Субъективация современного человека в контексте технологий массовой манипуляции (25.04.2011)

Автор: Михайличенко Дмитрий Георгиевич

Для современного человека практически невозможно избежать воздействия технологий массовой манипуляции, поэтому позиция большинства вышеперечисленных авторов склоняет к его аттестации как человека манипулируемого. Вполне вероятно, что именно различные технологии массовой манипуляции в дальнейшем будут определять вектор трансформации процессов объективации и субъективации человека. В том числе и поэтому изучение феномена технологий массовой манипуляции требует фундаментальных, междисциплинарных исследований с привлечением данных из философских, психологических, социологических, политологических, экономических и других дисциплин.

Подлинным условием субъективации человека является его свобода, представляющая собой один из удивительнейших феноменов, и в то же время великую философскую загадку. Угрозы свободе современного человека идут от социальных феноменов, которые практически невозможно исключить из его социального бытия. Современному человеку необходимо защищать себя, чтобы институты вынуждены были реформироваться. Свобода, как и субъективация современного человека, невозможна без рефлексии, размышлений о своем положении и действий. Феномен стремления к свободе современного человека рассматривается в работах Р. Арона, З. Баумана, Э. Фромма, М. Фуко, И.М. Меликова, Ж.-П. Сартра, Ф. фон Хайека и др.

Античные практики самосовершенствования подчеркивают оригинальность мировосприятия своей эпохи. Именно в античности впервые в истории цивилизации произошло твердое осознание прав и обязанностей человека, зародились предпосылки для развития активной, самостоятельно мыслящей, стремящейся к свободе субъективности. Античные практики самосовершенствования находят отражение непосредственно в текстах самих греческих мыслителей, таких как Сократ, Платон, Аристотель, а также древнеримских стоиков (Марк Аврелий, Л.А. Сенека, Эпиктет) и др. Современные исследования античных практик самосовершенствования отражены в работах П. Адо, Ж.-Ф. Миле, М. Фуко, К.С. Пигрова, Ж. Липовецки, С.С. Хоружия и др.

Социальные отношения конфликтны по своей природе, поэтому протест, противодействие составляет важный элемент субъективации человека. Анализ различных протестных действий в рамках главным образом социально-критических исследований, наиболее известными среди которых являются труды А. Камю, Н. Клейн, С.Г. Кара-Мурзы, Г. Маркузе, Э. Фромма, М. Фуко, М. Хардта, А. Негри, Н. Хомски, Г. Шиллер, привел к необходимости использования в рамках дискурса социальной философии категории, которая подчеркивала бы значение различных проявлений сопротивления, протеста, борьбы в процессе субъективации человека. В наибольшей степени таким критериям отвечает категория «резистентность». Категория «резистентность» широко применяется в медицине, где она означает устойчивость, невосприимчивость организма к каким-либо факторам внешнего воздействия (инфекции, бактерии и т.д.). Семантика резистентности типологически схожа со значением категории «иммунитет», однако протестные коннотации выражены более отчетливо в первой категории. Резистентность представляет собой ту часть субъективации, которая направлена на нейтрализацию репрессивного фона и создание условий для развития человека. Резистентность схватывает тот непреложный факт, что для субъективации в контексте технологий массовой манипуляции необходимо им сопротивляться, вырабатывая своеобразный иммунитет по отношению к ним.

Особое значение для диссертационного исследования имеют разработки М. Фуко. Французский мыслитель отмечал перспективность подхода, когда проблема ставится не только и даже не столько исходя из состояния философского знания, сколько из личного опыта. Настоящая диссертация в качестве проблемного поля предполагает социально-философскую интерпретацию того, с чем современный человек сталкивается каждый день, что составляет репрессивный что составляет репрессивный контекст, в рамках которого разворачивается его субъективация.

При всем многообразии работ существуют вопросы, делающие необходимым исследования ряда проблем, таких как основные факторы развития технологий массовой манипуляции, степень и характер их репрессивного воздействия на субъективацию современного человека, значение интеллектуальных процедур современного человека для противодействия репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции, условия формирования этоса резистентности. Эти вопросы и составили проблемное поле диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является современное общество в субъективно-индивидуальном аспекте.

Предметом диссертации является субъективация современного человека в контексте технологий массовой манипуляции.

Цель диссертации: разработать социально-философскую концепцию субъективации современного человека в контексте технологий массовой манипуляции.

Достижение цели диссертации предполагает решение следующих исследовательских задач:

1.Определить значение дискурсов о человеке применительно к исследованию процессов субъективации.

2.Выявить значение античных практик самосовершенствования для субъективации современного человека.

