Стратегия управления промышленным производством в условиях функционирования экономики знаний и превращения их в основной фактор производства (25.05.2009)

Автор: Рагулина Юлия Вячеславовна

Второй сценарий предполагает развитие передовых наукоемких отраслей и технологий с созданием продуктов высокого уровня переработки и поставкой их на мировые рынки высокотехнологичной продукции. Этот сценарий оставляет внешний рынок, как важный источник доходов страны, но одновременно формируется и внутренний рынок, который можно не поддерживать протекционистскими мерами, дискриминируя отечественного покупателя и насильственно отнимая у него права выбора качественного продукта.

В концептуальном плане, для сохранения России как производящего государства, в таком выборе существует единственная альтернатива - второй сценарий.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют расширению методологической базы, необходимой для полного и эффективного управления промышленным производством на современном этапе развития экономики. Конкретно это выразилось в раскрытии специфики современного производства: систематизации, дополнении, уточнении и сведении в единый комплекс теоретических и организационно-методологических основ управления промышленным производством в условиях развития экономики знаний.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке организационных основ, методических подходов и рекомендаций по построению эффективной системы управления промышленным производством в постиндустриальной экономике, основанной на знаниях. Разработанные автором методологические подходы и методический инструментарий позволят принимать научно-обоснованные стратегические решения в области управления промышленным производством в условиях формирования экономики знаний, что повысит конкурентоспособность и эффективность промышленного производства.

Апробация и публикации. Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационной работы докладывались и обсуждались на научных конференциях различного уровня: международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, (Международная межвузовская конференция «Россия и ВТО: проблемы и перспективы» – М.: ВГНА, 2007; Вторая Всероссийская научно-практической конференции от 05 декабря 2007 г. «Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития» - М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2008; XI межвузовская научно-практическая конференция «Экономика и управление», М.: МГУП, 2008; Х Международная межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы модернизации экономики России в ХХI веке», М.: ВГНА, 2008; IV международная научно-практическая конференция «Вопросы интеграции стран содружеств независимых государств», М., 2009 и др.) где получили одобрение научной общественности.

Основные теоретические положения диссертационной работы используются в качестве учебно-методического материала по курсам «Экономика промышленности», «Экономика предприятий», «Микроэкономика» в институте экономики и управления в промышленности; институте экономики и социальных отношений, академии предпринимательства при правительстве РФ, что подтверждено справками о внедрении в учебный процесс.

По теме диссертации опубликовано 46 работ общим объемом 68,75 п.л., из них 12 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (в объеме 14,0 п.л.).

Структура и содержание работы обусловлены концептуальной идеей, отражает поставленную цель и задачи исследования и состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованных источников из 228 наименований, 4 приложений. Основной текст работы изложен на 252 страницах, включая 16 таблиц, 17 рисунков.

Глава первая «Методологические основы изучения влияния экономики знаний на промышленное производство». Определены экономические функции знаний и их роль в промышленном производстве. Обобщены основные концептуальные подходы к определению знаний, дополнена их классификация. Раскрыто влияние экономики знаний на развитие теории социально-экономического развития общества и эволюцию процессов производства.

Глава вторая «Экономика знаний и стратегия развития промышленного производства в глобальном мире». Раскрыты тенденции глобализации экономических процессов и роль знаний в развитии промышленного производства, исследованы институциональные условия функционирования промышленности в экономике знаний, определены эволюционные закономерности глобализации и выбор стратегических решений развития промышленности.

Глава третья «Система управления промышленным производством в глобальной экономике, основанной на знаниях». Исследованы направления и критерии оптимизации процесса внедрения системы управления промышленным производством, раскрыты инструменты управления промышленным производством в глобальной экономике знаний. Предложены модели как форма представления знаний в процессах промышленного производства.

Глава четвертая «Инфраструктура управления промышленным производством в глобальной экономике знаний». Исследованы возможные стратегии внедрения технологий управления промышленным производством, исследована роль интеллектуального капитала как производственного актива экономики знаний.

Глава пятая «Трансформация отношений собственности на средства производства в глобальной экономике знаний». Раскрыта роль и влияние интеллектуальной собственности на процессы производства, предложен механизм управления интеллектуальной собственностью.

