Управление экономикой регионов пограничного пространства (25.05.2009)

Автор: Булашов Сергей Николаевич

6. Сохранение объемов экспорта нефти в условиях несовершенного регулирования экономических отношений в пограничном пространстве, значительного отклонения недропользователей от требований рационального освоения месторождений, а также при набирающем скорость уменьшении мировых запасов нефти в перспективе не отвечает интересам экономической безопасности.

7. Пограничные государственные органы по объективным причинам стали играть ведущую роль в формировании бюджета государства. Недостаточное финансирование функционирования государственных пограничных органов, а также недостатки в их деятельности ведут к значительным материальным потерям участников внешнеэкономической деятельности и государства. С целью недопущения бюрократизма, волокиты и взяточничества деятельность пограничных органов в пограничном пространстве должна быть жестко регламентирована и контролируема.

8. Важную роль в улучшении качества управления экономическими процессами в приграничных регионах будет играть систематизация деятельности федеральных государственных пограничных органов посредством усиления координирующей роли пограничной службы в пограничном пространстве: построения взаимоотношений между заинтересованными ведомствами по принципу взаимодействия, которому присуще согласование действий сторон, подчинение их в наиболее важных сферах экономического взаимодействия единому руководству.

9. Чтобы обеспечить жесткий государственный контроль за количеством и качеством экспорта и импорта товаров необходимо создать в пограничном пространстве по всему периметру российских границ соответствующий экономический режим мониторинга.

10. Остро стоит проблема привлечения органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан к охране экономических интересов России на границе.

Без переориентации проживающих на приграничных депрессивных территориях значительной части граждан с контрабандной деятельности на соответствующую интересам общества и государства решить стоящие в пограничном пространстве экономические задачи будет крайне сложно. С целью переориентации необходимо сформировать в пограничном пространстве полосу опережающего социально-экономического развития. Делать это лучше при помощи стимулирования развития малого и среднего бизнеса.

11. В случае качественной организационной, технологической, структурной модернизации лесопромышленного комплекса Россия приобретет монопольно высокое положение на лесном мировом рынке и обеспечит себе значительные постоянные доходы.

12. Финансовое обеспечение эффективного функционирования экономик приграничных регионов в конечном итоге создает основу развития экономики всей страны.

13. Проблемы экономической экспансии Китая, образования этнических районов компактного проживания китайских граждан в пограничном пространстве России, если их не разрешить сегодня, в будущем в условиях роста экономического и политического влияния КНР, могут привести к появлению конфликтных ситуаций на государственной границе.

14. Государство обязано сохранять свою экономическую устойчивость не только путем защиты своих основных качеств от посягательств извне, но и через укрепление своего экономического суверенитета при помощи восприятия всего позитивного, что имеется в других странах, соответствующего экономической природе государства и работающего на его усиление. Экономический режим государственной границы способствует экономическому взаимодействию, или, наоборот, тормозит его развитие.

15. Межгосударственная экономическая борьба обостряется и переходит на качественно новый уровень, приобретая характер экономических войн. Традиционные представления о ведении войн исключительно посредством применения оружия меняются. Тех же целей добиваются посредством ведения экономических и информационных войн. Создаются новые невоенные, экономические средства ведения экономических боев, такие как: «информационный удар», «подрыв финансовой стабильности», «ресурсный голод» и др. Линия фронта в этой экономической войне проходит в значительной степени через государственную границу.

Функционируя в режиме открытой экономики в глобальном пространстве Россия от взаимодействия с пограничными государствами экономически, в основном, проигрывает. Необходимо активизировать усилия ученых в исследовании организации экономического взаимодействия сопредельных стран.

16. Основы пограничной политики Российской Федерации определили дефиницию «пограничная экономическая безопасность» без полного и всестороннего учета принципа объективности и научности, не вполне обоснованно ограничили ее безопасностью личности, общества и государства в пределах приграничных территорий.

17. Действующий экономический режим государственной границы (особенно в части регулирования экспорта природных ресурсов, защиты внутренних рынков) не в полной мере способствует повышению конкурентоспособности российской экономики, что является одним из оснований целесообразности отсрочки вступления в ВТО.

