Стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования (25.04.2011)

Автор: Галкина Марина Владимировна

По вопросам становления личности в образовании широкий спектр подходов к эстетическому воспитанию личности раскрывается в исследованиях по искусству В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Н.Н. Ростовцева, И.М. Рязанцевой, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова; социологии образования С.А. Бакушинского, Н.Е. Орловой, В.С. Собкина; культурологии Н.Б. Крылова; этнопедагогики и этнопсихологии Т.И. Бакланова, Е.Н. Волкова, Л.В. Кузнецовой, Д.С. Лихачёв, С.Е. Раимова, Я.И. Ханбикова и др.

В данном направлении большая работа проведена Скворцовым К.А. В его работе «Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества» отмечается важная мысль о том, что: «Творческий труд способствует приобретению и активному использованию знаний, способствует умственному развитию и в конечном счёте формирует культуру как отдельных людей, так и общества в целом».

Справедливо подчеркивается в научных трудах Шпикаловой Т.Я.: «Искусство рассматривается как целостность, состоящая из двух культур - народной и профессиональной, находящихся в постоянном взаимодействии. Поэтому в содержании по-новому отражены интеграционные связи различных видов искусств. Народное искусство выступает равноправным компонентом художественно-эстетического образования и восприятия».

В научных исследованиях Хворостова Н.Б. образование рассматриватся как естественное средство общественного воспроизводства культуры.

Наряду с проведением теоретических исследований, в профессионально-педагогическом образовании развернулась работа по эффективному использованию компонента в профессиональном становлении. При всей её несомненной научной и практической значимости следует всё же отметить, что разработка и реализация стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования является одним из малоисследованных направлений теории и методики профессионального образования.

Исследование теории и практики профессиональной подготовки художников-педагогов позволило выявить ряд существенных противоречий, обострившихся в последние десятилетия, главные из которых:

• между социально-профессиональной потребностью и ценностно-эстетическим содержанием реализации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования и недостаточной разработанностью методологических основ данного процесса;

между наличием понимания значимости народного искусства в становлении художника-педагога и отсутствием разработанных теоретических основ процесса определения стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

между потребностью человека в профессионально-личностном развитии в течение всей жизни и отсутствием технологий личностного развития участников образовательного процесса при использовании стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

• между совокупностью научных знаний о возможностях культуры, искусства, декоративного искусства в формировании личности на всех жизненных этапах и необходимостью создания целостного многоуровневого комплекса программ реализации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

Установленные противоречия позволили выявить проблему исследования: определение оптимальных методических, теоретических и технологических параметров стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования с учетом компетентностного подхода.. Существование объективной проблемы в подготовке специалистов декоративного искусства в системе художественно-педагогического образования, необходимость её решения и наличие для этого определённых теоретических предпосылок свидетельствуют об актуальности исследования и формулировки его темы: «Стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования ».

Объект исследования: стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования

Предмет исследования: методические, теоретические и технологические основы реализации целей стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования на уровне высшего профессионального образования

Цель исследования: проанализировать, выявить и определить концепцию реализации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что модернизация подхода в использовании массива стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования существенно повысит эффективность профессиональной, духовно-нравственной и методической подготовки художников-педагогов и может быть обеспечено при условии, если будут:

определены требования целостности и многоуровневой интеграции концептуальной основы стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

разработана модель единого учебного, педагогического, эстетически реализующегося стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования.

определено содержание эстетической культуры участников образовательного процесса в стратегическом ресурсе декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования.

разработана поэтапность развития технологий и механизмов реализации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования

выявлены и апробированы педагогические условия успешного применения качеств стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы его следующие задачи, решение которых потребовало:

Раскрыть сущность стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования, определить его место и роль на современном этапе, рассмотреть методические основы реализации стратегического ресурса декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического образования в системе художественно-педагогического образования;

Разработать концептуальные основы успешной реализации стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

Разработать и апробировать структуру стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования и модель личностного становления участников образовательного процесса в системе художественно-педагогического образования;

Рассмотреть психолого-педагогические основы процесса личностного становления художников-педагогов в ходе реализации доминанты стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

Исследовать значение стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования;

Разработать и экспериментально проверить учебно-воспитательные возможности стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили базовые категории диалектики, положения философского антропологизма, философской интерпретации, опытно-исследовательской философии и теории систем, психологические теории деятельности, теории достижения высшего мастерства и развития профессионала, теории общей педагогики и социально-педагогического проектирования и др.

Теоретическим основанием разработки концептуальных положений формирования стратегического ресурса декоративного искусства в системе художественно-эстетического образования являются идеи философии образования для XXI века; эстетические теории и концепции культуры; фундаментальные положения функционирования и развития педагогических систем, раскрывающие взаимодействие педагогики и эстетики; психологические теории о целостной, деятельностной, творческой основе человека, многофакторности ее формирования и развития в процессе становления его субъектом культуры.

Теоретическую основу исследования составили:

системный подход к анализу предмета исследования, его описанию и интерпретации (П.К. Анохин, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Б.Г. Юдин, В.Д. Шадриков и др.);

опытно-исследовательское обоснование проблемы человека и образования (Б.Г. Ананьев, Б.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.М. Розин, Н.С. Розов, Л. Фейербах и др.);

•педагогико-антропологическое и профессионально-педагогическое обоснование проблем человека и профессионального образования (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Д.И. Фельдштейн и др.);

•теоретические основы формирования содержания образования (В.Н. Беспалько, А.А. Кузнецов, Н.Д. Никандров, В.С. Леднёв, И.Я. Лернер, В.Г. Максимов);

•положения о гуманизации и гуманитаризации отечественного непрерывного образования (Л.Н. Антонова, А.С. Асмолов, М.Н. Берулава, Д.Б. Богоявленская, И.Д. Зимняя, В.Н. Зинченко, Г.Б. Корнетов, М.В. Кларин, П.Д. Никандров, Л.И. Субетто и др.);

постулаты гуманистической психологии и педагогики, реализующиеся в личностно деятельностном и личностно ориентированном подходах к организации учебного процесса (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Д. Зимняя, И.С. Кон, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.Д. Петровская, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская);

культурологический, этноисторический подходы в формировании содержания национально-регионального компонента учебного плана Государственных образовательных стандартов (Г.П. Белозерцев, Г.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, И.Б. Крылова, Т.Н. Петрова, К.В. Рождественский, В.Д. Шадриков и др.);

методология совершенствования качества образования объективизации оценочного отношения к свойствам личности на разных типах образования (В.И. Байденко, В.И. Козлов, И.Д. Зимняя, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, Н.А. Селезнёва.);

теоретические и методические положения по профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства (Д.С. Боголюбов, Г.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, И.М. Рязанцева, Н.Н. Ростовцев, Э.И. Сокольникова, А.А. Ковалев, Корзинова Е.И., Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова);.

анализ современного состояния педагогической практики в области декоративно-прикладного искусства представлен в работах: Барадулина В.А, Ковалева А.А., Черемных Б.В., Шпикаловой Т.Я.


загрузка...