Стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования (25.04.2011)

Автор: Галкина Марина Владимировна

Сущность психолого-педагогического эксперимента в становлении художника-педагога определяется факторами моделирования двухуровневой системы реализации концепции декоративно-прикладного искусства в системе высшего художественно-эстетического образования. Моделирование становления личности будущего художника-педагога проводилось в результате эксперимента на базе факультета Изобразительных искусств и народных ремесел Московского государственного областного университета. Цель эксперимента заключалась в поиске оптимально успешной системы организации образовательного процесса студентов художественного факультета, в результате апробации. В которой, достижения студентов формировались под воздействием различных уровней аккумуляции предметов декоративно-прикладного искусства в структуре образовательного процесса.

Образовательный процесс 1 контрольной группы не претерпел изменений ни в теоретически-методическом, ни в практически-художественном плане. Отработанные методики осуществлялись по схемам, утвержденным и многократно опробованным в работе факультета. По результатам диагностических исследований были сделаны выводы об уровне начальной подготовки студентов (до начала обучения), мотивационной и эстетической составляющей личности студента, а также о степени взаимовлияния всех компонентов.

2 экспериментальная группа студентов 3 курса обучения подверглась исследованию до проведения эксперимента (непосредственно после изучения ряда предметов). Усиление значение роли предметов декоративно-прикладного искусства и активная реализация потенциала стратегического ресурса декоративного искусства позволили по результатам эксперимента сделать соответствующие выводы. Отмечалась необходимость в связи блоков модели и формировании системы установок комплексных художественно-педагогических характеристик.

Проведенная по окончании формирующего эксперимента контрольная проверка и анализ результатов показали, что применение комплексных экспериментальных методик способствовало повышению эффективности эстетического развития будущих педагогов декоративно-прикладного искусства в процессе профессиональной художественно-педагогической подготовки. Улучшение результатов было зафиксировано по всем частным показателям, определяющим в совокупности динамику процесса эстетического развития средствами дизайна народного костюма.

В результате создания благоприятных психолого-педагогических условий были выявлены и развиты художественно-эстетические способности и потребности студентов, что явилось условием развития их художественно-эстетической культуры в целом.

В результате профессиональной педагогической направленности процесса эстетического развития средствами дизайна народного костюма студенты приобрели определенные художественно-педагогические знания, умения и навыки, применение которых может рассматриваться как основа повышения эффективности развивающего условия в их предстоящей художественно-эстетической педагогической деятельности. Произошли определенные изменения в мотивационно - потребностной сфере студентов. Особенно важны существенные изменения, касающиеся степени активности в сфере творческой художественно-педагогической деятельности, поскольку эффективность педагогического процесса во многом определяется способностями учителя к творческому поиску. Таким образом, результаты опытной проверки подтвердили выдвинутую гипотезу.

Экспериментальная модель профессионального становления художника-педагога раскрывает:

содержание, формы и методы работы для активной реализации стратегического ресурса декоративного искусства в систему художественно-эстетического образования;

описываются этапы процесса ее внедрения в художественно-педагогическом образовании;

раскрываются педагогические условия эффективного использования стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования; описывается программа опытно-экспериментальной работы, её этапы; даётся анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

подводятся итоги, подтверждающие выдвинутую гипотезу; предлагаются рекомендации по внедрению стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования на всех этапах художественно-педагогического образования.

Для формирования отвечающей запросам современного общества личности содержанию образования необходимо придать этнокультурную направленность. Относится это и к содержанию художественно-педагогического образования, использующего педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства.

В содержании художественно-педагогического образования выделяются федеральный, который един для всех образовательных учреждений, и региональный компоненты, представляющий региональные особенности обучения, включая потребности регионального рынка труда. Содержание, формы и методы работы по внедрению декоративно-прикладного искусства предполагают рассмотрение содержания регионального компонента различных уровней художественного образования.

Опора исследования на положения В.В. Краевского, И.Я. Лернера, позволяет определить стратегический ресурс декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования. В его состав входят: теоретические знания в области декоративно-прикладного искусства, о его месте в культуре, философии народа; сформированная система умений и навыков по созданию объектов декоративно-прикладного искусства; эмоционально-ценностные отношения и положительная мотивация к использованию педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства; опыт творческой деятельности, который накоплен человеком в процессе использования педагогического потенциала декоративно-прикладного и народного искусства.

