Развитие политической культуры сту-дентов в образовательном процессе со-временного вуза (25.04.2011)

Автор: Терентьева Алевтина Ивановна

- развитие политических ориентаций, воспитание политических способностей и потребностей (предъявление политических ценностей, их осознание, принятие политической ориентации, закрепление, реализация в политическом поведении; создание эмоционального отношения к изучению политических процессов и явлений, руководство со стороны преподавателя впечатлениями о политических событиях, создание условий для ярких переживаний, перерастание устойчивости интереса к политике в потребность, доведение ситуации до уровня успеха);

- участие студентов в общественно – политической жизни вуза, страны (наличие предпосылок включения студентов в политический процесс, факторы, определяющие участие или не участие в общественно-политической деятельности, отношение к своей роли в политике).

Таким образом, проведенный анализ теоретико-методологических и психолого-педагогических основ развития политической культуры позволил обосновать и разработать концептуальные основы построения образовательного процесса современного вуза, направленного на развитие политической культуры студентов, представленных в следующей главе.

В четвёртой главе «Образовательный процесс современного вуза как ресурс развития политический культуры студентов» рассмотрен процесс развития политической культуры студентов на основе характеристики ресурсов образовательного процесса вуза, использования его ресурсного потенциала; выявлены условия превращения образовательного процесса вуза в ресурс развития политический культуры студентов; представлена динамика изменений в развитии политической культуры студентов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Образовательный процесс современного вуза в работе представлен, как открытая самоорганизующаяся система, которая находится в постоянном информационном обмене с единым информационным пространством.

Результаты изучения научной литературы, отражающей особенности развития образовательного процесса современного вуза, позволили уточнить понятия: «ресурс», «ресурсы образовательного процесса вуза», «ресурсный потенциал образовательного процесса», «образовательная среда», «образовательное пространство», «воспитательное пространство», « развитие политической культуры студента».

На основании теоретического анализа в главе определены ресурсы образовательного процесса вуза:

- человеческие ресурсы (профессорско-преподавательский состав, работники вуза, включая администрацию, студенты);

- материально - финансовые ресурсы (здания, оборудование, финансовые средства);

- информационные ресурсы (библиотека, Интернет, тексты и др.).

В образовательном процессе современного вуза, направленном на развитие политической культуры студентов, особое значение приобретает личность преподавателя, его политические взгляды, ценности, политические установки, ориентация преподавателя на творчество и инновационную деятельность. При этом, чтобы рассматривать действующих работников образовательной отрасли как человеческий капитал, человеческий потенциал, необходимо придать этим работникам базовые качества ресурса: инициативность, креативность, инновационность, комплексность в рамках современных требований к профессии.

В образовательном процессе вуза возрастает влияние информационных ресурсов. Так, в Интернете политические партии и движения организуют конференции, опросы, на сайтах открываются политические страницы, посетители которых обсуждают политические события, проводят голосование. Информационные ресурсы становятся источником политического развития студентов, открывают перспективы для научных исследований в сфере политики.

В контексте исследования, ресурсы образовательного процесса вуза представлены как источники и средства образовательного процесса, обеспечивающие политическую информированность студентов, актуализацию политических ценностей и гражданской позиции, стимулирующие интерес студентов к политическим событиям и включенность в общественно-политическую деятельность. Термин «ресурсы образовательного процесса вуза» используется для определения совокупности источников и средств образовательного процесса современного вуза, а термин «потенциал» - при анализе каждого элемента ресурсов образовательного процесса в решении задач развития политической культуры студентов.

Далее в диссертации проектирование образовательного процесса вуза рассматривается как прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, имеющее аксиологический, акмеологический и прогностический характер, когда цели проектирования поставлены в прямую зависимость от приоритетных педагогических ценностей, задачи проектирования определены как обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания студента, актуализации его внутренних сил, самоопределения и становления; прогнозирование развития образовательного процесса (Е.С.Заир-Бек).

В исследовании подчёркивается, что педагогическое проектирование - это деятельность, которая позволяет человеку самоосуществиться самовыразиться, переосмыслить предстоящие целеустремлённые действия (В.Е.Радионов).

В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как часть трёхступенчатого процесса: моделирование, проектирование, конструирование, в которой происходит доведение модели до уровня практического использования.