3.Актуализировать в рамках социально-философского анализа характер репрессивного воздействия технологии массовой манипуляции на субъективацию современного человека.

4.Установить важнейшие принципы резистентности репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции как неотъемлемого элемента субъективации современного человека.

5.Раскрыть характер угроз свободе современного человека в процессе субъективации со стороны технологий массовой манипуляции.

6.Доказать перспективность vita cogitata как этоса резистентности репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции для субъективации современного человека.

В качестве теоретико-методологической базы исследования выступает феноменология и постструктурализм, позволяющие исследовать социальную реальность в диалектической взаимосвязи с ее различными интерпретациями и интегрировать в систему социально-философского знания основные достижения герменевтики, экзистенциализма, психоанализа, социального конструктивизма и других магистральных направлений современной философии. В диссертации нашли отражение модернистские концепции индивидуального субъекта, концепции децентрации субъекта, идеи «диалога культур», концептуальные положения современной социальной критики (франкфуртская школа, неофрейдизм, неомарксизм, «альтерглобалистская» мысль и др.). В качестве методологических ориентиров для диссертации выступили: трактовка феномена манипуляции Е.Л. Доценко, интерпретация М. Фуко категорий «власть», «субъективация», «техники себя»; анализ П. Бурдье таких категорий, как «символическая власть» и «символическое насилие»; концепция идеальных типов М. Вебера, а также «объединительные» трактовки социальности (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э. Гидденс, Н. Элиас и др.).

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

Разработана социально-философская концепция субъективации современного человека в контексте технологий массовой манипуляции, составными элементами которой являются характер современного общественного развития, институциональные параметры социальности, а также этос резистентности, «техники себя», критическое мышление и стремление к свободе субъектов социального действия.

Выявлена значимость античных практик самосовершенствования для субъективации современного человека, состоящая в том, что они представляют собой пример альтернативы нормализирующим технологиям подчинения и эксплуатации, подчеркивающим, что социальность человека не может развиваться без определенных (интеллектуальных, физических, духовных и др.) усилий, направленных на преобразование себя и самосовершенствование.

Определено, что феномен технологий массовой манипуляции редуцирует представления современного человека о сложных, многофакторных социальных процессах, в простые представления, лишенные доказательной базы, а их распространение ведет к иллюзии всезнайства, глубокого понимания широкого спектра социальных процессов, ощущению ненужности усилий, направленных на субъективацию.

Установлено, что резистентность репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции требует концентрации внимания не на нормативно-правовых или институциональных, а на экзистенциальных, долгосрочных действиях, направленных на субъективацию современного человека и его совершенствование.

Раскрыто положение об особенностях информационно-психологических угроз свободе, исходящих от социальных феноменов, влияние которых не может быть исключено в процессе субъективации современного человека, что требует не реактивных, но проактивных устремлений, направленных не на отвечающие, но опережающие действия.

Доказано, что vita cogitata как этос резистентности репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции, предполагающий рефлексивную дистанцию по отношению к собственной социальной ситуации, позволяет современному человеку адекватно, а не редуцированно воспринимать окружающую его реальность, нейтрализуя тем самым значительную долю репрессивного контекста его субъективации. Vita cogitata включает в себя четыре основные составляющие:

«Техники себя» как фильтр, позволяющий посредством критических операций над информационными потоками нейтрализовать репрессивный контекст технологий массовой манипуляции;

Рациональные формы коммуникации, предполагающие паритетные субъект-субъектные отношения, направленные на нахождение истины, позволяющие воспринимать реальность незавуалированной, без того эмоционального заряда, который сопровождается трансляцией редуцируемого образа социального со стороны технологий массовой манипуляции;

Принципы «диалога культур», делающие возможным размышлять об обстоятельствах, в которых современный человек проводит жизнь и посмотреть на себя со стороны других эпох и культур;

Досуг, приватность, необходимые для культивации индивидуально-субъективного в социальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанная в диссертационном исследовании концепция субъективации современного человека в контексте технологий массовой манипуляции будет способствовать модернизации теоретико-методологического инструментария анализа развития социальности в различных дисциплинарных областях (философия, социология, политология, культурология и др.). Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии, философской антропологии, современной социальной философии Запада, социологии, социальной психологии, в чтении специальных курсов, посвященных проблеме репрессивного воздействия различных институтов, технологий и практик современного общества и способам конструировании социальной реальности. Полученные результаты могут выступить в качестве методологической базы для формирования антропонаправленных технологий, ориентированных на оптимальное развитие его социальности.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационного исследования обсуждены на кафедре философии, с правоведением, курсом истории и основ экономики Башкирского государственного медицинского университета, отражены в 25 публикациях, в том числе 2 монографиях, 10 статьях в журналах, рецензируемых ВАК РФ, а также выступлениях на конференциях международного, всероссийского, межрегионального уровней, общим объемом 36,95 печатных листа.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (разделенных на девять параграфов), Заключения и Списка литературы, включающего в себя 331 пункт литературы. Общий объем диссертации 329 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе первой «Феноменология субъективации современного человека» рассматриваются теоретико-методологические принципы анализа и возможности субъективации человека.

