УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ (25.04.2011)

Автор: Торгунаков Евгений Анатольевич

Принцип учета влияния внешних факторов на объекты управления и мониторинга (инфляции, учет влияния неопределенности и рисков, изменения социальных тенденций).

Управление конкурентоспособностью на основе структурно-композиционного подхода носит системный характер и учитывает индивидуальность предпринимательской структуры, основано на социотехнических и финансово-экономических ориентирах в определении параметров конкурентоспособности посредством их мониторинга (финансово-бюджетных, социальных, информационных и т.д.).

Определение структурных элементов конкурентоспособности предусматривает два этапа. Цель первого этапа – оценка потенциала конкурентоспособности и выявление элементов конкурентоспособности, их композиции.

Второй этап предполагает определение оптимальных значений элементов потенциала конкурентоспособности и их достижение.

Элементный состав конкурентоспособности определяют некоторые параметры, которые многообразны и могут быть определены в конкретном процессе исследования предпринимательской структуры.

Структура потенциала конкурентоспособности включает:

- элементы, обеспечивающие тактическую конкурентоспособность;

- элементы, обеспечивающие стратегическую конкурентоспособность.

Принятие решения об оптимальном способе достижения целей конкурентоспособности осуществляется в условиях неполноты и нечеткости. Для этого предлагается применять аппарат теории нечетких множеств и нечеткой логики.

При категориальной оценке параметров конкурентоспособности выделено 3 основных типа их значений. Каждый тип параметров по-разному задается при постановке задач по управлению конкурентоспособностью.

Типы параметров конкурентоспособности предпринимательских структур:

Параметры символы – параметры типа, которые могут принимать одно из заданных, как правило, нечисловых значений (например, финансовая устойчивость, качество, деловая репутация и т.д.).

Параметры с градацией – числовые лингвистические (описательно-смысловые) переменные, значениями которых являются нечеткие числа. В виде нечетких чисел данные параметры участвуют при формировании конкурентной стратегии (например, объем продаж – малый, средний, большой; рентабельность – высокая, средняя, низкая).

Числовые параметры без градаций – числовые параметры, которые могут использоваться в виде числовых значений и числовых интервалов. Градации данных параметров используются при формировании конкурентной стратегии.

Четкие параметры устанавливают однозначную связь с потенциалом конкурентоспособности, так как определяют четкие значения входных и выходных параметров процесса управления предпринимательской структурой.

Нечеткие параметры характеризуются наличием множества входных и выходных вариантов ситуаций. Все параметры конкурентоспособности разделяются на два класса: экзогенные и эндогенные, которые в свою очередь подразделяются на индикаторы и критерии.

Класс экзогенных параметров образуют те параметры конкурентоспособности, которые по допущениям рассматриваются как внешние по отношению к предпринимательской структуре (например, число потребителей на рынке, зависимость интенсивности потребления от стоимости товаров заменителей). При этом предполагается, что никакое количественное изменение потенциала конкурентоспособности предпринимательской структуры не повлияет на величину экзогенных параметров. Эндогенные параметры являются функционально зависимыми от уровня экзогенных параметров конкурентоспособности (например, качество продукции зависит от технологий производства, компетенции производственного персонала, качества сырья и ряда других факторов). Эти внутренние параметры мы условно разбиваем на индикаторные (не имеют самостоятельной ценности для управления конкурентоспособностью) и критерии (которые контролируются при управлении конкурентоспособностью).

?????????O

???????????O?T

??????O

?????µ??

%четкие (качество продукции, потребность в сырье, инвестиции) и нечеткие параметры (спрос на продукцию, выручка от реализации, стоимость сырья). Требуется найти количественное значение переменных величин, определяющих потенциал конкурентоспособности, при которых целевая функция:

где RПС – потенциал конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Эмпирическую оценку потенциала конкурентоспособности предпринимательской структуры нельзя получить из анализа тех или иных параметров конкурентоспособности. Это связано с тем, что потенциал конкурентоспособности представляет собой интегральный результат функционирования большого числа разнородных и трудно соизмеримых между собой элементов (ресурсов) предпринимательской структуры, например, товар, корпоративная компетенция, финансовая устойчивость, нематериальные активы и т.д. Поэтому под величиной потенциала конкурентоспособности понимается величина, достижимая при имеющихся ресурсах и достигнутом уровне эффективности использования этих ресурсов предпринимательской структурой.

Мониторинг потенциала позволяет отслеживать состояние элементов структуры конкурентоспособности.

Процедура мониторинга конкурентоспособности представлена на рисунке 2.

Сравнение текущих результатов с целевыми ( выводы по результатам сравнения

( ( (

прогноз изменения потенциала конкурентоспособности

прогноз изменений во внешней среде

Контроль целей предприятия и оценка возможности их достижения:

- прогрессивность;

-оптимальность;

- непротиворечивость;

- выполнимость.

Корректировка плана мероприятий по достижению целей предприятия

Рис.2. Мониторинг потенциала конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью рассматривается как процесс оценки ряда вероятностных и нечетких параметров конкурентоспособности, которыми характеризуется ее структура, при этом композиция элементов конкурентоспособности сохраняется, но параметры элементов изменчивы.

7. Структура управления конкурентоспособностью

Для определения структуры конкурентоспособности и анализа факторов создания стоимости в диссертации проведено исследование конкурентных преимуществ предпринимательской структуры и природы их формирования.


загрузка...