Для решения проблемы специфики проектной деятельности в образовательном процессе важно определить соотношение проектирования и психологической структуры деятельности как функциональной системы. Например, такие элементы функциональной системы, как «мотив деятельности» соответствует аксиологичности проектной деятельности, «цель деятельности» - целенаправленности, «представление о результате»- прогностичности, «Программа деятельности» предполагает поэтапность.

Таким образом, характеристики педагогического проектирования, его современное понимание, в значительной степени отражают структуру психологической функциональной системы деятельности; проектирование образовательного процесса вуза рассматривается как осуществление инноваций, сущность которого в глубоком рефлексивном характере реализации каждого этапа деятельности как функциональной системы.

В диссертации доказано, что использование ресурсного подхода в проектировании образовательного процесса вуза заключается в том, что проектируется не объект, а проектируются условия, источники, средства (то есть ресурсы) самого процесса, в котором возможно появление веера результатов: политическая активность, политическая зрелость, политическая пассивность, политическое равнодушие.

При проектировании образовательного процесса также учитываются типы студентов, которые, отражая индивидуальный маршрут их продвижения в политическом образовании, ориентируют преподавателя на поиск продуктивных условий, способствующих развитию политической культуры студентов.

Представленная концепция образовательного процесса современного вуза предполагает выявление ресурсного потенциала образовательного процесса, который рассматривается как имеющиеся возможности образовательного процесса: содержательно-структурный, воспитательно-образовательный, методико-технологический ресурсы (рис 1).

В диссертации в качестве компонентов содержательно-структурного образовательного ресурса политической культуры студентов рассмотрены:

- совокупность всех вузовских курсов, способных дать представление о целостной картине мира, человеческого бытия, политической жизни общества;

- основные дидактические единицы гуманитарных дисциплин;

- трехуровневая экспериментальная структура преподавания социально-политических дисциплин, позволяющая последовательно изучать социально-политические дисциплины;

- спецкурсы;

- практикумы;

- учебно-воспитательные модули.

В ходе исследования установлено, что:

- гуманитарные дисциплины вуза (философия, история, культурология, право и другие):

а) формируют в сознании студентов целостную, современную картину мира;

б) обеспечивают понимание основных принципов методологии познания и практического преобразования мира;

в) помогают понять значимость для развития общества экономики, политики, культуры;

г) показывают многообразие, многослойность социальных, экономических, политических, культурных процессов и явлений духовной жизни.

Рис.1. Ресурсный потенциал образовательного процесса современного вуза.

- политические дисциплины формируют систематические политические знания, политические умения, политические ценности, ориентации, совершенствуют способности студентов самостоятельно анализировать и интерпретировать на основе полученных знаний смысл и динамику событий политической жизни, развивают навыки аналитического мышления, умения применять полученные политические знания для определения направлений практической деятельности в политической сфере;

- психолого-педагогические дисциплины способствуют развитию у студентов системы знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности, о социально-психологических закономерностях его взаимодействия, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов, об образовательных системах, их становлении, развитии и преобразовании.

На основе анализа современной социально-психологической и психолого-педагогической литературы, практики преподавания в вузе доказывается, что в содержание политического образования в вузе необходимо внести такие дисциплины, как политическая психология и политическая педагогика. Именно политическая педагогика, объединяя основополагающие начала становления и развития личности, способна обеспечить формирование политически активной личности, а политическая психология помогает студентам анализировать психологические аспекты современной политики, направленной на изучение закономерностей поведения индивидуальных и массовых факторов политики.

Воспитательно - образовательный ресурс развития политической культуры студентов в диссертации рассмотрен на примере политического образования и гражданского воспитания студентов, организации их внеучебной и вневузовской деятельности, которые ориентированы не только на выполнение информативных учебных задач, но и задач развития политического интереса, политических способностей, политических умений студентов.

Гражданское воспитание студентов представлено на трёх уровнях: когнитивном (формирование гражданской зрелости, осознание себя как личности в социуме), эмоционально-чувственном уровне (принятие демократических ценностей в качестве мотивов поведения), деятельностном уровне (поведенческие аспекты политической деятельности).


загрузка...