Эволюция политического лидерства в исламском мире в контексте концепции «Третьего пути» в 40-е г. ХХ в. – нач. ХХI в. (Индонезия, Ливия, Иран) (25.01.2010)

Автор: Воронин Сергей Анатольевич

ВОРОНИН Сергей Анатольевич

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

В ИСЛАМСКОМ МИРЕ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ

«ТРЕТЬЕГО ПУТИ» В 40-Е г. ХХ в. – нач. ХХI в.

(ИНДОНЕЗИЯ, ЛИВИЯ, ИРАН)

Специальность 07.00.03. – Всеобщая история

(новая и новейшая история)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора исторических наук

Работа выполнена в отделе комплексных проблем

международных отношений

Института востоковедения РАН.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор РУДН Пономаренко Л.В.

доктор исторических наук,

профессор МГОУ Тен В.А.

доктор исторических наук, директор

Центра постсоветских исследований

МГИМО (У) МИД РФ Чернявский С.И.

Ведущая организация: Московский государственный

педагогический университет

Защита состоится 21 апреля 2010 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212. 155. 05. по историческим наукам при Московском государственном областном университете по адресу: г. Москва, ул. Ф.Энгельса,

д. 21 , ауд. 305.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета.

Автореферат разослан «___» _________2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Е.Б.Никитаева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Процесс глобализации международного сообщества является основным вектором социально-экономического развития, начиная со 2-ой половины ХХ в., нацеленным на интеграцию планетарного социума, конечной целью которого стало не только развитие геополитической ситуации, направленной на формирование новой картины мира, функционирование финансовых инструментов, формирующих новое международное разделение труда, но и создание дериватива человека, предельно обезличенного и стандартизированного, идеального элемента нового социального механизма «эпохи масс». Во 2-ой половине ХХ в. – начале XXI в. общества и политические системы Востока втягиваются в глобализирующийся планетарный социум. Колониальный период на Востоке продемонстрировал относительно незначительные сдвиги в социально-экономической сфере. Гетерогенность и анклавность развития капиталистических отношений – лучшее доказательство того, что модернизация не достигла поставленных задач, поскольку затронула узколокальные сферы сознания и экономики. В постколониальный период модернизация приобрела более широкий характер. Однако трудности адаптации связаны не только с опорой восточных обществ на традиционные ценности, но и с невиданным динамизмом исторических процессов на Востоке во 2-ой половине ХХ – начале ХХI в.

Массовое и индивидуальное сознание восточных социумов прошло в течение этого времени через обретение независимости, процесс нациестроительства, включение в мировую экономику, адаптацию к биполярной модели мира и переориентирование на политическое доминирование идеократии США после распада СССР.

Глобализация открыла путь к трансформации сознания восточных социумов, затрагивающей базовые ценности традиционных обществ. Пройдя через период нациестроительства и пытаясь встроиться в общемировые процессы во второй половине ХХ в., восточные общества оказались перед лицом новых реалий. И прежде всего процесса глобализации и демократического транзита, ему сопутствующего, направленного на канонизацию западного социально-экономического мировидения. Глобализация «взрывает» национальный консенсус, выдвигает приоритет индивидуального над национальным. Возникают доминанты мировых политических, экономических интересов личности над национальными. Индивиды из граждан государств трансформируются в граждан мира. В результате происходит унификация, универсализация потребностей и массовой культуры, заменившей культуры национальные. Чем выше темпы глобализации, тем выше уровень сопротивления ей в традиционных социумах. Глобализация как процесс, источником которого является западное постиндустриальное общество, воспринимается на Востоке как специфическая форма неоколониализма (информационно-техническая) в современных условиях. Ответом являются концепции эндогенности развития на Востоке, рост исламизма.События 11 сентября 2001 года в США стали кульминацией неприятия исламским миром вестернизированного глобального проекта под эгидой США.

Cовременному обществу суждено наблюдать тектонические изменения в структуре мировых центров силы. Доминирование Западной цивилизации, начавшееся с периода Великих географических открытий и продолжавшееся на протяжении последних пяти столетий, отходит в прошлое. Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, со всей полнотой показал несостоятельность западного глобального проекта, построенного на доминировании США и ценностей общества потребления.

В этих условиях изучение и анализ феномена политического лидерства на Востоке, в исламском мире, в частности, является весьма актуальным. Лидеры исламского мира становятся ключевыми игроками в новой формирующейся структуре мира.

Актуальность данной темы связана и с тем, что первое десятилетие XXI в. продемонстрировало реанимацию доктрины национализма на Востоке, которая, казалось бы, стала историческим реликтом. Современное состояние исламского мира демонстрирует также актуализацию идеологии исламизма как доктрины самоидентификации и противопоставления мусульманской уммы глобализирующемуся миру. Всё это свидетельствует о продолжении поиска пути развития гетерогенным и полиэтническим миром ислама. Обращение в связи с этим к изучению опыта концепции «третьего пути» как идеологии политического лидерства на Востоке во второй половине ХХ века представляется также весьма актуальным.

Объект исследования:

Объектом исследования является природа и роль политического лидерства в исламском мире, его типологизация в контексте формирования концепции «третьего пути», которая рассматривается на примерах «индонезийской» (национализм+ислам), «ливийской» (ислам+национализм) и «иранской» (ислам+исламизм) моделей развития.

Предмет исследования: Комплексный научно-политический анализ эволюции локально-доктринального политического лидерства в исламском мире во второй половине ХХ веке, его типологизация, анализ идеологии «третьего пути» как фактора самоидентификации лидера и общества в исламском мире во 2-ой половине ХХ в.


загрузка...