Эстетика феномена абсурда в философии искусства на примере драмы (25.04.2015)

Автор: Рахимикахмини Мохаммадхасан Нуроллах

Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул свою оригинальную концепцию смысла жизни человека. Его главная идея сводится к следующему: каждый человек наполняет свою жизнь особым смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком идеале. Под «высоким идеалом» он понимает, прежде всего, нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности.

Среди таджикских ученых, которые разрабатывали проблему смысла в философии и искусствоведении, можно отметить известного исследователя Ш. Шукурова, труды которого охватывают широкий круг вопросов, касающихся смысла художественных образов, форм их выражения и их соответствия реальности.

Философские и эстетические аспекты наследия зороастрийской культуры, таджикско-персидской средневековой поэзии и литературной прозы, исламской архитектуры и искусства, широкий круг других вопросов, связанных с темой диссертации, рассматриваются также в научных статьях и монографиях многих современных таджикских ученых-философов и искусствоведов, в том числе К. Олимова, А. Шамолова, Н. Одилова, С. Рахимова и др.

Однако при всей значимости проанализированных работ, проблема философской и эстетической сущности феномена абсурда в искусстве до сих пор не подвергнута комплексному философскому анализу. Думается, что настоящее диссертационное исследование в определенной степени, заполнит данный пробел.

Цели и задачи исследования. Целью работы является конкретные анализ эстетического содержания понятия абсурда в искусстве на примере художественного произведения и драмы.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- дать общую характеристику основных понятий и категорий философии

культуры;

- осуществить философского-культурологическую интерпретацию понятий

смысла и абсурда;

- подвергать научному анализу процесс эволюции понятия смысла в философии

и эстетике;

- дать сопоставительную характеристику экзистенциалистского и

нигилистического подходов к определению понятий смысла и абсурдности;

- проводить сравнительный анализ западной и восточной драмы и выявление их

различий;

- философская интерпретация эстетической сущности понятия абсурдности на

основе анализа произведений западных и восточных драматургов.

Методологическую основу диссертации составляет принцип сочетания философско-исторического и системного анализа.

Материалом для данного исследования послужили труды античных, средневековых и современных философов, искусствоведов, языковедов и ученых других специальностей, посвященных проблемам искусства и связанных с темой диссертации.

Научная новизна исследования обусловлена новизной самих поставленных задач и заключается в следующем:

- в диссертации впервые осуществлена попытка представить комплексный анализ понятия абсурдности в философии искусства на примере художественных произведений и драмы в целях определения его эстетической сущности;

- в рамках возможности философско-культурологической науки системно рассмотрены генезис, эволюция, история понятия абсурда в лингвистике и философии и искусстве, раскрывается его эстетическое содержание;

- опираясь на научно-философские, культурологические и филологические исследования, в работе впервые осуществляется попытка выявить важнейшие специфические аспекты феномена абсурда.

- научно обосновано положение, что феномен абсурда не является сугубо эстетической проблемой, присущей только драме и театру. Он – явление социальное и имеет место во всех типах обществ, в том числе и в таких традиционных обществах, как Иран, Афганистан, Ирак, Египет, Йемен, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и др.

- подвергнуто подробному сравнительному и критическому анализу воззрений ряда представителей экзистенциальной философии о смысле жизни, которая рассматривается в рамках различных онтологических и гносеологических теорий, как одна из основных философских, религиозных и психологических проблем и приобрела в наши дни небывалое культурное значение.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для понимания сути понятий смысла и абсурдности и её исторической эволюции в мире идей необходимо исследовать эти понятия в рамках философии, культурологи, эстетики и лингвистики, ибо анализ современного искусства без учета гносеологических и языковых корней и родословной категорий и понятий искусства становится невозможным.

2. Понятие «абсурдизм» означает некую философско – литературную школу, распространенную в литературе, искусстве, этике и других сферах культуры, целью которой является борьба против духовного порабощения и кризиса человеческой морали. Указанная цель предполагает сопротивление человека господствующим в обществе нормам и порядкам и их источникам, провоцирующим отчуждение смысла жизни, духовный кризис человека, ограничивающих его свободу.