Реализация внедрения декоративно-прикладного и народного искусства осуществляется в системе художественно-педагогического образования на профессиональном и постпрофессиональных этапах.

На профессиональном этапе системы художественно-педагогического образования целью является профессиональное становление художника-педагога, использующего внедрение стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования в профессионально-педагогическую и художественно-творческую деятельности, и обладающего профессиональными компетенциями. Определение целей предполагает решение определённых задач, к основным из которых необходимо отнести:

осуществление профессионально - педагогической и творческой деятельности по формированию предметной, аксиологической, технологической и социально-коммуникативной компетенций;

формирование системы знаний, умений и навыков по теории и истории декоративно-прикладного и народного искусства и народных промыслов, отдельных его видов в контексте отечественной, региональной и этнонациональной культуры;

формирование системы умений и навыков, опыта творческой деятельности использования декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической деятельности;

становление личности художника-педагога, использующего декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Постпрофессиональный этап системы художественно-педагогического образования преследует цель: рост профессионализма художника-педагога, использующего внедрение декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогическую, художественно-творческую деятельности.

На данном этапе ставятся определённые задачи: формирования мотивации процесса саморазвития, самообразования, профессионального роста художника-педагога, использующего декоративно-прикладное и народное искусство в профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности; повышению предметной, опытно-исследовательской, технологической и социально-коммуникативной компетенций художника-педагога; дальнейшему развитию психологических свойств и психологически важных качеств личности; развитию и корректировке профессионально-психологического профиля художника-педагога; обеспечению условий саморазвития, самообразования личности художника-педагога, использующего потенциал декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Осуществление деятельности по реализации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования на всех этапах происходит при опоре на определённые принципы обучения: целостности, системности, культуросообразности, преемственности, непрерывности, многомерности.

На каждом этапе также выявлены основные направления работы, организационные формы, методы обучения и воспитания, средства обучения, описанные на схеме 1.

В процессе оптимизации эффективного функционирования стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования происходит становление художника-педагога через реализацию модели его личностного становления, включающую подсистему профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности деятельности и поведения и продуктивную Я-концепцию.

Результатом реализации данной модели оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования является сформированный профессионал - художник-педагог, обладающий предметной, опытно-исследовательской, технологической и социально-коммуникативной компетенциями.

Необходимо отметить факторы, активно влияющие на процесс оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования - комплекса педагогических условий эффективного функционирования системы художественно-педагогического образования при реализации педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства. Успешное функционирование модели возможно при осуществлении работы по их выявлению, корректировке и создании условий, благоприятствования проводимым исследованиям. К данным условиям относится:

готовность педагогов всех уровней системы художественно-педагогического образования к оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования;

наличие учебно-методического обеспечения процесса оптимизации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

соблюдение преемственности в процессе оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования;

создание системы мониторинга эффективности системы оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования;

осуществление своевременной корректировки оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования.

Экспериментальное исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа на профессиональном и постпрофессиональном уровнях системы художественно-педагогического образования. Во время формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования, внедрение спецкурса «Декоративно-прикладное искусство» в учебный процесс этапов системы художественно-педагогического образования, экспериментальная проверка влияния педагогических условий на эффективность формирования социально-профессиональных компетенций художников-педагогов и на уровень их готовности к профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Эффективность опытно-экспериментальной работы по оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования определялась динамикой уровня сформированности каждого из выделенных критериев социально-профессиональных компетенций. Для подтверждения выводов представляем сравнительные данные сформированности социально-профессиональных компетенций по каждому критерию на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

Это даёт возможность считать, что выборки экспериментальных и контрольной групп однородны, а изменения уровней сформированное профессиональных компетенций у художников-педагогов, использующих педагогический потенциал декоративного искусства в художественно-педагогической деятельности происходили не стихийно, а под влиянием разработанной нами модели подготовки оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования.

Полученные результаты опытно-экспериментального исследования дают основание утверждать, что уровень сформированных профессиональных компетенций художников-педагогов, использующих педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства выше, чем в контрольной, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели оптимизации эффективного функционирования системы художественно-эстетического образования.

Контрольные параметры исследования:

базовый уровень профессиональных компетенций будущего художника-педагога

уровень восприятия эстетического и социо-культурного факторов

способность к усвоению и принятию новых форм обучения и воспитания


загрузка...