Методологические основы  управления жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы местного самоуправления (25.05.2009)

Автор: Кондратьева Мария Николаевна

Принципиальное отличие концессии от аренды заключается в том, что договор концессии предусматривает ответственность концессионера перед муниципалитетом за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных соглашением обязательств работ, услуг, в том числе по водо, тепло, газо и энергоснабжению. Кроме того, в случае неисполнения частными компаниями – концессионерами инвестиционных обязательств у органов власти остается возможность расторжения договора и выбора по конкурсу другой компании.

Учитывая то, что предприятия ЖКХ и энергетики различны по видам деятельности, по структуре собственного капитала, по финансовой устойчивости, концессиональные соглашения следует применять для дальнейшего развития имущественного комплекса, который находится в ведении МУП «Теплоком», «Городская теплосеть», «УльГЭС», «Ульяновскводоканал», «Лифтсервис», «Горсвет» и т.д.

Преимущества использования механизма концессии в коммунальном хозяйстве:

ограничения финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов;

создание конкурентной среды;

приток денежных средств в регион;

концессионер затрачивает значительные средства, вкладываемые в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.;

строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест;

в концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов;

после истечения срока договора в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

Практическое применение данного механизма требует внесения изменений, касающихся регулирования отношений между концедентом и концессионером, и в иные нормативные правовые акты, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации.

6. Схемы договорных отношений потребителей жилищно-коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

В настоящее время нормы жилищного законодательства, регулирующие вопросы оказания коммунальных услуг не носят системного характера, сложны в правоприменении, противоречат ряду действующих законодательных актов. Все это создает определенные трудности в заключение договорных отношений, полностью соответствующих действующему законодательству. В традиционной экономической теории предполагается, что экономические субъекты действуют полностью рационально. В реальности экономические субъекты не могут быть уверены в ходе будущего развития событий окружающего мира.

Поэтому сторонам, заключающим договор, не удается составить договор так, чтобы любая случайность была предусмотрена и учтена специальной, акцептированной обеими сторонами оговоркой. В ходе выполнения условий договоров постоянно возникают неучтенные в нем непредвиденные обстоятельства. В данном случае возникают трансакционные издержки, превышающие обычный уровень рыночных трансакционных издержек при принятии простых решений. Их столь высокий уровень объясняется расходом дополнительных ресурсов на сбор более полной информации и составление более сложного договора. Кроме того, велика вероятность изменений правил игры, что может повлечь за собой оппортунистическое поведение одного из партнеров, т.е. возникает вероятность увеличения риска недостижения ожидаемых результатов и увеличение трансакционных издержек.

Проблема оппортунизма исходит из принципа ограниченной рациональности поведения индивидуумов, не способных прогнозировать любые возможные случайности. Принцип ограниченной рациональности соотносит результаты с процессом принятия решения. Возникающий при этом предконтрактный оппортунизм связан с ухудшающимся отбором, происходящим до заключения договора. Рассматривая поведение экономического агента, институционалисты исходят из двух допущений.

Первое допущение предполагается, что экономические агенты преднамеренно рациональны, но лишь в ограниченной степени. Это условие называется ограниченной рациональностью.

Второе допущение о поведении состоит в том, что люди как экономические агенты склонны к оппортунизму, т.е. нет уверенности в том, что они будут выполнять свои обещания. При этом речь идет о преднамеренной передачи партнеру неполной или искаженной информации. Таким образом, ведущий себя оппортунистически субъект пытается достичь собственных интересов, даже если это происходит за счет других, и при этом нарушаются общественные нормы. Важно подчеркнуть, что преимущественное положение одного из партнеров не может возникнуть при отсутствии специфичности ресурсов, так как в любой момент можно было бы сменить партнера по контракту.

Какой либо ресурс, считается специфическим в том случае, если существует разница между наилучшей и прочими возможностями его использования.

Другими словами, ресурс является специфическим в том случае, если его использование связано с невозвратными издержками. На практике все ресурсы являются в той или иной степени специфическими.