3. Абсурдизм стал особым направлением мысли в ХХ в. в Европе, результатом трагического осознания отсутствия рациональных обоснований для различных систем ценностей, например религиозных. В школе абсурдизма многие традиционные ценности и убеждения, из-за невозможности их рационального восприятия, лишаются своего смысла и воспринимаются как абсурд. Особенно это касается религиозных ценностей и убеждений.

4. Теория абсурда появилась в лоне экзистенциальной философии, проповедующей идеи индивидуальной свободы. Каждый человек ответственен за свою собственную судьбу. В этом движении существуют ее религиозная и атеистическая, интерпретация между которыми имеются существенные различия и противоречия.

5. Понятие абсурда в смысле утрачивания смысла не должно отождествляться с понятием нигилизма. Последнее означает деградацию и деморализацию мысли, охватившую человечество в современный период в результате игнорирования религии и истины откровения. Если человек, потеряв смысл жизни, не сможет открыть её нового смысла или значения, то в таком случае может произойти «отчуждение» – дезинтеграция человека. Кроме этого, к отчуждению приводят разрушительные войны и тяжкие социальные катастрофы, негативно влияющие на психику и сознание человека.

6. В теории абсурда Жана Поля Сартра и Альбера Камю обосновывается идея об отсутствии устойчивости в жизни и её изменяющемся характере, об изначальной отчужденности человека от окружающего мира. Эта идея послужила основанием для создания театра абсурда.

7. Абсурдность (или отчуждение смысла) является плодом воображения индивида или общества, потерявшего связь со своими духовными и религиозными субстанциями. Одно из главных отличий восточной (персидско-таджикской) драмы от западной состоит именно в том, что восточная драма до сих пор сохраняет верность общим духовным и религиозным источникам и ценностям национальной культуры. Тем не менее, зыбкое влияние «западной» модели абсурда здесь все же можно проследить.

8. Проблема абсурда имеет место во всех типах обществ, в том числе и в традиционных обществах Ирана, Афганистана, Ирака, Египта, Йемена, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и др.

9. Проявление этого феномена в восточной цивилизации поначалу может показаться парадоксальным. При тщательном же изучении восточных философско-теологических теорий выясняется, что экзистенциализм, вернее его имплицитные зачатки, имел место в различных учениях. Восточная философия и теология в формате художественно-эстетических концепций рассматривали проблему человека и общества в утопических контентах. И в свете этого ситуация абсурда возникала тогда, когда идеальное или утопическое представление о норме жизни не совпадало с реальностью. Поэтому возникали иррациональные учения. В частности, одним из таких направлений был мистицизм, который рассматривал реальную жизнь человека, как временное существование, как испытание.

10. Вместе с тем, при строго классическом рассмотрении проблем смысла и абсурда, с учетом того, что в современном восточном обществе духовность по-прежнему является важным элементом идентичности личности и общества, мы все же редко встречаемся с феноменом абсурдности в культурах Востока. Те немногочисленные театральные представления, кинопроизведения, живопись, модернистская поэзия и т.д., в которых, в той или иной степени, присутствует «дух абсурда», являются результатом влияния западной мысли и культуры.

Проявление идей абсурда можно заметить, в частности, в новом модернистском поэтическом течении «шеъри нав» («новая поэзия»), «новой волне» в иранском и афганском кинематографе, в театральных постановках таджикских режиссеров, в иранском и таджикском изобразительном искусстве.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы диссертации могут способствовать углублению научного понимания понятий философии искусства, роли художественного творчества и в целом изящных искусств в формировании у людей эстетического и осмысленного отношения к жизни. Материалы работы могут быть использованы для написания учебников, монографий и спецкурсов по истории и философии искусства, а также в учебном процессе - при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании Отдела философии культуры Института философии, политологии и права им. А.М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол №7, от 7 ноября 2014г.). Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях автора, опубликованных в «Известиях» Академии наук Республики Таджикистан.


загрузка...