18. В охране границы сегодня на первый план выходит не столько борьба с конкретными нарушителями границы, сколько проблема защиты экономических интересов, что диктует необходимость применения пограничными органами соответствующих оперативно-розыскных средств и способов. Это связано также с тем, что в борьбе с трансграничной преступностью применение войсковых форм и способов действий малоэффективно и требует больших затрат. Иными словами, характер угроз изменился качественно, а система по-прежнему настроена в большей степени на реалии вчерашнего дня. Соотношение войсковой и оперативно-аналитической составляющих в деятельности Пограничной службы до последнего времени составляла примерно 95 к 5. Причем, именно эти 5 процентов обеспечивали до 80 процентов результативности.

Основные публикации Булашова С.Н. по теме диссертации:

Монографии:

1. Булашов С.Н. Экономический режим государственной границы Российской Федерации. // М., МБИ, 2003 г., 467с., 21 п.л.

2. Булашов С.Н. Экономическая и политическая безопасность России в пограничном пространстве. // М., 2004 г., 131 с., 6.8 п.л.

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК РФ:

3. Булашов С.Н. Проблемы регулирования экономических отношений на российско-китайской границе. // Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», 2007, №5 (14), 0.4 п.л.

4. Булашов С.Н. Обеспечение управления экономикой России в регионах пограничного пространства.// Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», 2006, №2(5), №3(6), 0.9 п.л.

5. Булашов С.Н. Проблемы формирования экономического режима на отдельных участках государственной границы России. // Журнал «Финансы и кредит», 2005, № 13(181), 0.5 п.л.

6. Булашов С.Н. Влияние конституции на регулирование экономических отношений на государственной границе России. // Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», 2005, №3, 0.6 п.л.

7. Булашов С.Н. Управление экономикой приграничных регионов: проблемы и пути решения. // Журнал «Финансы и кредит», 2004, № 4 (142), 0.6 п.л.

8. Булашов С.Н. Регулирование мореплавания и охраны морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. // Журнал «Финансы и кредит», 2004, №2 (140), 0.8 п.л.

9. Булашов С.Н. Экономический анализ экспорта нефти. // Журнал «Финансы и кредит», 2004, №1 (139), 0.4 п.л.

10. Булашов С.Н. Экономический анализ последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). // Журнал «Финансы и кредит», 2003, №24 (138), 0.6 п.л.

11. Булашов С.Н. Границы субъектов Российской Федерации и их изменение (круглый стол). Тезисы выступления. // Государство и право, 2002, №2, 0.1 п.л.

12. Булашов С.Н. Регулирование демократических процессов сегодня (статья в научно-теоретическом журнале).// Журнал «Ученые записки», М., МГСУ, «Союз», №3 (19), 2000, 0.5 п.л.

Учебные, учебно-методические пособия и научные статьи:

13. Булашов С.Н. «Экономическая безопасность России» // Журнал Академии военных наук «Стратегическая стабильность», 2006, №4, 0.5 п.л.

14. Булашов С.Н. Экономический статус Калининградской области.// Материалы конференции «Конституционный строй, конституционализм в России: теория, история, проблемы», М., 2005, 0.3 п.л.

15. Булашов С.Н. Актуальные проблемы права в современной России: сборник статей. Статья «Экономическая стабильность России на государственной границе. // Вып. 3. М., изд. «Социум», 2003, 0.5 п.л.

16. Булашов С.Н. Актуальные проблемы права в современной России: сборник статей. Статья «Защита интересов государства при перемещении финансовых потоков через государственную границу». // Выпуск 3. М., изд. «Социум», 2003, 0.6 п.л.

17. Булашов С.Н. В интересах развития экономики (управление экономическими отношениями в приграничных регионах Российской Федерации). Статья в журнале. // Вестник границы России, №2, 2001, 0.5 п.л.

18. Булашов С.Н. Управление экономикой государственной границы (статья в журнале).// Вестник границы России, №4, 2001, 0.5 п.л.

19. Булашов С.Н Положение Федеральной пограничной службы: экономический аспект (тезисы доклада на теоретической конференции). // ИГП РАН, 1998г. 0.3 п. л.

20. Булашов С.Н Совершенствование механизма защиты экономических интересов России на государственной границе Российской Федерации (статья в журнале). // Пограничник содружества, №3, 1996, 0,4 п.л.

21. Булашов С.Н. Граница: экономический режим (статья в журнале). // Вестник границы России, №12, 1996, 0.5 п.л.


загрузка...