Развитие политической культуры сту-дентов в образовательном процессе со-временного вуза (25.04.2011)

Автор: Терентьева Алевтина Ивановна

Включение студентов в политические дискуссии по вопросам внешней и внутренней политики, пресс-конференции, в решение проблемных политических задач с участием компетентных лиц способствуют развитию у студентов умений сравнивать различные точки зрения, оценивать политические события на правовой основе, выработке собственной гражданской позиции, что позволяет конкретизировать содержание воспитательной работы в вузе.

Далее в исследовании представлена характеристика методико-технологического ресурса развития политической культуры студентов, включающая практико-ориентированные технологии и методики. При этом определение адекватных методик и технологий обучения связано с выбором коммуникативных техник и приёмов, анализом учебных действий, выполняемых студентами в процессе изучения вузовских дисциплин. Необходимость использования широкого спектра коммуникативных техник и приёмов в практике обучения студентов объясняется возрастными особенностями студентов, а также готовностью к диалогу преподавателей и студентов. Так, применение методики «проблемно – сфокусированного общения»: поиск волнующих вопросов, одобрение интереса, демонстрация альтернатив, размышление вслух, предъявление своей позиции способствует активному взаимообмену мнениями по поводу политических событий, политических процессов, явлений, имеющих не однозначную трактовку; развивает у студентов умение вступать в диалог с окружающим миром, высказывать собственную точку зрения; ориентирует действия преподавателя на организацию наблюдения за ролевым поведением студентов в процессе различных видов деятельности.

Для оценки значимости коммуникативных приёмов и техник были проведены опросы студентов разных курсов мурманского государственного педагогического университета, мурманского государственного технического университета, Северо-Западной Академии государственной службы. Анализ суждений студентов старших курсов показал, что для них наиболее интересными являются активные формы занятий, моделирующие ситуации реальной практической социально-политической жизни. Высокий ранг значимости имеют деловые, имитационные, ролевые игры («Предвыборное собрание», «Выборы»).

В работе подчёркивается, что любая технология обладает ресурсами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность студентов, в некоторых же технологиях эти ресурсы составляют главную идею и основу эффективности результатов (тренинг «Формула успеха лидера», «Митинг»). В процессе экспериментальной работы выявлен ресурсный потенциал тренингов, который во многом зависит от принципа формирования тренинговых групп. Это, прежде всего, комплектование по принципу совместимости, которое приводит к оптимальному саморазвитию участников; участие в различных групповых, межгрупповых ситуациях позволяющее студентам проходить путь от самоопределения в учебной деятельности, к её рефлексии и поиску средств, снимающих затруднения в процессе индивидуального освоения политической информации.

Исследование также показало, что использование информационных ресурсов образовательного процесса современного вуза (информационные технологии, Интернет-ресурсы др.) позволяет увеличивать долю самостоятельной работы студентов и создавать максимально комфортный режим работы. Например, использование Интернет-сайтов преподавателей в образовательном процессе современного вуза способствует:

- своевременному распространению политической информации среди студентов;

- сбору информации от студентов по политически важным проблемам;

- вовлечению студентов в процесс политических исследований, анализ политической информации;

- изменению роли преподавателя, который выступает в качестве наставника, помогает студентам в самостоятельной деятельности по освоению политических знаний, политических умений, развивая политические способности.

Полученные результаты позволили определить условия, обеспечивающие превращение образовательного процесса вуза в ресурс развития политической культуры студентов, среди них:

заинтересованность вуза в развитии политической культуры студентов ( исследование зафиксировало снижение активных действий вузов по проблемам гражданского воспитания, невысокую оценку студентами потенциала вуза в развитии политической культуры);

использование методов психолого-педагогической диагностики (методы сбора диагностической информации, методы оценивания информации, методы представления и накопления результатов, методы использования результатов диагностики), позволяющих определить отношение студентов к политике, к политической деятельности, политическим лидерам, уровень сформированности политических знаний, политических умений;

знание типов студентов по признаку проявления у них политической культуры (гармонический, плюралистический, конъюнктурный, конфликтный, отражающих влияние институтов власти на студентов; активист, компетентный наблюдатель, компетентный критик, пассивный, отражающих отношение студентов к политической деятельности);

знание уровней развития политической культуры студентов (информационно-нейтральный-низкий; избирательно-фрагментарный-средний; системно-ценностный-высокий);

использование ресурсного потенциала образовательного процесса современного вуза: содержательно-структурного (отбор содержания политического материала, экспериментальная структура преподавания социально-политических дисциплин); воспитательно-образовательного (политическое образование, гражданское воспитание студентов); методико-технологического (использование современных методик и технологии);

создание вариативных образовательных программ, выступающих процессуальными характеристиками политического образования в рамках ресурсного подхода ( в ходе опытно-экспериментальной работы составлены две программы по политологии, программа по политической психологии, программа по политической педагогике, программа спецкурса «Демократия: сущность, истоки, становление» и др.).

