Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменения макроэкономической среды (25.04.2011)

Автор: Минаков Андрей Владимирович

специализация 3,4 4,5 4,5 5,8 7,3 22,4 38,7 32,0 30,0 24,0 23,0 н.д.

Налоговая нагрузка

на экономику

31,68 37,7 36,1 36,9 36,3 38,0 37,2 37,6 37,3 37,6 21,4

Реальная налоговая

нагрузка 0,3 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,5

Индекс

потребительских цен 117,8 136,5 120,2 118,6 115,1 112,0 111,3 122,8 112,1 115,7 110,5 110,5

Реальная заработная плата 0,182 0,056 0,035 0,027 0,020 0,016 0,013 0,011 0,009 0,007 0,005 0,005

Как таковые пороговые значения (коэффициенты устойчивости) являются относительными, как показано выше (рис. 12), бюджетно-налоговая система в кризисных ситуациях будет испытывать напряжения, которые могут компенсироваться за счет дополнительных источников.

2. Влияние углеводородной специализации

6. Неравномерность развития регионов

Рис. 12. Коэффициенты устойчивости бюджетно-налоговой системы

(данные в графическом виде представлены выборочно

для наглядности работоспособности модели предельного равновесия бюджетно-налоговой системы)

Седьмая группа проблем основана на разработке организационно-экономического механизма финансовой защиты бюджетно-налоговой системы, который включает механизм защиты национальных интересов и контроля за уровнем финансовой стабильности бюджетно-налоговой системы и многоуровневой системы мониторинга и контроля за эффективностью формирования бюджетно-налоговой системы, позволяющих существенно снизить уязвимость экономики России от внешних негативных воздействий.

Механизм финансовой защиты национальных интересов бюджетно-налоговой системы должен быть направлен на:

защиту бюджетной, финансовой, налоговой систем от недопустимого снижения экономического уровня безопасности, способного подорвать макроэкономическую стабильность в России;

достижение признанного в международной практике уровня безопасности бюджетной системы;

максимально возможное снижение риска экономических угроз, связанных с бюджетно-налоговой системой.

Учитывая накопленные знания в области обеспечения экономической безопасности, а также предложенные методы и модели оценки устойчивости бюджетно-налоговой системы, в диссертации обоснована методика системного анализа финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы (САФБ).

Методика САФБ нацелена на детальный контроль реального состояния бюджетно-налоговой системы, включая важные для финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы результаты проверок, регламентов, организационных мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, надёжности выполнения проверок и позволяет выявлять факторы, наиболее влияющие на финансовую безопасность государства.

В зависимости от поставленных целей САФБ, организационные мероприятия предлагается разделить на 3 уровня:

1 уровень – определение точек напряжения в бюджетно-налоговой системе и коэффициента устойчивости бюджетно-налоговой системы по всем направлениям, вызывающим опасения, на основании методики и модели представленной в теории предельного равновесия бюджетно-налоговой системы. Направления проверки изменения коэффициента устойчивости бюджетно-налоговой системы за счет универсальности представленной теории предельного равновесия можно проводить с любыми параметрами. Данные мероприятия предлагается проводить силами специальных служб финансово-экономического надзора или отдельными независимыми структурами.

2 уровень – определение вероятности выхода бюджетно-налоговой системы из неравновесного состояния на основании аналитических данных, полученных в результате проверок, проведенных на 1-м уровне. Данные мероприятия должны проводиться государственными бюджетными и налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ.

3 уровень – определение возможных негативных последствий при нарушении работоспособности бюджетно-налоговой системы и составление плана минимизации финансовых угроз. Данные мероприятия проводятся структурами безопасности бюджетно-налоговой системы совместно с бюджетными и налоговыми органами РФ.

Такая трехуровневая аналитическая система сохранения финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы ориентирована на выявление наиболее действенных организационных мер по повышению уровня обеспечения финансовой безопасности России с учетом рационального использования экономических ресурсов.

Проведение системного анализа будет способствовать:

обеспечению безопасности в области финансовых интересов государства;

повышению надёжности управления системой движения денежных потоков от государства к бюджетополучателям;

повышению прозрачности связи между движением денежных ресурсов и той функцией, которая эквивалентна соответствующему кассовому расходу денежных ресурсов;

повышению оценки соотношения денежных расходов и фактора времени.

В диссертации предложен алгоритм действий для проведения мониторинга и контроля бюджетно-налоговой системы, который представлен в таблице 5.

Таблица 5

Алгоритм контроля для определения устойчивости бюджетно-налоговой системы

Направление

исследования Этапы Мероприятия

Контроль элементов

бюджетно-налоговой

системы 1 Анализ плановой документации


загрузка...