Методология управления корпорацией в условиях реструктуризации (25.05.2009)

Автор: Горбань Сергей Иванович

определить теоретические основы формирования механизмов управления корпорацией на основе исследования системы корпоративного управления организацией, концепций управления корпорацией и конкурентного позиционирования корпорации на рынке;

рассмотреть механизм корпоративной реструктуризации как интеграцию процессов организационной, финансовой и портфельной реструктуризации;

исследовать анализ и управление стоимостью имущественного комплекса корпорации на основе оценки ее рыночной позиции;

проанализировать стратегию и тактику поведения корпорации на рынке в условиях слияний и поглощений посредством инвестиционной оценки рыночного потенциала корпорации;

разработать систему экономической безопасности корпорации в условиях реструктуризации с помощью различных методов и механизмов.

Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные методы исследования – анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный анализ, обобщение, классификация и группировка, исторический и логический методы, функциональный анализ, графический анализ, а также экономико-статистические методы. Совокупность использованных методов позволяет обеспечить достоверность и обоснованность результатов исследования.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие экономическую деятельность; справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики России, прогнозно-аналитические материалы Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ; официальные публикации в российской и зарубежной специальной периодической печати; аналитические статьи, размещенные на страницах Интернета.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и решении комплекса задач, определяющих теоретическую и методологическую основы механизма управления корпорацией в условиях реструктуризации, с учетом оценки ее имущественного комплекса, управления процессами слияния и поглощения, а также определения экономической безопасности деятельности корпорации. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Предлагается концептуальная трактовка понятия «конкурентное позиционирование на рынке», которое сущностно базируется на анализе таких понятий, как «позиционное», «позиционирование», «деятельностное», «поведение», «конкурентоспособность», и автор предлагает рассматривать «конкурентное позиционирование на рынке» как деятельность организации на рынке, направленную на определение ее позиции в пространстве и времени и предполагающую ее активность по систематическому применению сил для повышению эффективности и прибыльности ее деятельности.

2. Предложена концепция управления корпорацией, учитывающая конкурентное позиционирование корпорации на внутреннем и внешнем рынке. Предлагается конкурентное позиционирование корпорации на внутреннем рынке рассматривать посредством наработанного потенциала; на внешнем рынке – посредством потенциальных факторов успеха. При этом для развития конкурентной позиции корпорации необходимо гармоничное взаимодействие с рыночной средой, с одной стороны, с другой – поддержание баланса ответственности между четырьмя группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, корпорации перед обществом.

Соотношение внутреннего (внутриорганизационного) и внешнего (рыночного, инфраструктурного) пространства представляет собой методологическое основание для реализации авторского подхода к реструктуризации корпорации путем изменения стоимости имущественного комплекса корпорации.

3. Предложен механизм реструктуризации корпорации, представляющий собой целенаправленный процесс изменения структуры корпорации во внешней и внутренней среде с целью достижения конкурентного преимущества, снижения расходов, повышения эффективности управления и увеличения стоимости обновленной корпорации. Измененная структура определяется задачами, решаемыми этой корпорацией, для наилучшего использования имеющихся возможностей, потенциальные факторы успеха – на внешнем рынке; для реализации наработанного потенциала – на внутреннем рынке. В результате реструктуризации происходит изменение структуры организации, что позволяет улучшить эффективность ее функционирования и формирует почву для проведения революционных мероприятий.

В работе предложен механизм корпоративной реструктуризации, представленный в виде определенной последовательности и взаимосвязях во внешней и внутренней среде.

4. Разработан механизм анализа и управления имущественным комплексом корпорации на основе оценки ее рыночной позиции. Автор предлагает метод, согласно которому рыночное позиционирование корпорации с помощью факторов стоимости осуществлять на основе принципа стационарности. Достигнутая стоимость, являясь адекватным цели корпорации и математически корректным функционалом текущего управления, а в дальнейшем, позиционирования на рынке, свидетельствует о том, что чем большее значение этой стоимости реализовано к концу отчетного периода, тем более успешно управлялась корпорация, тем больше корпорация имеет возможностей на рынке.