Сформулированные теоретические положения позволили построить экспериментальную часть исследования. В главе представлены доказательства результативности концепции образовательного процесса вуза, направленной на развитие политической культуры студентов:

1. Выявлено наличие осмысленных, систематических политических знаний, характеризующих основы и механизмы действия власти, развитие политических процессов и явлений, содержащих оценочные суждения, аргументацию высказанной точки зрения с помощью эссе, итоговых срезов знаний студентов экспериментальных групп по политологии, являющихся результатом изучение вузовских дисциплин, формирующих представление о целостной картине мира, политической жизни общества, политической психологии, политической педагогики, спецкурса «Демократия: сущность, истоки, становление», использования экспериментальной структуры преподавания социально-политических дисциплин.

2. С помощью квалиметрического мониторинга результатов обучения по социально-политическим дисциплинам (система тестовых заданий, глоссарный диктант, проверяющих знания политической терминологии, выполнение практических работ) зафиксированы развитие самостоятельности политических суждений и оценок, политических умений студентов, которые проявляются в анализе политических событий, выявлении связей между ними, успешном взаимодействии с партнёрами («Предвыборное собрание», «Формула успеха лидера»), что является результатом продуктивного использования методико-технологических ресурсов. Так, использование методики проблемно-сфокусированного общения, предполагающей активный взаимообмен мнениями по проблемам политической жизни общества, информационных ресурсов, ориентируют действия преподавателя на организацию включённого наблюдения за поведением студентов в процессе различных видов деятельности. В ходе исследования установлено, что рейтинговые баллы студентов экспериментальных групп по политологии в два раза превышали баллы студентов контрольных групп.

3. Зафиксирован рост заинтересованности студентов в познании политических проблем, которая проявлялась в стремлении студентов к информированности о политической системе, политических процессах, политических правах на практических занятиях по социально-политическим дисциплинам (составление проекта программы кандидата от политической партии, раскрывающей основные направления предвыборной программы кандидата, составление социально-политического портрета политического деятеля, определение различных стилей поведения в политике, что свидетельствует об эффективности применения в образовательном процессе методико-технологических и информационных ресурсов.

4. Выявлены позитивные изменения в политических ориентациях студентов (на отношение к политике, политическим деятелям, к себе как участнику политического процесса), в политических способностях (способность к диалогу, способность к конструктивной дискуссии, способность оценивать политические события на правовой основе), в политических потребностях, которые стимулируют включение студентов в общественно-политическую деятельность (составление студентами «Декларации доверия журналисту», разработка проекта программы «Молодежь Мурмана», анализ предвыборной кампании в Нижнем Новгороде). Данные результаты обусловлены продуктивным использованием образовательно-воспитательных ресурсов образовательного процесса, изменением позиции преподавателя, когда он в процессе общения со студентами выступает в качестве наставника.

5. Показана динамика развития политической культуры студентов, которая отражена в следующих уровнях:

- Информационно – нейтральный уровень характеризуется отсутствием знаний о политической системе, политические взгляды определяются эмоциями, система политических предпочтений не сложилась. Так, в 2007году этот уровень был зафиксирован у 71 студента, включённого в экспериментальную работу, а в 2009 году - у 47 студентов.

- Избирательно-фрагментарный уровень характеризуется накоплением политической информации, взгляды на политическую реальность становятся более осознанными, формируется система политических представлений. В 2007 году был зафиксирован у 56 студентов, в 2009 году - у 42 студентов.

- Системно-ценностный уровень характеризуется тем, что студент свободно оперирует политическими знаниями, заинтересованно относится к политической реальности, готов к участию в общественно-политической жизни вуза, страны. В 2007 году таких студентов было 40, в 2009 году количество студентов этого уровня составило 67 человек.

Полученные данные нашли отражение в таблице (таблица 2)

6. Представлена самоидентификация студентов по отношению к политической деятельности на примере выявленных типов студентов:

- активист положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников – к такому типу в 2004-2005 годах относили себя 6,5% опрошенных студентов, в 2008-2009 годах их количество составило 12%;

- компетентный наблюдатель к личному участию в политике относится нейтрально, хотя проявляет к ней большой интерес, компетентен в политических проблемах – к такому типу отнесли себя соответственно 21% и 29% студентов;

- компетентный критик отрицательно относится к личному участию в политике, хорошо политически информирован- к такому типу отнесли себя 7,5% студентов и 21% студентов;

Таблица 2

Динамика развития уровней политической культуры

студентов экспериментальных групп

МГПУ - мурманский государственный педагогический университет

МГТУ - мурманский государственный технический университет

СЗАГС - Северо-Западная Академия Государственной Службы

- пассивный студент нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, не компетентен в политических проблемах – этому типу относили себя соответственно 57% студентов и 31% студентов.

Таким образом, было зафиксировано увеличение активистов в два раза, а количество пассивных студентов значительно уменьшилось.

7.Дана сравнительная характеристика типов студентов по признаку проявления у них политической культуры, которая свидетельствует об увеличении студентов гармонического типа, который характеризуется уважительным отношением к властным структурам, к правопорядку, осознаёт свои гражданские права и обязанности, стремится к их выполнению. В ходе эксперимента количество студентов гармонического типа выросло с 31% до 48%.

8.Зафиксировано увеличение политической активности студентов, которая проявилась:


загрузка...