Специфический характер коммунальных услуг характеризуется, прежде всего, наличием монополизма ресурсоснабжающих организаций, которые ведут себя оппортунистически по отношению к потребителям жилищно-коммунальных услуг (несовпадение объемов выставления со стороны ресурсоснабжающих организаций и начисления населению по нормативам потребления).

В соответствии с Жилищным кодексом (ЖК) РФ в случае, если УО осуществляет управление многоквартирным домом, то она обязана предоставить гражданам коммунальные услуги, а граждане обязаны оплачивать их УО. В данном случае УО, покупая энергоресурсы (в том числе, тепловую энергию) для целей оказания гражданам коммунальных услуг, является абонентом РСО. Предлагаемая схема взаимоотношений на рисунке 1.

Рис. 1. Схема правоотношений по обеспечению граждан коммунальными услугами с участием Управляющей организации, реализующей коммунальные услуги гражданам, в соответствии ЖК РФ

До выхода Федерального закона об определении размера платы за коммунальные услуги для их предоставления управляющими организациями гражданам, предлагаем сохранить сложившуюся в настоящее время практику заключения договоров УО с РСО, где УО выполняет - функции посредника, представленную на рисунке 2.

Рис. 2. Схема правоотношений по обеспечению граждан коммунальными услугами с участием Управляющей организации - комиссионера граждан

Предлагаемые схемы договорных отношений по предоставлению гражданам жилищно-коммунальных услуг при управлении многоквартирным домом ТСЖ и участии РЦ на рисунках 3, 4.

Рис. 3 ТСЖ не вступает в договорные отношения с РСО (Вариант 1)

Договор энергоснабжения от имени граждан и за их счет

Рис. 4 ТСЖ вступает в договорные отношения с РСО от имени и за счет граждан (Вариант 2)

Управление УО многоквартирным домом, в котором часть жилых помещений находится в муниципальной собственности (схема на рисунке 5 составлена на основании порядка внесения платежей граждан за содержание и ремонт жилья, и коммунальные услуги в соответствии с п.3, п.4 и п.7ст.155ЖК).

Рис. 5 Договоры газо-, тепло-, электро-, водоснабжения.

Данная схема может применяться только после выхода федерального закона об установлении платы за коммунальные услуги для целей их реализации управляющей организацией гражданам (п.2 ст. 157 ЖК).

7. Модель тарифного регулирования.

Постановлением Правительства РФ № 441 от 26.08.2004 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.» начиная с 2005 года уровень оплаты населением услуг ЖКХ должен быть в размере 100%.

Это означает, что федеральные власти прекращают финансовую помощь регионам по возмещению разницы между фактической себестоимостью услуг ЖКХ и ценами на услуги ЖКХ установленными для населения.

Несмотря на то, что потребители Ульяновской области в настоящее время уже возмещают более 95% затрат организаций топливно-энергетических компаний (ТЭК) и жилищно-коммунальных компаний (ЖКК), стабилизации и замораживания цен и тарифов в ближайшее время не предвидится.

Можно выделить четыре основных фактора, способных оказывать наибольшее влияние на политику цен и конкретный уровень жилищно-коммунальных тарифов: уровень фактических затрат, государственное вмешательство, конкуренция и платежеспособность населения.

Затраты организаций, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг, определяется на базе расчета себестоимости. В связи с разделением форм собственности себестоимость жилищно-коммунальных услуг включает в себя: затраты предприятия (производителя услуг) эксплуатацией имущества, переданного в полное находящегося на балансе организации предприятия; затраты по эксплуатации объектов жилищного фонда, находящихся на балансе заказчика и переданных предприятию на обслуживание.

Объектами калькулирования себестоимости на предприятиях ЖКХ являются продукция, работы, услуги по каждому виду деятельности, а калькуляционной единицей - измерители, характерные для каждого их вида:

в жилищном хозяйстве - средне эксплуатируемая (полезная) площадь в жилых и нежилых строениях;

в канализационном хозяйстве - 1 куб. метр отведенной сточной жидкости;


загрузка...