Применение принципа стационарности требует организации в корпорации циклического управления, в процессе которого достигнутые доходность и стоимость периодически рассчитываются заново, а их обновленные значения отражают изменения в бизнесе корпорации. Достигнутая стоимость есть функционал управления, максимизация которого обеспечивает наиболее эффективное достижение цели управления корпорации – наращивание ее стоимости.

5. Разработан механизм влияния слияний и поглощений на поведение корпорации на рынке. Данный процесс осуществляется как внешние условия, создающие необходимость менеджеру в процессе принятия управленческих решений учитывать положение своей организации в качестве объекта управления, объекта финансовой оценки, потенциального объекта слияния/поглощения.

Мотив осуществления сделки слияния/поглощения становится базовым для формирования рыночного поведения корпорации. Субъект управления может изменить этот мотив в соответствии с принятой стратегией и тактикой организации, но в этом случае он может оказаться за рамками сделки и лишиться работы.

6. Предложены целевые установки создания стоимости имущественного комплекса корпорации, учитывающие содержание и актуализацию интересов субъектов рынка, являющихся первопричиной запуска процесса создания стоимости.

Позиция оценки стоимости внешними субъектами выступает как рефлексивная по отношению к процессу создания стоимости имущественного комплекса организации. В условиях развития рынка слияний и поглощений такое влияние является наиболее значимым для определения целевых установок создания стоимости.

7. Предложена инвестиционная оценка рыночного потенциала корпорации. Проблема оценки рыночного потенциала, представляющего собой функцию промышленного и финансового потенциала организации как ресурсов формирования рыночной позиции организации вообще и промышленной организации, в частности, должна ставиться с позиции генерального директора корпорации. Оценка производственного и финансового потенциала корпорации является этапом стратегического анализа и управления корпорацией.

Предлагаемая методология расчета охватывает все основные внутриорганизационные процессы корпорации, протекающие в различных функциональных областях ее внутренней среды, что обеспечивает системный взгляд на организацию, который позволяет выявить все сильные и слабые стороны, а также создать на этой основе комплексный план рыночного поведения.

8. Предложен методический подход для рефлексии обеспечения экономической безопасности корпорации, а также для мониторинга текущего состояния корпорации, состояния его безопасности, к которому необходимо стремиться. Графическая интерпретация результатов способствует лучшему восприятию и ускорению получения не только количественных, но и качественных значений показателей экономической безопасности, что играет важную роль в визуальной, оперативной, комплексной оценке согласованности разнородных факторов, определяющих состояние и тенденции развития корпорации. В ходе анализа аналогичных данных по конкурирующим или смежным корпорациям получена возможность сравнивать свою корпорацию с другими корпорациями и оценивать свои относительные достоинства и недостатки, сравнивать и сопрягать свои возможности и возможности смежников; или сравнивать состояние корпорации в динамике разных лет и достоверно анализировать развивается или деградирует корпорация, выявлять и купировать предельные отклонения от нормального состояния.

В целом разработанные в диссертации теоретические и методологические основы и концептуальные положения, предложенные модели и механизмы управления корпорацией в условиях реструктуризации позволяют согласовывать результаты конкуретного позиционирования и управленческие решения в условиях слияний и поглощений на рынке с показателями стоимости имущественного комплекса организации и мероприятиями по реструктуризации корпорации, а также выявлять их причинно-следственные взаимосвязи и взаимовлияния.

По результатам исследования на защиту выдвигаются следующие основные научные положения:

1. Концептуальная трактовка понятия «конкурентное позиционирование на рынке», раскрывающаяся на основе анализа таких понятий, как «позиционное», «позиционирование», «деятельностное», «поведение», «конкурентоспособность».