В 1.1. «Современный человек в контексте социально-философского понимания» отмечается, что определяющей характеристикой современности является ее принципиальная незавершенность. Категория «современность» является содержательно-темпоральной, а не формально-календарной. С точки зрения социально-философского знания малопродуктивно пытаться четко определить хронологические рамки современности, так как человек сам в состоянии формировать свои современности, участвуя в создании контекстов своего бытия и алгоритмах взаимодействия с окружающей его социальностью.

Социально-философские исследования современного человека – это важнейший структурный элемент более широкой проблематики, формулирующейся посредством вопрошания «что такое человек?». Категория «современный человек» – это аналитическая конструкция, отражающая основные характеристики социального бытия множества отдельно взятых индивидов. Аналитическая конструкция «современный человек» подразумевает индивидуального, телесно-эмоционального и рефлектирующего индивида, действующего не только в исторически и социально конкретных, ограниченных и случайных жизненных условиях, но и онтологически неукорененного и способного формировать собственные социальные контексты. Аналитическая конструкция «современный человек» включает в себя множественный характер социального бытия отдельно взятых индивидов.

Включение в анализ символического измерения социальной реальности влияет на способ осмысления отношений доминирования между людьми и группами, следствием которого является ассиметричное распределение ресурсов. Одним из таких элементов символического измерения являются дискурсы о современном человеке. Дискурсы о современном человеке являются продуктом властных отношений, в том числе и идеологий, в чем его «узловая» важность для различного рода проблем, связанных с развития общества в XXI в. Различные дискурсы о современном человеке, будучи вовлеченными во властные отношения, обладают не только конструктивным, но и репрессивным потенциалом.

Начиная с эпохи модерн, восприятие человека в социальном пространстве стало все больше испытывать влияние научных дискурсов, которые стали оттеснять ненаучные (религиозные, мифические), дискурсивно выраженные представления. Нелинейное развитие науки диктует понимание дискурса о современном человеке не как истины последней инстанции или наиболее аутентичного образа современного человека (хотя большинство его создателей на это претендовали), но как структур, которые соотносятся с реальностью, оказывая влияние на социальные практики. Этим обосновывается необходимость учитывать при анализе различных форм социального сложившихся, например, в обществе модерн многообразия наиболее влиятельных дискурсов о современном человеке, таких как марксизм, либерализм, фрейдизм, бихевиоризм, экзистенциализм, а также формирующихся на их основе и независимо от них многочисленных новых дискурсов.

Многообразие дискурсов о современном человеке формирует тенденцию к отрицанию антропоцентризма в качестве тотализирующей, метанарративной установки, что соответствует основным реалиям общественной жизни. Дискурсы о современном человеке играют важную роль в обществе, являясь одним из структурных элементов, конструирующих социальность. Важнейшие антропологические дискурсы, являющиеся составными элементами властных отношений, не лишены деструктивно-репрессивных искривлений, ведущих к значительным социальным последствиям, проявляющиеся в том, что затрудняется возможность формирования объективных представлений о социальном бытии современного человека. Такая ситуация делает возможным распространение различных спекуляций и манипуляций, связанных с социальным бытием современного человека.

В 1.2 «Современный человек в перспективе субъектности: «центристские» и «децентристкие концепции» рассматриваются парадигмальные принципы основных концепций человека в философии Нового и Новейшего времени. Означаемое «индивидуальный субъект» применительно к социальному бытию современного человека выступает в качестве важнейшего ориентира, предполагающего процесс субъективации/самосубъективации, включающий момент самоконструирования, самосозидания, в том числе и посредством дискурсивных практик. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно в теоретико-методологическом плане, но слабо выражено в других обозначениях человека, таких как актор, индивид, личность.

Индивидуальный субъект эпохи модерн определяется как тот, который пред-ставляет, ставит перед собой мир как объект. Новое время истолковывает в качестве подлежащего такого индивидуального субъекта, каким является человек. В результате этой подстановки «подлежащее» превращается в утвердителя знания и морали. Культурным выражением метафизики становится гуманизм, а экономико-технической его манифестацией выступают наука, техника и промышленность.


загрузка...