Эстетика феномена абсурда в философии искусства на примере драмы (25.04.2015)

Автор: Рахимикахмини Мохаммадхасан Нуроллах

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень разработанности проблемы, определены цели и задачи, охарактеризованы теоретические и методологические основы диссертации, конкретизирована научная ее новизна, изложены основные положения работы, выносимые на защиту, показана ее теоретическая и практическая значимость, указаны апробация и структура работы.

Первая глава работы «Морфология и семантика понятия абсурдности» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Определение общих понятий», подробно рассматриваются общие понятия, используемые в процессе исследования. Важность анализа понятийной системы заключается в том, что он позволяет устранить неясность, неопределенность в их смысловом значении. Анализируются основные термины, которые используются наряду с понятием абсурда в различных концепциях экзистенциальной философии, посвященных определению смысла существования, а также в языке искусства, включая драматургию.

Так, одним из ключевых понятий экзистенциальной философии и художественной литературы, в том числе драмы абсурда, является понятие смысла, т.е. значение, которое формируется на основе жизненного опыта индивида. После индивидуального опознания значимых и сущностных признаков каждого явления, в сознании индивида формируется его смысл, который в дальнейшем становится достоянием общества.

Смысл является результатом деятельности различных элементов. Все факторы, которые воздействуют на создание смысла, с учетом существующих между ними сходств и различий, исследователи делят на четыре группы: 1) создающие или порождающие смысл; 2) воздействующие на восприятие и осознание смысла; 3) влияющие на отражение или описание смысла; 4) воздействующие на чтение смысла.

Стоит отметить, что абсурд -  в широком смысле — нечто нелогичное, нелепое, бессмысленное, а театр абсурда - направление в западноевропейской драматургии. Заметим, что впервые термин абсурд был использован в 60-е годы прошлого века Мартином Эсслином в отношении тех сценариев, которые, хотя и имели множество формальных различий, однако, по сути, все они являлись элементами авангардной драматургии времен после второй мировой войны. Применен он был с целью обозначения их общих признаков. Здесь можно назвать таких драматургов, как А. Адамова, С. Беккета, Э. Ионеско и Ж. Жено во Франции, Г. Пинтера в Англии, Э. Элби в Америке и др.

Необходимо заметит, что теория абсурда впервые появилась во Франции. В 1943 г. Жан Поль Сартр написал статью под названием «Бытие и ничто», в которой обосновал идею об отсутствии устойчивости в жизни и её изменяющемся характере, об изначальной отчужденности человека от окружающего мира. До этого в 1942 г. Альбер Камю уже опубликовал статью, в которой изложил идею создания театра абсурда. Целью такого театра должна была стать демонстрация бессмысленности жизни.

Главным героем в таких театрализованных «абсурдных» представлениях является человек, который и играет определяющую роль в абсурдной жизни и имеет врожденное и неотчуждаемое право на абсолютную свободу. Соответствующее осмысление значения главного героя «абсурдных» представлений, думается, требует в самых общих словах рассмотреть содержание понятия драмы, нигилизм, экзистенциализм и нигилизм.

Как известно, драма является неотъемлемым элементом жанра драматургии, и под этим понятием подразумеваются игры или действия, которые, как представление, имеют подражательный смысл. Источники происхождения драмы - в литературе Древней Греции и Рима. На Западе драматическая литература делится на трагедии, комедии и драмы. При этом, трагедия предполагает изображение безуспешности действий и трагическую судьбу основного героя представления, комедия является визуализацией моральных дефектов и пороков, а драма – это демонстрация нормальной жизни со всеми ее противоречиями и конфликтами.

Что касается нигилизма – хотя он и считается одной из школ модернизма, однако его истоки следует искать в далеком прошлом. Этот термин впервые был использован в 1799 г. немецким философом Германом Якобом в его письме философу Иоганну Фихте.

Нигилизм в своем историко-культурном значении означает деградацию и деморализацию мысли, охватившую человечество в современный период в результате игнорирования религии и истины откровения. В начале XXI века стали особенно очевидны разрушительные последствия нигилизма для науки, особенно для этики, эпистемологии, политологии и социологии.

Характеризуя экзистенциализм как философско-литературное направление, можно констатировать, что он основан на убеждениях об индивидуальной свободе, утверждении о том, что каждый человек ответственен за свою собственную судьбу. После второй мировой войны экзистенциализм получил как бы «второе дыхание», появился так называемый литературный экзистенциализм. Его представителями стали Симона де Бовуар, Жан Поль Сартр, Альбер Камю. Родоначальниками экзистенциализма считаются Фридрих Ницше и Сёрен Уэйн.