2. Концепция управления корпорацией, учитывающая конкурентное позиционирование корпорации на внутреннем и внешнем рынке. Предлагается конкурентное позиционирование корпорации на внутреннем рынке рассматривать посредством наработанного потенциала; на внешнем рынке – посредством потенциальных факторов успеха.

3. Механизм реструктуризации корпорации как интеграция процессов организационной, портфельной и финансовой реструктуризации. В работе предложен механизм корпоративной реструктуризации, представленный в виде определенной последовательности изменения взаимосвязей во внешней и внутренней среде.

4. Механизм анализа и управления имущественным комплексом корпорации на основе оценки ее рыночной позиции, используя принцип стационарности. Применение принципа стационарности требует организации в корпорации циклического управления, в процессе которого достигнутые доходность и стоимость периодически рассчитываются заново.

5. Механизм влияния слияний и поглощений на поведение корпорации на рынке. Процессы слияний и поглощений выступают как внешние условия, создающие необходимость менеджеру в ходе принятия управленческих решений учитывать положение своей организации в качестве объекта управления, объекта финансовой оценки и потенциального объекта слияния/поглощения. Мотив осуществления сделки слияния/поглощения становится базовым для формирования рыночного поведения корпорации.

6. Целевые установки создания стоимости имущественного комплекса корпорации, учитывающие содержание и актуализацию интересов субъектов рынка, являющихся первопричиной запуска процесса создания стоимости.

7. Методика инвестиционной оценки рыночного потенциала корпорации, представляющего собой функцию промышленного и финансового потенциала организации как ресурсов формирования рыночной позиции организации вообще и промышленной организации, в частности.

8. Методика рефлексии обеспечения экономической безопасности корпорации, а также мониторинга текущего состояния корпорации и состояния ее безопасности на основе графического инструментария.

Практическая значимость. Изложенные в диссертации основные положения, обобщения, выводы, практические предложения и рекомендации могут быть использованы при подготовке бизнес-планов, оценке бизнеса, разработке технико-экономических стандартов, норм и нормативов, в системе бюджетирования и контроллинга для корпоративного управления в условиях реструктуризации.

Практическая реализация теоретических и методологических основ управления корпорацией на основе ее рыночного позиционирования позволяет повысить эффективность принятия управленческих решений в условиях реструктуризации.

Управление корпорацией в условиях реструктуризации обуславливает необходимость получения достоверной информации о стоимости оцениваемого объекта, а также необходимость наиболее полного учета всех сторон деятельности корпорации с целью оптимизации и повышения эффективности их работы.

Автором разработаны предложения по совершенствованию показателей управления стоимостью организации на основе трех ключевых факторов: объема аккумулированных в организации инвестиций; эффективности (возврата) инвестиций; средневзвешенной цены капитала организации.

Автор предлагает использовать графический подход для характеристики показателей системы экономической безопасности корпорации, которая представляет собой комплекс организационно-управленческих, технических, социальных, производственных, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов корпорации от внешних и внутренних угроз.

Практическое значение исследования заключается также в возможности его применения в дальнейших общетеоретических и методологических научных исследованиях рассмотренной и смежных с нею проблем, для анализа, оценки и управления экономических систем в условиях реструктуризации, в преподавании экономических дисциплин, при подготовке лекций, учебных пособий, практикумов и другой учебно-методической литературы.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в публикациях и апробированы на всероссийских и международных научно-практических конференциях «Взаимодействие органов внутренних дел и общественных организаций в реализации положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации (24 ноября 2006 г., г. Москва), «Правовые и организационные основы борьбы с коррупцией» (30 сентября 2008 г., г. Москва), «Основные направления обеспечения экономической безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства» (18 декабря 2008 г., г. Москва); а также на V ежегодном национальном форуме «Слияния и поглощения в России» (12 декабря 2008 г., г. Москва).

Выводы и рекомендации диссертационного исследования использовались при чтении учебных курсов «Экономическая теория», «Экономика», «Экономическая безопасность», «Менеджмент» в Московском университете МВД России.


загрузка...