Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменения макроэкономической среды (25.04.2011)

Автор: Минаков Андрей Владимирович

Основы построения современных бюджетно-налоговых систем в различных странах, нашли отражение в работах Дж. М. Кейнса, А. Вагнера, Э. Аткинсона,

П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, В.Г. Князева, В.В. Седова, В.Г. Панскова, Е. Ясина.

К основным классическим налоговым теориям относятся: теория общественного, или публичного договора (Б. Спиноза, Г. Гроция, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев); атомистическая теория (Ш.Л. Монтескье, С.П. де Вобан, С.Ю. Витте); теория наслаждения и удобств (Ж. Симон де Сисмонди); теория страхования (теория налога как страхового взноса) (В. Петти, Д.Р. Мак-Куллох, А. Тьер); теория коллективной (общественной) потребности (Ф. Нитти,

А.И. Буковецкий, П.В. Микеладзе, С.С. Саидзе, М.И. Виверов); теория налога как общественной жертвы (Б.Г. Мильгаузен).

Дж.М. Кейнс попытался теоретически обосновать необходимость и возможность, с помощью политики стимулирования совокупного спроса, решить проблему занятости и увеличения доходов государства. Поэтому по Кейнсу приближение развития экономики к условиям полной занятости может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика. А. Смит и Д. Риккардо обосновывали идею о невмешательстве государства в социально-экономические процессы. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву рынка, нарушению действия его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Впервые упоминание об эффективности бюджетно-налоговой политики касается 1929–1933 гг., когда Великая депрессия поставила правительства перед необходимостью достижения нового качества бюджетно-налоговой политики, которая могла бы служить методом макроэкономической стабилизации, чтобы после Второй мировой войны встроить государственные финансы в систему государственного регулирования экономики.

Консервативное содержание управления финансовой и бюджетно-налоговой системой в целом, характерное для начала 80-х гг. XX в., состояло в том, что «государственное вмешательство, какими бы добрыми намерениями оно ни руководствовалось, приносит не добро, а зло». В научных теориях, разработанных А. Вагнером, находится теория коллективных потребностей, а в вопросах налогообложения на первую позицию он поставил принцип достаточности и эластичности. Другими словами, перед бюджетно-налоговой системой была поставлена задача сбалансирования интересов государства и налогоплательщиков, что и в современных условиях представляется ключевой проблемой при формировании бюджетно-налоговой системы государства.

Г. Поляк отмечает, что с помощью бюджетно-налоговой системы государство осуществляет распределительные и перераспределительные меры по организации и использованию финансовых ресурсов с целью обеспечения роста валового внутреннего продукта и повышения благосостояния всех членов общества. В рамках бюджетно-налоговой системы государством определяются: источники формирования и приоритетные направления расходов государственного бюджета, источники финансирования бюджетного дефицита, допустимые пределы разбалансированности бюджета, основы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетно-налоговой системы. В. Родионова подчеркивает взаимосвязь бюджетно-налоговой системы с финансовой, структура и принципы формирования которой зависят от государственного устройства.

Изменения экономической системы, происходящие в современной России, влекут за собой трансформацию всех ее субъектов, в том числе и государства, поэтому бюджетно-налоговая система, в основе которой находятся общегосударственные интересы, имеет первостепенное значение в свете выявления сущности государственного управления финансами.

Несмотря на наличие определенного теоретического базиса в исследуемом вопросе, можно констатировать недостаточность фундаментальных научных работ в области управления бюджетно-налоговой системой, рассматриваемой в её полноте и целостности. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании методов управления бюджетно-налоговой системой, а также в разработке эффективных и перспективных форм управления бюджетно-налоговой системой.

Цель и задачи исследования. Главной целью диссертационной работы является комплексное обоснование теоретических и методологических основ формирования и управления бюджетно-налоговой системой в условиях макроэкономических изменений, выработка на основе системного анализа и моделирования практических рекомендаций по модернизации управления.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

обосновать концептуальные проблемы, возникающие в подходах, методах и средствах формирования бюджетно-налоговой системы, сдерживающие формирование социально-ориентированной модели экономики;

разработать методологические основы построения механизма управления бюджетно-налоговой системой, раскрыть функциональное содержание концепции совершенствования управления в соответствии с гармонизацией налогового регулирования (поступления от налогов – одна из главных составляющих госбюджета, кроме того, налоги являются важнейшим инструментом социально-экономической политики);

