Система формирования педагогической культуры у студентов вуза – будущих учителей в инновационной образовательной среде (25.04.2011)

Автор: Качалов Дмитрий Владимирович

КАЧАЛОВ Дмитрий Владимирович

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗА – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Шуя - 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Червова Альбина Александровна

Официальные оппоненты: Доктор педагогических наук, профессор,

Дмитриева Елена Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор

Родионов Михаил Алексеевич

Доктор педагогических наук, профессор

Фортова Любовь Константиновна

Ивановской обл., ул. Кооперативная, д. 24, ауд. 220.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки России vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « » 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В. Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Современное состояние российского общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни страны, побуждают по - новому взглянуть на проблемы формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют перспективу развития личности в вузе, требуют реорганизации образования, ставят задачу формирования личности специалиста с высоким уровнем профессионализма, креативности, высоким уровнем педагогической культуры. Проблема формирования и совершенствования педагогической культуры учителя в настоящее время является актуальной в связи с наметившейся тенденцией к раскрытию индивидуального потенциала личности, ее творческих способностей в образовательном процессе.

Актуальность решения задачи формирования педагогической культуры студентов вуза – будущих учителей обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании; углублением противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности современного человека в форме социального заказа общества, и фактическим уровнем педагогической культуры выпускников педагогических вузов.

На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблемы совершенствования методов и форм вузовской подготовки, разработки педагогических технологий, направленных на реализацию личностного подхода в обучении. В контексте этого выявляется несомненный приоритет развития творческой личности будущего учителя, способного к самореализации, самовыражению, саморазвитию; общая направленность системы высшего образования на целостное развитие личности студента – будущего учителя.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющихся публикаций по исследуемой теме свидетельствует о том, что она затронута, преимущественно, в следующих аспектах: общая культура человека, находящегося в системе непрерывного образования (Б.Н.Боденко, И.А. Зимняя, Н.А.Морозова, Т.А.Кривченко); общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности (И.Е.Видт, Н.В.Кузьмина, А.А.Петров, В.А.Сластенин); формирование культуры студентов посредством изучения культурологи (Т.В.Иванова).

В настоящее время проблема педагогической культуры вызывает особый интерес у философов, психологов, культурологов и педагогов. Различные подходы к понятию культуры рассматриваются в работах А.И. Арнольдова, Л.П. Буевой, П.С.Гуревича, Э.В. Ильенкова, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Э.С.Маркаряна, В.М. Межуева, Л.Г.Ионина и других. Современный общетеоретический подход к изучению проблемы формирования профессиональной и педагогической культуры заложен в трудах педагогов и психологов З.Ф. Абросимовой, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Барабанщикова, В. Бенина, Е.В. Бондаревской, и других. Разработка проблемы формирования педагогической культуры как качества личности учителя отражена в трудах Е.В. Бондаревской, И.Е.Видт, Н.Е.Воробьева, Н.Б.Крыловой, А.М.Прихожан, В.А.Сластенина, В.М. Шепель, Н.Е. Щурковой и других. Различные аспекты проблемы в области формирования профессиональной культуры, педагогической культуры отражены в диссертационных исследованиях С.В. Алещенко, В.Л.Бенина, С.В. Елькиной, В.А.Ильина, М.Кучеренко, Н.Г.Сикорской, С.С. Туркеновой, Н.Л. Шеховской и др; проблема создания инновационной образовательной среды рассматривается в диссертационных исследованиях В.П. Делия, Н.В.Диденко, И.С. Исламбековой, Е.В. Киприяновой, Э.Р.Мамонтовой и др.

Указанные исследования составляют серьезный научно-теоретический базис для разработки темы настоящего исследования.

В условиях модернизации российского образования необходимы новые средства формирования педагогической культуры студентов вуза и в связи с этим существует потребность определения методов, средств формирования педагогической культуры студентов вуза – будущих учителей, активации и творческого развития их потенциала, которые должны носить инновационный характер, основанные на совместной творческой деятельности педагога и студентов, специфических формах обмена личностными потенциалами на основе педагогического взаимодействия. Таковой является инновационная образовательная среда, которая ориентирована на формирование у будущих учителей творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации, необходимых для формирования педагогической культуры студентов вуза – будущих учителей.

Все сказанное позволяет констатировать, что сложились необходимые научные предпосылки для разработки целостного концептуального подхода к содержанию профессиональной подготовки будущих учителей в вузе, акцентирующего внимание на формировании педагогической культуры в инновационной образовательной среде.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем группу противоречий:

между традиционно сложившейся моделью профессиональной подготовки будущего учителя в вузе и новым типом профессиональной деятельности педагога с преобладающей ориентацией на развитие педагогической культуры, предполагающей формирование творческого мышления, способностей к поиску нестандартных решений в инновационной образовательной среде;

между реальным состоянием теории интегративно-целостного непрерывного педагогического образования, находящегося в стадии переосмысления, и общим концептуальным уровнем современной педагогической науки с ярко выраженными тенденциями к междисциплинарному синтезу, интеграции научного знания, использованию достижений системного, личностного, деятельностного подходов, возможностей новых информационных технологий;

между стремлением к организации учебного процесса, востребующего личностные функции обучающихся, и традиционно-знаниевым его построением, ориентированным на репродуктивно-алгоритмические методы;

между отдельными методическими подходами и рекомендациями по совершенствованию организации учебной деятельности студентов педагогических вузов в процессе их подготовки и объективной необходимостью научно-обоснованной технологии учебно-познавательной деятельности студентов как целостной системы формирования педагогической культуры будущего учителя в вузах.

Выявленные противоречия определяют проблему исследования, состоящую в том, что объективная необходимость подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем педагогической культуры, диктуется запросами общества, а педагогическая теория и практика ее формирования в настоящее время недостаточно разработаны.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, создании и реализации системы формирования педагогической культуры студентов вуза – будущих учителей в инновационной образовательной среде.

Объект исследования – процесс обучения студентов педагогического вуза.


загрузка...