Во взаимосвязи вышеназванных понятий, феномен отчуждение больше характерен современной технологической цивилизации. В настоящее время человеческое общество страдает не только в результате разрушительных войн и тяжких социальных катастроф, но и испытывает на себе негативное влияние духовного и морального кризиса. Последний, в первую очередь, воздействует на тех, кто вдруг начинает признавать бессмысленность своего существования и обыденной жизни, т.е. наступает отчуждение от окружающего мира.

?????????$??±

Здесь отмечается, что эстетика в течение многих столетий являлась, наряду с этикой, одной из отраслей практической философии, но постепенно, начиная с XVIII в., она превратилась в самостоятельную отрасль теоретической философии. Первоначально вопросы эстетики изучались в рамках метафизики и этики. Эта традиция, основоположником которой считается Платон, была продолжена Плотином и другими неоплатониками, а затем - средневековыми мыслителями. В последующем, в эпоху Просвещения и Новое время, А. Шефтсбери (1671-1713), Дж. Локк, Д.Юм и другие западные мыслители рассматривали эти вопросы в рамках психологии.

Работы А. Шефтсбери, в которых рассматриваются проблемы этики и эстетики, имеют общее название «Характеристика людей, нравов, мнений, времен». Особое внимание в них уделено проблеме физического, нравственного, умственного развития личности. В итоге, такая личность, согласно Шефтсбери, наделяется силой ощущения и «лицезрения» внутренней красоты, через что и получает эстетическое наслаждение. Внутренняя красота человека, проявляется в его поведении и поступках, в его отношениях с другими индивидами. Нравственные и моральные чувства и способности, дающие человеку возможность отличать добро от зла и красоту от уродства, свойственны ему от рождения. Внутренняя красота – это и результат божественного вдохновения, она постигается интуитивно, либо через обучение и жизненный опыт. Гармония мира, отмечает мыслитель, постигается лишь гармонично развитой личностью. Красота по своей сущности неотлучна от добра и находится с ним в органическом единстве. Совершенствование способности постижения красоты осуществляется через нравственное воспитание, через созерцание красоты мира и красоты искусства.

По мнению другого мыслителя - Д. Юма, прекрасное существует только в воспринимающем сознании и не имеет определенной объективной основы. Это утверждение носит ярко выраженный агностический характер. В трактате «О норме вкуса» Юм пишет, что «прекрасное существует не в самих вещах, а исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту. Один может видеть безобразное даже в том, в чем другой чувствует прекрасное, и каждый должен придерживаться своего чувствования, не навязывая его другим».

Эстетическая концепция своего наиболее системного развития получила в таких трудах И. Канта (1724-1804), как «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» и др. Этот философ делит эстетическое на две компоненты – прекрасное и возвышенное, каждое из них связано с определенными психическими способностями. Согласно Канту, восприятие красоты значительно легче, нежели воспроизведение, т.е. достаточно иметь вкус и способность представления красоты, однако для воспроизведения прекрасного необходимо иметь творческую способность и талант.

В данном параграфе также подвергнуты краткому анализу работы других известных западных и восточных ученых, рассматривающих проблемы эстетики и философии искусства и затрагивающих проблему выражения смысла жизни в зеркале искусства.

Вторая глава диссертации «Философская сущность и эстетика понятия абсурда в искусстве» включает три параграфа.

В первом параграфе «Характеристика понятий смысла и абсурдности в лингвистике и философии языка» обосновывается положение, что для выявления изменений, происходивших в природе понятий смысла и абсурдности в искусстве, вначале необходимо рассмотреть эти понятия, их сущность и природу в рамках лингвистики и философии.

Современное искусство тесно связано с лингвистикой и философией. В свою очередь, изучение этимологии понятий невозможно без учета их языковых корней и генеалогий. Поэтому, прежде чем приступить к анализу понятий смысла и абсурдности в свете философии искусства, следует проводить их лингвистическое исследование.

Изучением значений слов занимается семасиология или семантика - специальный раздел языкознания. Для выявления связи между смыслом, языком и его носителем необходимо ответить на два вопроса: 1) в чем заключается смысл символа? 2) почему тот или иной человек или группа следуют тому или иному символическому смыслу? Адекватные ответы на эти и другие вопросы следует искать в теориях, посвященных философским вопросам истории и теории языка. Более широко эти вопросы обсуждаются в рамках двух теорий - семантической и основополагающей (или фундаментальной). Как отмечают сторонники этих теорий, значение языковых выражений никак не может быть привязано к их истинному смыслу.