выявить и систематизировать факторы, определить базисные принципы и способы функционирования бюджетно-налоговой системы в посткризисных условиях, выявить степень их адаптации к новым экономическим требованиям, построению социально-ориентированной модели, предложить пути решения проблем в области формирования доходной части бюджета, налогового планирования, межбюджетных отношений;

разработать теоретические и методологические основы управления бюджетно-налоговой системой России, которая должна строиться во взаимосвязи с макроэкономическими показателями страны;

разработать методологический аппарат оценки стабильности бюджетно-налоговой системы: классифицировать признаки, представить наиболее вероятные угрозы безопасности, уточнить схему стратегических целей ее обеспечения, ранжировать факторы угроз по источникам воздействия, предложить условия обеспечения стабильности бюджетно-налоговой системы;

разработать модель предельного равновесия (устойчивости) бюджетно-налоговой системы с учётом опасностей проявления кризисных ситуаций существующих и потенциальных угроз;

выработать механизм управления бюджетно-налоговой системой, разработать оценочные критерии и индикаторы, определяющие макроэкономические изменения среды и её влияние на бюджетно-налоговую систему;

разработать стратегию развития и управления бюджетно-налоговой системой с учетом инфраструктурных сдвигов и прогнозирования потенциала бюджетно-налоговой системы на различных фазах социально-экономического развития.

Объектом исследования является бюджетно-налоговая система России, функционирующая в условиях изменяющейся макроэкономической среды.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, имеющих место в сфере управления российской бюджетно-налоговой системой, нуждающихся в модернизации для преодоления последствий кризиса, обеспечения экономической безопасности и устойчивого подъёма.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках, обозначенных в Паспорте специальностей научных работников ВАК областей исследования: 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: п. 2.17. – Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике и п. 2.21. – Трансформация бюджетно-налоговой системы на разных стадиях экономического развития: инструменты и модели адаптации и п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных, в которых достаточно глубоко и обстоятельно исследовались вопросы формирования бюджетно-налоговой системы, использованы также достижения российских учёных в области методологии, оценке её эффективности, фундаментальные концепции и положения теории финансов и налогов, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых-экономистов, базирующихся на институциональном подходе к изучению закономерностей формирования и развития бюджетной и налоговой систем. Применены методологические разработки международных финансовых организаций по реформированию институционального механизма управления налоговыми и бюджетными отношениями, формирующие новую парадигму налогообложения на основе синергетики, партнерства и взаимной ответственности участников налоговых отношений.

Методологической основой исследования стала совокупность современных методов анализа и синтеза (системный и диалектический подходы, экономико-статистический анализ, методы аналогий, сравнительных и экспертных оценок и др.), опирающиеся на комплекс экономических и управленческих дисциплин, а также смежных с ними областей знаний. Методология исследования базируется на фундаментальных положениях экономической теории, современных достижениях системного анализа, экспертных оценках, экономико-статистических методах, экономико-математическом моделировании, а также теоретических концепциях и практике бюджетно-налоговой политики, законах и правовых актах финансово-экономического регулирования развития РФ и зарубежных стран.

Эмпирическую базу исследования составили результаты научных исследований Всемирного Банка, Международного валютного фонда, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Института экономики Российской Академии наук, НИИ Счетной Палаты РФ, Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, Академии экономической безопасности МВД России, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ. Широко использованы материалы круглых столов, российских и международных научных конференций, журнальные статьи и информационные источники ряда научных и образовательных организаций, нормативные правовые документы Российской Федерации и других стран. Исходными материалами стали данные Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), Федерального казначейства (казначейства России), Федеральной налоговой службы РФ, публикации в научных и специализированных изданиях, информация, размещенная по теме в сети интернет.

Концепция диссертационного исследования заключается в формировании эффективного механизма бюджетно-налоговой системы, направленного на создание долгосрочной стратегии развития национальной, социально-ориентированной экономики России, действующего в условиях её реструктуризации и модернизации при изменяющейся макроэкономической среде.

Основные положения, выносимые на защиту:

Раскрыта парадигма развития бюджетно-налоговой системы, что дало возможность рассматривать интеграцию бюджетной и налоговой составляющей как универсальное свойство, определяющий принцип функционирования исследуемой системы; выявлены существенные проблемы и недостатки в развитии бюджетно-налоговой политики, заключающиеся в недостаточности темпов развития экономики, нарушении структуры промышленного производства, низкой инновационной активности, деформировании социальной структуры, что влияет на национальные интересы государства (п. 2.21 Паспорта специальности 08.00.10 ВАК РФ).

