Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании (25.05.2009)

Автор: Гам Владимир Иванович

ГАМ Владимир Иванович

Методология и технологии стратегического лидерства

в условиях системных изменений в образовании

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора

педагогических наук

Калининград – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, доцент

Гиль Сергей Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Прикот Олег Георгиевич

доктор педагогических наук, профессор

Николина Вера Викторовна

доктор педагогических наук, профессор

Тамарская Нина Васильевна

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО « Московский Педагогический Государственный Университет»

Защита состоится 3 июля 2009г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при Российском государственном университете имени Иммануила Канта по адресу: 236041, г. Калининград, ул. А.Невского, 14, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета имени Иммануила Канта.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей Аттестационной Комиссии « 3 » апреля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Самсонова Н.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль – движущей силы системных изменений в экономике и обществе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства.

Государство и общество ожидают от системы образования формирования интеллектуальной и технологической платформы для быстрого переориентирования самой системы образования на всех ее уровнях и перехода в принципиально новое качественное состояние. В состояние, способное обеспечить воспроизводство носителей ценностей, моделей и технологий инновационного стратегического развития России.

При этом массовая школа, будучи одной из самых консервативных социальных систем, по инерции десятилетий продолжает воспроизводить технологию обучения и воспитания исполнителя в то время, когда экономике нужны мобильно обучающиеся и творчески мыслящие выпускники. Все, что происходит в образовании, наглядно демонстрирует необходимость выработки и внедрения мобильной технологии стратегического прорыва образовательной системы базового уровня – школы - к приоритетам инновационного развития.

Состояние исследования проблемы. Традиционно сфера стратегического развития относится к сфере управления, а источником и причиной крайне медленного стратегического развертывания массовой школы являются устойчивые традиции жесткой бюрократически-функциональной регламентации деятельности в образовании. Не случайно в этой связи, что наиболее быстро и результативно проблематика стратегического развития привлекла к себе внимание исследователей и управленцев в сегментах реальной экономики и бизнеса.

До наступления настоящего периода глобальной неопределенности задачи управления в экономике и социальной жизни общества решались на основе подходов, разработанных А. Файолем (универсальный процесс), Ф. Тейлором (научный менеджмент) и М. Вебером (теория руководства и бюрократии). В науке об управлении, начиная с 30-х годов ХХ века, формируется представление о необходимости учета «человеческого фактора» в организации. Так, например, Э. Мэйо разработал теорию управления, называемую «теория человеческих отношений», в центре которой совокупность норм, ценностей, убеждений, сети внутренних связей в группах и между ними.

В начале 60-х годов ХХ века возникает системный подход к управлению, его появление связано с развитием теории систем и стремлением соединить достоинства рационалистического и поведенческого подходов. Начиная с этого периода, в науке выполнены исследования сложных социальных систем, разработаны: общая теория систем (Людвиг фон Берталанфи), теория системной динамики (Джей Форрестер), теория самовоспроизводящихся (аутопоэтических) систем (У. Матурана, Ф. Варелла), синергетика (И. Пригожин), кибернетика второго порядка (Хайнц фон Ферстер), теория общества (Н. Луман).

В отечественной педагогике пристальное внимание к проблемам управления и развития в образовании оформляется в 80 – 90 х годах прошлого века в качестве самостоятельного научного направления.

Основы внутришкольного управления как направление научного поиска и экспериментаторства в системе общего образования связаны с именами Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, Э.Г. Костяшкина, Т.И. Шамовой, которые обосновали проблему расширения самостоятельности образовательных учреждений, необходимости системного подхода к управлению школой, демократизации и гуманизации управления. В связи с этим в центре внимания ученых оказываются проблемы управления развитием школы. Теоретическим и прикладным вопросам внутришкольного управления посвящены работы Ю.В. Васильева, В.И. Загвязинского, Ю.А. Конаржевского, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, вышедшие в указанный период. Вслед за исследователями теории педагогического менеджмента М.В. Кларин, А.И. Пригожин, Л.М. Фридман, Н.Р. Юсуфбекова и др. выделили признаки инноваций в образовании.

Проблематика «стратегического развития» в ее современном понимании привнесена в сферу управленческого и педагогического поиска зарубежными исследователями. В рамках менеджмента с начала 60-ых гг. ХХ века начинает активно разрабатываться понятие «стратегия», в англоязычных изданиях сущность стратегии описана у П. Алена, Дж. Берка, Е.Н. Берковича, Р. Купера, П. Лопенса, Дж. Лафмана и др.

В научных исследованиях в нашей стране термин «стратегия» начал осваиваться в конце 80-ых годов, этому способствовали переведенные к этому времени труды Р. Акоффа, И. Ансофа, П. Друкера, Б.Карлофа и других ученых. Изменившиеся экономические отношения обусловили ориентацию на разработку знаний о стратегии и представителями отечественной управленческой науки, среди них И. Дахов, П.С. Завьялов, В.Д. Маркова, Э.А. Уткин. В научной литературе по управлению в сфере образования термин «стратегия» практически не употреблялся, но значительное количество исследований было посвящено проблемам планирования как предполагаемого (в т.ч. стратегического) образа развития образовательного учреждения.

Следует особо отметить, что в проанализированных научных исследованиях не выявлено работ, в которых просматривались бы подходы к выработке стратегий направленных изменений в сфере образования. В то же время в исследованиях по вопросам менеджмента в образовании, приоритетно рассмотрены аспекты линейно-процессуального управления без учета логики стратегического развития систем образования.

В последнее десятилетие в науке особенно активно разрабатывались направления, связанные с инновационными процессами в образовании. Так, процессы изменений в общем образовании исследованы в работах Э.Д. Днепрова, В.А.Зернова, Е.Я. Когана, Я.И. Кузьминова, Э.М. Никитина, О.Е. Лебедева, В.А. Полякова, Л.Я. Рубина, С.Ю. Степанова, И.Д. Чечель; исследованию проблемы управления устойчивым развитием образовательных систем служит общая теория управления (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани и др.), теория и практика управления образовательными системами (Г.А. Бордовский, Б.С. Иванов, Б.К. Коломиец, А.М. Ляпунов, А.А. Нестеров, В.В. Окрепилов, А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур). Эти исследования доказывают, что наиболее эффективные способы решения проблем современного образования могут быть найдены в научно обоснованном инновационном развитии педагогического управления, учитывающего мировые и отечественные тенденции развития общества, передовой опыт и традиции.

Поиск новых идей, способных обеспечить инновационное развитие образования, связанных со стратегическим управлением, отражен в ряде диссертационных исследований по экономике: В.А. Киселёва, Ю.Н. Лапыгина, Н.В. Занина, К.А. Рыманова, С.С. Жоговой (экономические аспекты стратегического управления муниципальным образованием), С.В. Кузьмина, Г.Ю. Пешковой (экономические аспекты стратегического управления учреждениями СПО), В.И. Сурата, Е.Н. Малыгиной (экономические аспекты стратегического управления учреждениями ВПО).

В диссертационных исследованиях по социологии в этот период были рассмотрены социологические аспекты стратегического управления развитием муниципального образования (П.В. Дзилихов), учреждений ВПО (Л.Д. Яруллин).

Вопросы стратегического планирования разных уровней системы образования рассмотрены в исследованиях по экономике В.А. Гачко, Е.А. Князева, З.И. Салбиевой, Е.И. Чапрак.


загрузка...