2. Научные положения и результаты, выносимые

на защиту

1. Определены экономические функции знаний и их роль в промышленном производстве. В современной экономике при осуществлении производственной деятельности знания будут использоваться как непосредственный ресурс, заменимость которого крайне мала. Знания являются не только самостоятельным продуктом и фактором производства, но и средством тезаврации, сохранения накопленных материально-финансовых ценностей. В экономике знаний наилучшим средством накопления смогут стать сами знания, носителем которых может быть человек, конкретная или неопределенная группа людей, электронные запоминающие устройства и т.д. Наиболее важным фактором становления экономики стало повышение в ней роли знания, как непосредственной производительной силы, результатом чего стали изменения ресурсной базы производства, рост наукоемких видов деятельности, появление новых форм организации производства и изменение структуры занятости. Можно предположить, что темпы «инфляции знаний» в условиях недостаточного регулирования государством эмиссионных операций банков будут существенно ниже темпов обычной инфляции. Знание, как ресурс, должно быть (подобно материальным и финансовым ресурсам) необходимым для поддержания надлежащего уровня национальной безопасности, должно стать объектом учета, мониторинга, складирования, хранения и периодического обновления. Экономическое понятие «знание» связано с фундаментальными экономическими понятиями «польза», «полезность» и производными от них терминами «коммерческий» и «некоммерческий». Существенная связь между «полезным» и «коммерческим» предопределяет в экономике знаний подход к актуальным, неактуальным, общим и специальным знаниям. Основанием для подразделения знаний на общее и специальное является степень точности знания.

По мнению Г.Б.Клейнера, структурные изменения в экономике ведущих стран мира закономерны, поскольку соответствуют современному научно-техническому потенциалу, накопленному человечеством.

В настоящее время знания являются предметом трансакций наряду с ценностями материального характера. Однако их роли как средства трансакций до сих пор не уделялось достаточного внимания. В обществе знаний для совершения трансакции практически любого типа, например, денежных переводов, информационных сообщений, операций передачи образа используется значительный массив знаний.

В новой постиндустриальной экономике знания выступают как:

а) непосредственный продукт деятельности;

б) предмет непосредственного конечного потребления;

в) производственный ресурс, используемый в процессе производства продукции;

г) предмет и средство распределения и/или рыночных трансакций;

д) средство тезаврации;

ж) орудие или инструмент управления;

з) средство консолидации общества (рис. 1).

Рис. 1. Основные функции знаний в экономике знаний

При анализе глобальных тенденций современный научный мир исходит из трех главных посылок:

- переживаемый сегодня мировым сообществом период развития является переходным от индустриальной к информационной стадии, т.е. по сути является глобальной трансформацией;

- глобальная трансформация определяется объективными противоречиями между существующей в развитых странах системой общественных отношений и ее слабой адаптацией к размещению производства в слаборазвитых странах, которые ведут мировое сообщество к кризису;

- переходный период отличается сложностью и повышенным уровнем рисков: финансовых, кредитных, экологических и др.

В условиях экономики знаний меняются отношения между производителем и потребителем. В индустриальную эпоху экономика функционировала в условиях массового производства и диктата производителя. К 60-м годам XX века рост конкуренции заставил производителей ориентироваться на нужды потребителей.

Основной стратегией реагирования на повышение роли потребителя стало снабжение покупателей специализированными продуктами по приемлемой цене, что позволило фирмам ограничить прямую конкуренцию и продавать товар по полной стоимости. При этом размещение производства по продуктовому и/или географическому признаку позволяет фирмам заработать на производстве дополнительных продуктов. Производство приобретает гибкость и может простираться от чистой стандартизации (массовое производство) до чистой кастомизации (работа на заказ). Большинство фирм оперируют в середине этого континуума, осуществляя «кастомизированную стандартизацию», которая сочетает стандартизированные проектирование и производство основных узлов с кастомизированными сборкой и дистрибуцией.

Влияние знаний на процессы производства проявляется через внешние эффекты, обусловленные такими свойствами знания, как неисключительность (трудность частного контроля), неконкурентность (неистощимость) и кумулятивность (возможность в качестве ресурса порождать новое знание). Внешние эффекты знания могут быть, как намеренными, когда агенты пытаются извлечь выгоду из распространения знания, так и невольными, которые обусловлены тем, что индивид или организация не могут извлечь всю выгоду из инновации. Особый интерес представляют невольные внешние эффекты, характерные для рыночной конкуренции.

Конкуренция не только создает стимулы для производства нового знания, но также побуждает других агентов совершенствовать свою деятельность путем имитации, принятия и усвоения созданного другими знания. Таким образом, возникает «запас знания», автоматически сохраняемый в результате невольных внешних эффектов, которые, в свою очередь, являются результатом конкуренции. Анализ показывает, что в секторах, не являющихся полностью рыночными, таких, например, как сфера образования или здравоохранения, диффузия знания происходит менее автоматически, а направленные на его распространение административные меры не оказывают такого мощного влияния, как конкурентный рынок.

К числу факторов, ограничивающих внешние эффекты мы отнесли следующие:

- недостаточная кодифицированность (формализованность) знания;

- высокая стоимость инвестиций в интеллект, а также снижение предельной стоимости получения, воспроизведения и передачи знания;

- отсутствие общих форм систематического выражения и стандартов достоверности знания;

- фрагментированность, локальность и непрочность знания;


загрузка...