Выявлены тенденции развития бюджетной и налоговой систем, которые показали, что реальные цели экономического управления государства состоят в обеспечении расходных обязательств бюджета и снижении его дефицита, что позволило выделить ключевые факторы и сформировать такие подходы к формированию бюджетно-налоговой системы, которые позволят повысить инвестиционный потенциал экономики (п. 2.17 Паспорта специальности 08.00.10 ВАК РФ).

Установлены недостатки в механизме формирования бюджетно-налоговой системы: неполнота институциональной среды на уровне федеральных, региональных и муниципальных ведомств, нарушение принципов планирования и прогнозирования в краткосрочных и долгосрочных сценариях развития, разнонаправленность концепций и стратегий экономического развития и бюджетно-налоговой политики. Разработан организационно-экономический механизм и выделены этапы стратегического развития исходя из влияния макроэкономических показателей (п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков);

Проведенное исследование экономической политики государства в открытой экономике выявило нарушение принципов формирования внешней и внутренней бюджетно-налоговой политики. Автором предложена концепция регулирования бюджетно-налоговой политики на основе четырехсекторной модели развития экономики, позволяющей развивать стимулирующую политику с учётом стабильного и равновесного экономического развития секторов экономики, сегментации доли крупного, малого и среднего бизнеса и равномерного распределения налоговой нагрузки, направленной на минимизацию рисков финансовой нестабильности и повышения доли налогов в ВВП (п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков).

Разработана методика оценки стабильности бюджетно-налоговой системы, которая включает алгоритм расчета угроз, влияние макроэкономических и финансовых рисков, налоговую нагрузку, налоговое бремя и налоговый потенциал с учетом стратегических приоритетов развития экономики и возможного нарушения устойчивости при несбалансированности финансовой системы (п. 2.17. – Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).

Обоснована необходимость формирования государственных и корпоративных финансовых ресурсов, достаточных для модернизации экономики и финансирования инновационных проектов, с учётом влияния кризисных ситуаций, изменения макроэкономических индикаторов при условии сбалансированной бюджетно-налоговой системы, позволяющей увеличивать налоговые поступления от различных секторов экономики, (п. 2.17. – Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).

Разработана система мониторинга и контроля за эффективностью формирования бюджетно-налоговой системы, оценки внешнего воздействия макроэкономических факторов на её стабильность. Внешние обязательства российского государства и политика внешних заимствований, направленные на покрытие дефицита бюджета в условиях кризисных явлений, обусловили необходимость разработки механизма финансовой защиты и стабилизации бюджетно-налоговых отношений (п. 2.17. – Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).

Предложенная стратегия развития бюджетно-налоговой системы включает принципиально новый функциональный подход к ее построению, исходя из общегосударственных целей управления бюджетно-налоговыми отношениями, а также инфраструктурного обеспечения условий, определяющих результативность деятельности бюджетных и налоговых институтов. Ключевыми являются совершенствование процессов контроля за формированием и распределением бюджета и внедрение стратегического аудита, что позволит снизить расходы и повысить ответственность за реализацию государственных и федеральных целевых программ развития российской экономики (п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков).

Научная новизна заключается в системной разработке теоретико-методологических и практических положений в области формирования и управления функционированием бюджетно-налоговой системы в условиях посткризисной макроэкономической среды. Реализация предложений автора позволяет создать эффективный механизм повышения качества жизни населения, осуществления долгосрочной стратегии с учётом возможных сценариев развития, обеспечивающих становление национальной социально-ориентированной экономики России на основе её реструктуризации и модернизации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:

Научно обоснована и доказана необходимость интеграции бюджетной и налоговой систем в форме их диалектического взаимодействия, обеспечивающего, с одной стороны, достаточное наполнение бюджета за счёт налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны, умеренность и разумное перераспределение налоговой нагрузки на российских товаропроизводителей, предпринимателей и население страны в целом для увеличения их доходов и повышения совокупного спроса.

Выявлена взаимосвязь категорий и элементов бюджетно-налоговой системы, включающих критерии формирования социально-ориентированной модели развития и индикаторы перераспределения инвестиционных товаров в социально-значимых сферах при управляющем воздействии государства. Параметры системы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования, сбалансированность доходов и расходов каждого сектора, гармонизацию налоговых отношений между деловой средой и федеральными органами власти, повышение социальной защищённости населения.


загрузка...