Эстетика феномена абсурда в философии искусства на примере драмы (25.04.2015)

Автор: Рахимикахмини Мохаммадхасан Нуроллах

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА им. А.БАХОВАДДИНОВА

На правах рукописи

РАХИМИКАХМИНИ МОХАММАДХАСАН НУРОЛЛАХ

ЭСТЕТИКА ФЕНОМЕНА АБСУРДА В ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ДРАМЫ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Специальность: 09.00.13 – философская антропология,

философия культуры

ДУШАНБЕ – 2015 Работа выполнена в Отделе философии культуры Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан.

Научные руководители: Шамолов Абдулвахид Абдуллоевич - доктор

философских наук, профессор

Садыков Рауф – доктор философских наук

Официальные оппоненты: Назариев Рамазон Зибудинович доктор

философских наук, профессор кафедр философии Государственного педагогического университета имени С.Айни

Глов Асламшо Амирназарович – кандидат философских наук, преподаватель

кафедры «Общественных дисциплин» Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибн Сино

Ведущая организация: Таджикский государственный университет коммерции,

кафедра философии и культуры

Защита состоится «___» ___________ 2015 г. в ___ часов на заседание Диссертационного совета Д.047.019.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Институте философии, политологии и права им. A. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан по адресу: Таджикистан, 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индира Ганди АН Республики Таджикистан (Таджикистан, 734025, г.Душанбе, пр. Рудаки 33) и на сайте Института www.ifanrt.tj

Автореферат разослан «____»________________2015 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат философских наук Мирзоев Г. Дж.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Принципиальное противостояние материализма и идеализма способствовало появлению в философии ряда авангардных течений, в частности экзистенциализма. Философское мышления испытало нечто схожее с потрясением. Причем трансформация мышления началась не только в развитых цивилизациях с христианскими корнями, в недрах которых, казалось бы, и зародился экзистенциализм, как осознанная теория, но и, как это ни парадоксально, в таких обществах, которым присущ патриархальный уклад жизни (например, в исламском).

Конечно, процесс проникновения абсурдизма в традиционную цивилизацию был далеко не простым. Он был связан с более тонкими явлениями, о которых мы можем лишь догадываться и судить гипотетически.

В свете всего этого и возникает необходимость рассмотрения онтологии и гносеологии, генезиса и эволюции, трактовки феномена абсурда на уровне лингвистики, философского осмысления сути этого понятия в его «классическом» виде.

Необходимо заменить, что ни в Афганистане, ни в Иране, ни в Таджикистане проблема феномена абсурда до сих пор не разрабатывалась – ни с позиции социологии, ни с точки зрения философии культуры. Между тем, проведение такое исследования в этом плане имеет чрезвычайно важное значение и для Таджикистана, и для Ирана, и вообще для стран третьего мира, поскольку, как считают эксперты, последние охвачены таким негативным явлением, как терроризм который, на наш взгляд, также является одним из видов абсурда. Он, по своей сути, является реальным воплощением философии абсурда.

Попытку анализа данного феномен необходимо осуществить с учетом реалий Центрально-азиатского региона.

По мнению многих исследователей, теория абсурда имеет значение для понимания смысла жизни. В условиях глобализации современное общество все чаще испытывает на себе разрушительную силу нигилизма и ряда других антигуманных идеологий, негативно воздействующих на психику и сознание людей. Подобные идеологии являются основными источниками ненависти, вражды, страха, недоверия и других экстремальных чувств, из – за которых человеческая жизнь теряет свой смысл и становится невыносимой. В таких условиях анализ проблемы смысла жизни в свете философской, психологической, религиозной и эстетической мысли имеет архиважное значение для духовного обновления и морального оздоровления общества. Изучение смысла в свете философии искусства и эстетических теорий путем анализа значения прекрасного и безобразного позволяет выявить теоретические и практические пути очищения нравов и утончения вкусов членов общества.

В этом отношении следует уделить особое внимание анализу некоторых аспектов драматургии, прозы и поэзии. Так, посредством драмы, ее автор стремится продемонстрировать различия и противоречия между добром и злом, красивым и уродливым, хорошим и плохим в жизни человека и общества.

Безусловно, драма является одним из важнейших видов искусства, она репрезентирует и подкрепляет типы социального поведения и роли, на основе которых человек осуществляет свои устремления и мечты. Таким образом драма способна оказать влияние на общественное сознание и различные сферы жизни общества, человека, государства в целом и исследование эстетики феномена абсурда на ее примерь с позиции философии искусства является очень актуальным.

Степень изученности темы. Специальные научные работы по теме настоящего исследования отсутствуют, но некоторые ее аспекты достаточно хорошо освещены в научной литературе. Среди европейских ученых значительное внимание проблеме смысла жизни и её изучению в рамках западной философской и эстетической мысли и искусства особое внимание уделили Дж. Хасперс, Л. Витгенштейн, Р. Гей, Р. Гарнер, У. Куайн, К. Нельсен, Р. Палмер, Р. Скратон, М. Холлидей и др.

Изучению данной проблемы в рамках философии посвятил свою работу британский ученый Л. Витгенштейн. По его мнению, логическим изображением реальности является суждение, но это изображение может быть или истинным, или ложным.

Американский исследователь У. Куайн, в свою очередь, утверждает, что в суждении не может быть ничего, что не было бы доступно пониманию, т.е. суждение лишено скрытого и непознаваемого смысла, так как любое значение может быть обнаружено и опознано посредством тщательного анализа и наблюдения.

Особый интерес в рамках исследуемой темы вызывают труды ученых-лингвистов. По их справедливому утверждению, язык представляет собой систематический и закономерный процесс перевоплощения друг в друга знаков – символов и смыслов. Так, по мнению Р.Карнапа, основная цель семантики - поиск и определение связей и отношений языка с внешним, объективным миром. М.Холлидей говорит о необходимости различения двух типов анализа смысла: а) идеального, который используется в семантике; б) межличностного (интерперсонального), свойственного функционализму. Дж. Бермуд полагает, что вещи, описанные в суждениях и произведениях, могут быть абстрактными и не могут подразумевать реальность.

В Иране традиция изучения сущности смысла имеет многовековую историю, о чем писали средневековые мусульманские авторы в трудах по логике, философии, языку, литературе. При этом считает необходимым ограничиться здесь указанием некоторых трудов современных иранских ученых, которые непосредственно касаются темы настоящего исследования. К ним можно отнести публикации Ф.М. Абдини, Б. Ахмади, А. Вагизи, М. Махамиди, Р. Сеидхосейни, С.Х. Мехди, А. Насри, Ф. Сасани, Ф. Суджуди, М. Фаали, Й. Хаири и других ученых, в которых рассматриваются лингвистические, семантические, эстетические, философские, психологические и другие аспекты понятия смысла и абсурдности.

Среди русских мыслителей масштабно затронул эту проблему Ф.М. Достоевский. В своих произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире – быть личностью, нравственным – вот в чем должна заключаться суть смысл его жизни. При этом жизнь человека должна быть идейно насыщенной.


загрузка...