический трудовой ресурс, в процессе их социализации приобретает качества трудового потенциала общества.

С учетом изложенного можно дать следующее определение трудового потенциала. Под трудовым потенциалом понимается развитая в данном обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые реализованы или могут быть реализованы в условиях достигнутого уровня развития производительных сил, научно-технического прогресса и системы отношений, связанных с участием в процессе труда и общественной деятельности.

Подчеркивая тесную связь трудового потенциала с развитием производительных сил, следует отметить его обусловленность характером и уровнем развития производственных отношений. По мнению некоторых специалистов, трудовые отношения охватывают, во-первых, отношения по поводу вовлечения в общественный труд; во-вторых, отношения в труде; в – третьих, отношения по поводу результатов труда. На наш взгляд, главное назначение трудовых отношений в демократическом обществе состоит в том, чтобы в максимальной степени раскрепостить созидательные потенции человека, вывести их далеко за рамки его рабочей силы и превратить живую личность из узко производственного элемента в индивидуальность, для развития которой и призвано существовать производство.

Понятие трудового потенциала отражает более широкий спектр возможностей трудоактивного населения, чем, например, традиционная категория рабочей силы, и отличается от нее различными приращениями и дополнительными резервами способности к труду, которые порождаются разнообразными человеческими качествами, а также результатами коллективной деятельности людей. Если не касаться психофизического и демографического состояния трудоактивного населения, то реальное приращение трудового потенциала может быть обусловлено следующими моментами: вложениями в формирование трудового потенциала, его качественные свойства и структуру, отвечающие потребностям общества на данном этапе его развития; последующей степенью отдачи этих вложений, условиями и факторами производства при использовании трудового потенциала; механизмами стимулирования к труду, социальной мотивацией активности человека, коллектива, общества; состоянием представлений о целях и перспективах будущего общественного развития; добавочными вложениями в переподготовку трудоспособного населения в связи с рыночными преобразованиями, технологическими изменениями, новыми достижениями науки и техники, организации и управления; личным отношением к правовой системе регулирования общественного поведения; состоянием воспитания и образования, уровнем цивилизованных потребностей и запросов.

По нашему мнению, как базовое понятие «трудовой потенциал» применим только к населению, выступающему носителем совокупности свойств и качеств трудового потенциала. Если население рассматривать в дифференцированном виде по различным признакам (например, полу, возрасту, территории и др.), то можно говорить о трудовом потенциале мужчин и женщин, населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста и т.д. Трудовой потенциал отрасли народного хозяйства в принятой методологической постановке теряет научный смысл. Для обозначения лиц, занятых в отраслях народного хозяйства, лучше пользоваться термином «трудовые ресурсы».

Трудовой потенциал нельзя рассматривать как нечто застывшее, величина которого, однажды сформировавшись, в дальнейшем лишь расходуется в процессе общественной деятельности. Новые горизонты прогресса открываются перед теми странами, чье общественное устройство оказывается способным в максимальной степени обеспечить реализацию творческого потенциала своих граждан и удовлетворить их рациональные потребности. В России в пореформенный период у населения значительно расширились возможности выбора для развития собственной личности. Оно постепенно обретает соответствующую правовую защиту своих прав и свобод, но одновременно уменьшились экономические возможности для широкой массы населения, поскольку оно оказалось в затруднительном материальном положении вследствие значительного распространения бедности. И это не могло не отразиться на формировании демографического и трудового потенциала общества.

Вместе с тем провозглашение человека в качестве цели общественного развития не достаточно для переориентации экономики, политики и идеологии на развитие человека. Приоритетность развития общечеловеческих принципов обусловливает необходимость нового взгляда на многие традиционные экономические категории, особенно связанные с процессом трудовой деятельности - рабочую силу, трудовые ресурсы, занятость населения. Представляется весьма актуальным теоретически осмыслить, с одной стороны, роль человека как традиционного трудового ресурса, главное назначение которого воспринималось бы с позиций не развития производства, а с позиции развития самого человека, ради развития которого и существует производство. А с другой стороны, рассмотреть трудовые отношения между различными слоями населения, которые отличаются как способом занятости, так и незанятости.


загрузка...