Согласно концепциям представителей этих теорий, существуют такие типы смысла, как:

- понятийный (концептуальное значение, когнитивное значение) тип в философии означает логическое значение понятия, языковая природа которого изучается в рамках грамматики и семантики;

- ассоциативный, который основывается не на языковом контексте, а на субъективном восприятии действительности. К разновидностям этого понятия относятся: доказательное (коннотативное) значение: выражает то, что существует реально и имеет социальную и культурную ценность; социальное, которое относится к функции языка в регулировании общественных отношений социальной коммуникации; аффективное значение отражает и личные чувства оратора по отношению к аудитории или к предмету речи.

Язык представляет собой систему, в которой происходят два процесса: 1) перевод смыслов в символы и знаки; 2) перевод знаков и символов в смыслы.

Философия рассматривает семантику, как теорию, объясняющую связи и отношения языка с внешним, объективным миром. Основная задача семантики состоит в выявления значений, которые доказываются и выражаются в словах.

Некоторые ученые, в частности Холлидей, говорят о необходимости различения двух типов анализа смысла: а) идеального, который используется в семантике; б) межличностного (интерперсонального), свойственного функционализму.

В целом все семантические подходы к смыслу можно разделить на две группы: пропорциональные и непропорциональные.

Далее в данном разделе работы рассматриваются различные теории смысла – поведенческая, идеациональная, каузальная, картинная (образная) и др.

Второй параграф этой главы «Эволюция теорий о смысле жизни и её абсурдности в экзистенциализме и нигилизме» посвящен подробному сравнительному и критическому анализу воззрений ряда представителей экзистенциальной философии о смысле жизни, которая, как одна из основных философских, религиозных и психологических проблем, приобретает в наши дни небывалое культурное значение и рассматривается в рамках различных онтологических и гносеологических теорий. В истории философии дискуссия о смысле жизни начинается одновременно с возникновением самой науки – философии.

В целом, все многочисленные определения смысла жизни, принадлежащие различным древним, средневековым и современным философским школам Востока и Запада, можно разделить на две большие группы: идеалистические и материалистические. В идеалистических концепциях, опирающихся на религиозные убеждения, жизнь осмысливается как нечто, имеющее метафизическое, трансцендентное начало. В материалистической философии, в том числе в древней и средневековой натурфилософии, смысл жизни человека рассматривается через призму логического мышления и научно-практического опыта.

В теологических концепциях условием и атрибутом осмысленности жизни человека считается вера в Бога. Смысл же светской, естественной жизни человека трактуется по-разному. С точки зрения верующих мыслителей, жизнь человека приобретает смысл через реализацию целей и задач, предусмотренных Богом. Атеисты, в свою очередь, считают, что Бога нет или мы ничего не знаем о Его существовании, или наши знания о Боге не являются обоснованными и не подтверждаются на практике. Первая группа утверждает, что наша жизнь может иметь смысл лишь при условии, если существует Бог, и если Он определяет наши задачи. Вторая же группа настаивает на том, что Бог, определяя наши задачи, ограничивает этим нашу свободу и самостоятельность.

Идея о свободе и независимости человека, разработанная Жаном Полем Сартром и Куртом Байером, до сих пор популярна в Европе и Америке. Сторонники этой идеи говорят, что они исследуют божественные цели, ориентирующие человечество на свободу и независимость. В частности, они утверждают, поскольку Бог сотворил мир для человека, назначил его своим наместником, постольку наши жизненные устремления к воссозданию и использованию мира божественны и не лишены смысла.

Идеей о всеобъемлющей любви Бога пропитана концепция религиозного экзистенциалиста Чарльза Гарсона: «Счастье и смысл существования всех нас кроется в Боге. Они открываются перед нами через познание Бога и божественных тайн».

Согласно мнению Джозефа Эллина, поиск смысла во внешней жизни человека не имеет смысла, ибо жизнь человека только внешне кажется бессмысленной, что не соответствует истине.

Согласно мнению современных мыслителей, в теориях о смысле существования интерпретируется и доказывается нечто, что может быть желанным или, наоборот, противным. Ибо и наличие смысла в жизни, и ее абсурдность зависят от цели, которую преследует носитель жизни.

Здесь также подробно исследуются воззрения Карла Ясперса (представителя религиозного экзистенциализма) и Жана Поля Сартра, на основе идей которого был создан театр абсурда.


загрузка...